Получи документы

Открытое НОД «Путешествие в органы чувств»

Алеся Батурина
Открытое НОД «Путешествие в органы чувств»

Путешествие в органы чувств

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию

на тему: "Путешествие по стране органов чувств"(старшая группа)

Цели и задачи:

• Познакомить детей с органами чувств, их значением для человека.

• Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности.

Публикация «Открытое НОД „Путешествие в органы чувств“» размещена в разделах

• Развивать мышление, речь, познавательный интерес, умение делать выводы.

• Научить исследовать признаки предметов с помощью органов чувств.

• Расширение и активизация словаря детей.

• Воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью.

Методы и приёмы

• Наглядные (показ иллюстраций).

• Словесные (беседа, художественное слово, вопрос-ответ).

• Игровые (дидактические игры, сюрпризный момент).

• Практические (опыты, исследование).

Ход занятия.

- Скажите, как вы думаете, что у человека самое главное, важное, ценное в жизни? (Здоровье)

-Правильно, самое ценное у человека - его здоровье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Соблюдать режим дня, правила гигиены, правильно питаться).

-Итак, сейчас мы отправимся путешествие. Что мы видим? (плакат «Строение человеческого тела»)

Скажите, что вы знаете о строении человеческого тела? Какие части тела вы знаете? (голова, туловище, руки и ноги)

-А как вы думаете, для чего нам нужна голова? (Чтобы думать, дышать, говорить). А знаете ли вы, - с таинственным выражением лица спрашивает воспитатель у детей,- что в каждом из нас живет "командир"? (

.

-Как вы думаете, что это за командир? (мозг). Педагог показывает детям модель или цветную таблицу с изображением мозга.)

-А зачем он нужен? (с помощью мозга мы думаем, размышляем, фантазируем).

Человеческий мозг - очень сложное устройство! Ведь он выполняет роль хранилища всей информации, которую человек приобретает за всю жизнь!Мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложен по строению, но самая главная его часть - это кора мозга. На что она похожа? Что напоминает? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с "извилистыми, спутанными морщинками - бороздками" коры головного мозга.) (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга.).Обобщает высказывания детей.

- А знаете, дети, какой удивительный секрет у нашего мозга? Хотите, я вам его открою? У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

- Дети, сегодня мы отправимся в лаборатории, где изучают органы чувств. Побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека.

-Ребята, а вы знаете, что у мозга есть помощники? Сейчас мы с ними будем знакомиться.

Мы знаем, что у человека есть сердце, печень, лёгкие, но мир он познаёт с помощью 5 органов чувств.

А вот и первая Лаборатория№1. Отгадайте загадку:

Видеть папу, видеть маму,

Видеть небо и леса

Помогают нам….(Глаза)

- Для чего человеку нужны глаза? (Ответы детей)

- Глаза, это орган зрения, с помощью его мы видим, что происходит вокруг.

(Открываем ящик с нарисованным глазом).

Здесь повязки на глаза. Давайте проведё м опыт: сможем ли мы поиграть в знакомые настольные игры без зрения?

- Расскажите трудно или легко было выполнять задания? Почему?

Вывод: Зрение контролирует наши действия, помогает играть.

- А как можно улучшить зрение?

- С помощью микроскопа, подзорной трубы, бинокля, телескопа, фонарика…

- Предлагаю рассмотреть рисунки на марках с помощью лупы.

- Что вам удалось увидеть с помощью лупы? Какой орган чувств помог вам увидеть?

- Наши дети заботятся о своем зрении, и делают специальную гимнастику для глаз (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Гимнастика для глаз "Белка"

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала:

- Ну-ка, дятел, посмотри -

(Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи: раз, два, три! -

Пообедал дятел с белкой

(Помигать глазами)

И пошел играть в горелки.

(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

Ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила.)

-Еще ребята сейчас Таня Ц. нам расскажет стишок, про то, как нужно беречь наши глазки:

Не играй предметом острым!

Глаз не три, не засоряй,

Лежа книгу не читай;

На яркий свет смотреть нельзя-

Тоже портятся глаза.

Давайте, ребята, еще раз повторим правила:

1. Нельзя тереть глаза грязными руками.

2. Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

3. Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.

4. Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

5. Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

6. Нужно гулять на свежем воздухе.

-Молодцы ребята!

В. : -Отправляемся на нашем паровозике в следующую лабораторию! Остановка, и опять загадка:

Оля слушает в лесу,

Как кричит кукушка,

А для этого нужны -

Нашей Оле…. (Уши)

В. : Правильно, уши! Ухо - это орган слуха, второй по важности орган чувств у человека.

- Зачем нам нужны уши?

- Уши, это орган слуха, который помогает нам слышать звуки.

-А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.

Проводится игра: "Узнай по голосу"

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Вика (Саша, Таня и т. д. ,

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: "Ау!".

Глаза закрывай

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

В. : -Голоса своих друзей вы легко угадали, а сможете ли вы по звуку отгадать музыкальные инструменты?

Проводиться игра:

"Какой музыкальный инструмент звучит?"

Музыкальные инструменты находятся за ширмой. Педагог поочередно играет на инструментах. Дети на слух определяют, какой музыкальный инструмент прозвучал.

Ребята, для того чтобы наши ушки хорошо слышали, как правила вы знаете? (Используя карточки по охране слуха, дети перечисляют правила.)

- А еще, Саша Б. знает стихотворение про то, как нужно ухаживать за ушами.

Стихотворение

Доктор, доктор, как нам быть:

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть:

Часто мыть или пореже?

Отвечает доктор:Еже!

Отвечает доктор гневно:

- