Открытое логопедическое занятие для молодых специалистов в подготовительной группе «Знакомьтесь: звук [Ш]»

Татьяна Голубева
Открытое логопедическое занятие для молодых специалистов в подготовительной группе «Знакомьтесь: звук [Ш]»

Автор: Голубева Т. В., учитель-логопед МБДОУ ДС № 38 "Золотой петушок" г. Димитровграда Ульяновской области

Интеграция образовательных областей:

•Речевое развитие

•Познавательное развитие

•Физическое развитие

Технологии:

•игровые технологии, направленные на развитие слухового внимания, памяти, вербального мышления, зрительно-моторной координации;

•технологии сохранения и стимулирования здоровья: артикуляционная, пальчиковая гимнастика, динамические паузы

Возраст и контингент обучающихся: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тип и вид занятия: изучение нового материала на занятии по формированию фонетической стороны речи и обучению грамоте, 2 период обучения

Задачи:

•коррекционно—образовательная: познакомить детей с характеристикой звука Ш;

•коррекционно-развивающие: совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности; закрепить умение определять место звука в слове; продолжать учить анализировать слова с определенным количеством слогов; формировать слухоречевые память и внимание;

•коррекционно—воспитательная: воспитывать у детей готовность в оказании взаимной выручки и поддержки.

Оборудование. Демонстрационный материал: авторское наборное полотно 3х-уровневое; предметные картинки на изучаемый звук; символ звука; «фотографии звуков» (кружки красного, синего и зеленого цвета с колокольчиком и без для обозначения гласного/согласного, твердого/мягкого, глухого/звонкого звуков); авторские дидактические пособия «Помоги одеться Звуку»; «Поезд»; «Что покажет телевизор?».

Раздаточный материал: конверты с тремя отделениями (1 отделение - звуковые линейки 1 и 2; 2 отделение - сигнальные карточки; 3 отделение - кружки красного, синего и зеленого цвета с колокольчиком и без (для обозначения гласного/согласного, твердого/мягкого, глухого/звонкого звуков)

Ход занятия

1. Организационный момент

«Разминка»:

- артикуляционная гимнастика для шипящих: «чашечка», «вкусное варенье», «маляр»;

- пальчиковая гимнастика по лексической теме недели.

2. Основная часть

Новая тема:

«Знакомьтесь: звук Ш»

Задание 1. Дидактическое упражнение «Разбирай-ка»

Прослушать скороговорку: Шесть мышат в камышах шуршат.

Какой звук в ней слышится чаще других?

- Разобрать артикуляцию звука [Ш]: губки округлены и слегка вытянуты вперед; широкий язычок наверху, образует «чашечку»; теплая воздушная струя идет по центру язычка; горлышко «молчит».

- Дать характеристику звука [Ш]: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, глухой. Обозначение: синий кружок («фотография» звука).

Задание 2. Дидактическая игра «Помоги одеться Звуку»

(Одежда прикрепляется на магниты, которые находятся над головой, на груди и на ножках Звука: для гласных звуков предметы одежды красного цвета; для твердых согласных - синего цвета, шапочки с колокольчиком для звонких и без него для глухих звуков; для мягких согласных - зеленого цвета, шапочки с колокольчиком и без)

Открытое логопедическое занятие для молодых специалистов в подготовительной группе «Знакомьтесь: звук [Ш]»

Задание 3. Дидактическое упражнение «Узнавай-ка»

Поднять высоко руку с сигналом, если услышите звук [Ш]: ш, п, к, ш, н, ш. ; ша, па, ка, шу, иш. ; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш.

Задание 4. Дидактическое упражнение «Поймай-ка»

Хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть, если услышите звук Ш (упражнение выполняется стоя)

Жил на свете кот-котишка по прозванью Хитрый Тишка.

И жила на свете мышка по прозванью просто Мышка.

Тише, тише, тише, тишь. В темноте крадётся Мышь.

А за нею очень тихо, в тишине крадётся Тихон. С. Иванов «Мышка или кошка?»

Задание 5. Дидактическое упражнение «Запоминай-ка»

Запомнить и повторить цепочку слогов (игра с мячом): ша-шо-шу-ши; аш-ош-уш-иш; шта-што-шту-шты и т. д.

Задание 6. Дидактическое упражнение «Найди место звука»

Определить место звука Ш в словах (на картинках): звук в начале, в середине или в конце слова.

Задание 7. Дидактическая игра «Что покажет телевизор?»

Цель: Упражнять детей в определении первого звука в словах, в составлении слова из выделенных звуков.

Игровой материал: 1. Пластиковое полотно, на котором внизу 2 длинных рейки одна под другой для предметных картинок и звуковых символов, а сверху — изображение телевизора; за ширмой-экраном — рейка (для демонстрации картинок). 2. Предметные картинки и карточки с символами звуков. 3. Картинка для телеэкрана (за ширмой): мишка.

Ход игры: «Чтобы включить наш телевизор и увидеть изображение на его экране, нужно определить первый звук в словах — названиях картинок, помещенных на верхней полочке, и найти соответствующий символ каждого. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, на экране телевизора появится изображение». Логопед вставляет на верхнюю рейку предметные картинки, просит детей назвать первый звук в каждом из этих слов (м`, и, ш, к, а) и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (мишка). Затем демонстрируется картинка на экране.

Динамическая пауза: «Что зимою делал мишка?»

- Эй, девчонки, эй, мальчишки! Что зимою делал мишка?

