Лучший педагог года

Отчёт «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Дугинова Марина Николаевна
Отчёт «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Мной был разработан долгосрочный проект на тему: «Экспериментирование – как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать и я пойму».

Публикация «Отчёт „Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

Работая над этой темой, я поставила перед собой цель: создание условий для опытно – исследовательской деятельности в работе с дошкольниками и их семьями в условиях ДОУ, внедрение в практическую деятельность технологий исследовательского обучения.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

1. Изучение и анализ научно – методической литературы по теме проекта.

2. Создание социально - педагогических условий для опытно – исследовательской деятельности с семьями воспитанников.

3. Привлечение родителей к совместному сотрудничеству в рамках ДОУ.

4. Развитие интеллектуальных эмоций детей : создание условий для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач.

5. Выявление результативности работы с детьми, создание перспективности по теме проекта.

Для достижения поставленных задач выявила методы и приемы:

- От простого к сложному

- Проблемный метод обучения

- Частично-поисковый

- Наблюдение

- Схематическое моделирование опыта

Главные достоинства экспериментирования в детском саду :

- воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;

-активно развивается речь ребенка;

-происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

-формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;

- формируются трудовые навыки;

- укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В соответствии с возрастом у детей приобретаются новые навыки:

Средняя группа.

- Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные.

- Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности и поощрения воспитанников.

- Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений.

- Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования.

Старшая группа.

- Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы.

- Даются задания по прогнозированию результатов.

- Опыты проводятся поэтапно.

- Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы.

- Вводятся длительные эксперименты.

- Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности, но из-за не сформированности произвольного внимания могут их забыть.

Подготовительная группа.

- Проведение экспериментов – норма жизни.

- Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу, проверяют их истину, умеют от нее отказаться. Воспитанники проявляют инициативу.

- Воспитанники могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений.

- Самостоятельно убирают оборудование после проведенных опытов.

Практическая значимость данного проекта заключается в том, что данный проект может быть использован педагогами, работающим по теме экспериментирование и поисковая деятельность детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. Участники проекта: дети дошкольного возраста (4-7 лет, родители воспитанников, педагоги.

Работая над проектом я выделила следующие модели организации экспериментирования

Этапы проекта:

• Организационный (1 этап)(июль –август 2015 г.)

Организация предметно – развивающей среды.

Разработка перспективного планирования.

Подборка опытов с описанием проведения.

• Содержательный (2 этап)(сентябрь 2015г. – апрель 2018 г.)

Реализация перспективного планирования через: НОД, образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную экспериментальную деятельность, дидактические игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, видеороликов.

• Результативный (3этап)(май 2018 г.)

Анализ, результативность, перспективность проекта.

Для достижения цели были выявлены следующие целевые ориентиры:

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно – следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребенка складываются предпосылки грамотности. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

В проекте участвуют дети группы «Солнышко» :

средняя группа -2015-2016 уч. г. ;

старшая группа - 2016-2017 уч. г. ;

подготовительная группа - 2017-2018 уч. г.

Сроки проведения: июль 2015 г. - май 2018 г.

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

1. Создание центра экспериментально-поисковой деятельности.

2. Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе.

3. Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности.

4. Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности :

1. Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

2. Самостоятельная деятельность детей.

3. Фронтальные занятия.

4. КВН, развлечения.

5. Наблюдения в природе.

6. Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

7. Беседы по теме эксперимента.

8. Целевая прогулка

9. Экскурсия

Структура проведения игры-экспериментирования :

1. Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

3. Проверка гипотезы (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства)

4. Подведение итогов, вывод;

5. Фиксация результатов;

6. Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

1. внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

2. тайна, сюрприз;

3. мотив помощи;

4. познавательный мотив (почему так)

5. ситуация выбора.

Я старалась так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал, и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.

Поэтому я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников. В уголке природы оборудована «мини-лаборатория». Она оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:

-приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;

-природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;

-разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл);

-медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

-прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

-утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.

Здесь дети проводят самостоятельную и совместную с взрослым исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.

Опытно – экспериментальная деятельность детей соответствует возрасту и возможностям детей. Я знакомлю их со свойствами снега: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Например, мы с детьми проводили опыт со снегом. Занесли снег в группу, через несколько минут снег начал таять. Сделали вывод: состояние снега зависит от температуры воздуха. Мы налили в литровую банку кипяток и закрыли ее крышкой с отверстиями, сверху положили кусочек снега. Под воздействием пара снег начал стремительно таять. Делаем вывод: чем выше температура, тем быстрее тает снег. Исследовали вкус и цвет воды, познакомились со свойством воды «прозрачность». Изучая свойства песка, дети сделали вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить. На вопрос: «Чем можно рисовать?» - дети отвечают, что можно рисовать красками, мелом, карандашами, забывая, что в раннем возрасте пытались рисовать кашей и компотом. Важно отметить, что природа дает нам разные натуральные краски. Я предложила ребенку листы плотной бумаги, кусочки свеклы, зелень, несколько ягод. У ребенка появилась возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски. Из пластилина можно лепить не только фигурки, но и слепки. К примеру, кусочек пластилина, прижатый к коре дерева, передаст все изгибы и трещинки на его поверхности. Я предложила детям проделать это с разными породами деревьев. Такие игры-занятия знакомят детей с разнообразием фактур материалов.

Так, в процессе экспериментирования я обучала воспитанников своей группы:

• видеть и выделять проблему;

• принимать и ставить цель;

решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

• высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества. Использую различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические. С этой целью я разработала консультации для родителей об исследовательской деятельности по следующей теме: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Консультации для воспитателей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Было проведено открытое занятие в средней группе на тему : Тема: «Волшебная капля воды» Цель занятия: познакомить детей со свойствами воды. Вода – это жидкость, она имеет вес, безвкусна, прозрачная.

Конспект в средней группе «Комнатные растения. Фиалка в горшке»

Цели: Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

Проведен мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей»

Проведена консультация для родителей на темы: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» «Детское экспериментирование как метод»

Проведена консультация для воспитателей на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

В результате работы за год я:

Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

Создала картотеку опытов и экспериментов.

Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.

Разработала конспекты НОД по экспериментированию.

Провела консультации для родителей по данной теме.

Разработала рекомендации для воспитателей ДОУ.

Сделан мной лэпбук на тему: «Бродит капелька по свету»

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

В перспективе планирую продолжить работу по данной теме. А накопленным материалом предлагаю поделиться с коллегами.

Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, мы смогли развить у детей изобретательность, творческую активность, Таким образом, работа по данному проекту позволила сделать вывод о том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интегративные интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.

Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Познавательный интерес; открыли перед детьми удивительный мир экспериментирования.

Публикации по теме:

«Детское экспериментирование как средство познавательной активности» Малыш с раннего детства является исследователем окружающего мира. Чем больше он трогает, эспериментирует, исследует, рассуждает,наблюдает,.

Фольклор как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста Р. К. Чугунекова <<Язык-это летопись истории народа>>К. Д. Ушинский Великий педагог К. Д. Ушинский считал:<<. воспитание,если.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности докшкольников Дети - природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать и я пойму!» (Китайская пословица) «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,.

План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности» План работы по самообразованию воспитателя Галиной Ирины Вячеславовны 2016 – 2017 г. г. Тема: «Экспериментирование, как средство развития.

Планирование работы по самообразованию. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности Сроки выполнения Содержание и формы работы Сентябрь Подбор материала по теме: Постановка целей и задач по данной теме. «Детское экспериментирование.

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДОУ" Цель проекта.

Программа по самообразованию: «Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста» «Музей-это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит.

Экспериментирование-метод формирования познавательной активности у детей раннего возрастаЭкспериментирование-метод формирования познавательной активности у детей раннего возраста Известно, что уже в раннем младенчестве, видя яркий предмет, слыша мелодию, пение, громкую речь, ребёнок начинает проявлять «интерес» к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 февраля 2017 в 10:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД