Лучший педагог года

Открытая совместная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные камни»

Инна Акулова
Открытая совместная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные камни»

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Программное содержание:

1. Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам : размер (большой, средний, маленький) ; поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая) ; температура (теплый, холодный) ; вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде.

2. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома

Публикация «Открытая совместная деятельность для детей старшего дошкольного возраста „Удивительные камни“» размещена в разделах

3. Развивать память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.

4. Воспитывать аккуратность в работе с материалом, уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Демонстрационный и раздаточный материал.

1. Презентация, набор камней, слайды с изображением иллюстраций из сказок «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы» - каменный цветок.

2. Фотографии, картины гор, рек морей, мостов, здания, украшения.

3. Ящик ощущений.

4. Лупы.

5. Стакан с водой, ложка.

6. Салфетки.

7. Макет горы.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о камнях, рассматривание иллюстраций, минеральные драгоценные камни. Сбор коллекции камней. Занятия познавательного цикла «Откуда берутся камни», проведения опыта с водой, чтение сказки П. П. Бажова “Каменный цветок”.

Словарная работа.

Шершавый, шероховатый, камнепад.

Дифференцированная работа: с Аделиной Т., Димой Ч.

Работа с родителями:

Изготовление шкатулок из камней, поделки из камней, сбор материала для занятий: лупы, стаканчики.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, у нас сегодня гости, посмотрите на всех, улыбнитесь гостям. (Звучит музыка – звук моря).

Послушайте музыку, что вы слышите? Что вам напоминает эта музыка?

Ответы детей. (Шум моря, прибой).

Воспитатель. Закройте глаза представьте, что вы на берегу моря. Светит теплое солнышко. Мы греемся под ним. Нам хорошо и спокойно. Дует теплый ветерок (ручками помашите на себя). Дышится легко, ровно, глубоко (вдох-выдох) 2р. Вот набегает волна, за волной и что-то выносит на берег. К нашим ногам. Какой-то предмет мы берём его с собой, открываем глаза и снова оказываемся в детском саду.

-Что же волны вынесли к нашим ногам? Вы не знаете?

Узнать нам поможет «ящик ощущений». Сейчас кто-то из вас нащупает предмет в ящике ощущений, но нам не скажет, даже если узнает его. Мы попробуем сами догадаться, задавая вопросы. Можно мне задать вопрос?

Вопросы:

Это живое или неживое?

-Задавайте свои вопросы.

Это съедобное или нет?

Холодное или теплое?

Плотное или рыхлое?

Тяжелое или легкое?

Этот предмет гладкий или шершавый)

Воспитатель. Дети, вы догадались, что находится в ящике ощущений? Ответы детей.

Воспитатель. (Если не догадались). Хорошо, послушайте внимательно загадку, я думаю, она точно поможет вам отгадать, что находится в ящике ощущений.

В сережках у мамы огнем он горит

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячи лет.

Он может быть мелкий — в ладошке лежать.

Тяжёлый, большой — одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Ответы детей. (Камень).

Воспитатель. О чём пойдет сегодня речь?

Ответы детей. камне)

II. Основная часть занятия.

Вос-ль. (Показать глобус)

-Что это?

Ответы детей : это глобус.

Воспитатель. У нашей Земли есть тоже одежда. Она состоит из камешков. Посмотрите на глобус. Каждый камешек, это кусочек горы. Там где много камней, возвышаются горы. Посмотрите сколько на нашей планете гор, они обозначены тёмно-коричневым цветом.

-Кто из вас знает происхождение камня, чем он был до того, как стал камнем?

(Показ –скала, большой камень, два маленьких камня, песок, вода.)

-Кто из вас был в горах? Кто видел горы? Чем сначала был камень?

Ответы детей. (пылью, песком).

Воспитатель. Потом, что произошло? Большие камни откололись от гор (это называется камнепад). Их обмывало водой, потом они терлись друг о друга, вновь раскалывались (на более мелкие, снова обмывались водой, превращались в песок, а потом снова спрессовывались в горные породы (горные породы – это камни) и становились скалами, горами. И так по кругу происходит в природе.

Физкультминутка.

Вот огромная гора. (Дети поднимают руки вверх)

Вдруг начался камнепад. (Дети опускают руки вниз)

Камни падают с вершины, (Опускают и поднимают руки)

Раскололись камешки, (Руки в стороны)

Да в песочек превратились,

И на землю опустились. (Приседание, садятся на места)

(Из коробки раздать детям камешки)

Воспитатель. -Возьмите камешки, рассмотрите их, какие они? Одинаковые или разные? Рассмотрите через лупу.