Он не видел, / закрыть ладонями глаза/

Он не знал, / приставить указательные пальцы к вискам/

Он не слышал, / закрыть ладонями уши/

Он не звал, / закрыть ладонями рот/

Он не нюхал, / зажать ладонями нос/

Он не ел, / положить ладони на живот/

Он не шёл / присесть, положить ладони на колени/

И не сидел / встать, положить ладони на поясницу/

- Вот загадку загадал! / удивлённо развести руки в стороны /

Что же мишка делал? Спал! / ладони сложить вместе, положить под щёку, голову наклонить/.

Задание 8. Дидактическая игра «Поезд»

Цель: Упражнять в определении количества слогов в словах.

Игровой материал: 1. Панно с изображением паровоза с вагонами. Под ним - рейка-полочка для картинок. У вагонов по 1, 2, 3 окна. 2. У каждого ребенка предметная картинка со звуком Ш (односложные, двухсложные, трехсложные слова).

Ход игры: Логопед объясняет детям, что в первом вагоне должны ехать картинки, в названии которых один слог; те картинки, названия которых можно разделить на 2 части, поедут во втором вагоне и т. д.

Задание 9. Дидактическое упражнение «Повторяй-ка»

Повторить чистоговорки (каждому ребенку – своя): Ша-ша-ша — мама моет малыша. Шу-шу-шу — помогите малышу. Ши-ши-ши — на поляне малыши. Шо-шо-шо — говорим мы хорошо. Аш-аш-аш — дай мне карандаш. Ош-ош-ош — у Миши нож. Иш-иш-иш — у меня малыш. Уш-уш-уш — теплый душ. Ашка-ашка-ашка — летит букашка. Ошка-ошка-ошка — на окошке кошка. Ушка-ушка-ушка — лягушка-квакушка. Ишка-ишка-ишка — маленькая мышка.

3. Итог занятия. Рефлексия

С каким звуком познакомились? Что запомнилось? Что понравилось?

Повторение характеристики звука: согласный, всегда твердый, глухой.

Публикации по теме:

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [Т] и буква Т» Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звук [Т]. Буква «Т». Цель: Познакомить.

Консультация для молодых педагогов ДОУ «Как мы знакомимся с природой» Знания о природе, полученные детьми в раннем возрасте, в данной группе расширяются, а интерес и любовь к окружающему миру закрепляются и.

Открытое логопедическое занятие по теме «Насекомые» Цели: Коррекционно - образовательные: 1. Учить детей образовывать существительные в единственном и множественном числе. 2. Закреплять полученные.

«В гостях у Луши». Логопедическое занятие по теме «Звук [л]. Автоматизация звука [л] в слогах, словах» Цели: Коррекционная: - выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л]. -Автоматизировать [л] в слогах, словах. Обучающая:.

Логопедическое занятие с элементами программированного обучения в подготовительной группе по теме «Звук [Ч] и буква Ч»Логопедическое занятие с элементами программированного обучения в подготовительной группе по теме «Звук [Ч] и буква Ч» Ключевые слова: программированное задание (перфокарта, сигнальная карточка, самопроверка, самоконтроль. Аннотация. Для повышения эффективности.

Логопедическое занятие в старшей группе «Звук [Ж] и буква Ж»Логопедическое занятие в старшей группе «Звук [Ж] и буква Ж» .

Мастер-класс для молодых специалистов ДОУ «Здоровьесберегающие и развивающие техники для дошкольников»Мастер-класс для молодых специалистов ДОУ «Здоровьесберегающие и развивающие техники для дошкольников» Цель: познакомить молодых специалистов с нетрадиционными здоровье сберегающими технологиями, легкодоступными к использованию в педагогической.

Открытое интегрированное логопедическое занятие по лексической теме зима «На помощь Каю» Открытое интегрированное логопедическое занятие по лексической теме зима «На помощь Каю» Цели: Коррекционно-образовательные: - уточнить.

Открытое логопедическое занятие с участием родителей в подготовительной группе «В мире звуков» Тема: «Звук [Л]. Этап автоматизации. Цель: автоматизировать звук «Л» в слогах, словах. Задачи: Образовательные: закреплять знания о механизме.

Тематический план занятий методического сопровождения по педагогическому просвещению молодых педагогов в соавторстве с Хохловой Л. А. Тематический план занятий методического сопровождения по педагогическому просвещению молодых педагогов (2.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Открытое логопедическое занятие для молодых специалистов в подготовительной группе «Знакомьтесь: звук [Ш]»
Опубликовано: 27 июля 2015 в 20:58
+113Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 января. Праздник аквариумных рыбок на МААМ

Очередной тематический день посвящен одному из видов домашних питомцев — аквариумным рыбкам. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес к аквариумистике и...

16 января. День зимних деревьев на МААМ

За зиму деревья многократно преображаются, становясь необыкновенными и прекрасными. Укрытые снегом или инеем, в этом зимнем наряде они становятся похожими на заколдованную страну Снежной королевы. И это...

В судоку играем — логику развиваем!
Игра своими руками на основе картинок из библиотеки МААМ. История создания судоку. Основу данной игры придумал знаменитый швейцарский математик...
Фотозарисовка «Санкт-Петербург — наша зимняя сказка!»
В мой родной, любимый город Санкт - Петербург пришла настоящая зима со снегом, морозами. Мороз сковал крепким льдом нашу красавицу Неву. Вчера был яркий,...
Фотоотчёт о победе ребят в конкурсе «Растяпинская рукавичка»
Спешу поделиться радостной новостью! Мои воспитанники из подготовительной группы «Теремок» стали победителями в городском конкурсе «Растяпинская...