Экспериментальная деятельность.

Воспитатель. Камни имеют определённые свойства.

Опыт 1. Возьмите один камешек и опустите в воду. Что произошло?

Ответы детей. (Опустились в низ).

Воспитатель. Опустите в воду деревянный предмет. Что происходит? (Он не тонет)

Какой можно сделать вывод, почему камни тонут, а деревянные предметы нет?

Ответы детей. Камни тяжёлые, а деревянные предметы – лёгкие.

Воспитатель. Камни - тяжелые, деревянные предметы легче. Это их свойство.

Опыт 2. Как вы думаете, если помешать, камень растворится? Проверим.

Какой сделаем вывод? (Запомните - Камни не растворяются не в одной жидкости)

3. Возьмите в одну руку пластилин, в другую камень, сожмите предметы. Что произошло? Какой вывод сделаем? (Камни - твёрдые).

-- Ребята, что люди делают из камня?

Ответы детей. (Люди из камня строят, делают украшения, применяют для лечения)

Презентация.

Воспитатель. Ребята, а вы когда-нибудь играли с камушками?

А давайте поиграем? Но сначала разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Веселые камешки».

Посмотрите, вот какие – эти камешки большие,

А шершавые какие! В руки камешки возьмем

и в руках мы их сожмем!

Тук да тук, тук да тук! Вот какой веселый звук!

Игра «Нарисуй картинку»

Задание: Из камушков создадим картину, из них можно выложить узор или солнышко, домик и т. д.

Игра: «Сочиняем рассказы и сказки»

Ход игры:

Я предлагаю выбрать самый интересный камешек и рассказать о нем сказку или рассказ.

- Где «жил» раньше этот камешек, как он появился на свет, как попал в детский сад, нужен ли он людям, что можно из него сделать. (Дать время на сочинение)

У кого готова сказка или рассказ поднимите камешек. Кто не смог придумать, расскажет нам в следующий раз.

Итог занятия.

- Вам понравилось занятие?

-Что больше всего понравилось?

-Как появились камни?

- Какие свойства имеют камни?

Когда вы пойдёте в школу там ещё узнаете много интересного о камнях.

Использованная литература:

1. Н. А. Рыжова “Я и природа”, Москва 1996 г.

2. Н. А. Рыжова “Экологическое образование в дошкольных учреждениях : теория и практика”, Москва 1999 г.

3. Т. М. Бондаренко “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”, Воронеж 2002 г.

4. Т. Н. Зенина “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” (старшая группа, Москва 2008 г.

5. А. И. Иванова “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду”, Москва 2007 г.

Публикации по теме:

«О чем рассказывают камни». Конспект игровой образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста Цель. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;.

НОД «Эти удивительные камни» НОД тема: «Эти удивительные камни». Задачи: Образовательные: Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным.

Интегрированная совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) Цель: знакомить детей с традициями встречи Нового года в России и других странах (дать представление об отличительных особенностях проведения.

Открытая образовательная совместная деятельность в подготовительной к школе группе Тема: Звуки –В,ВЬ-, буква –В-, Транспорт. Цель: Познакомить с буквой –В-; Задачи: 1. Уточнить и закрепить произношение звуков –В,ВЬ- в речи.

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Я на солнышке лежу» Задачи: Образовательные: Расширять представления детей об их правах. Дать представления о том, что отдых необходим для сохранения здоровья.

Совместная деятельность родителей и детей старшего дошкольного возраста «Жостовский поднос»Совместная деятельность родителей и детей старшего дошкольного возраста «Жостовский поднос» Мастер — класс Совместная познавательно-художественная деятельность родителей и детей старшего дошкольного возраста Тема: «Жостовский поднос».

Открытая НОД в группе старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) на тему «Бытовые приборы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 «Машенька» Конспект открытой НОД в группе старшего.

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по Санкт-Петербургу» Воспитатель ст. группы - Биткова Е. С. Цель: Познакомить детей с достопримечательностями родного города Задачи: - Расширение словарного запаса.

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну дорожных знаков» Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну дорожных знаков" Цель: Закрепление и уточнение знаний.

Интегрированная совместная деятельность по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к планете Математика» Цель занятия Систематизировать элементарные математические представления. Задачи Развивать познавательные интересы детей. Развивать интерес.

Автор публикации:
Открытая совместная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные камни»
Опубликовано: 21 июля 2015 в 13:27
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД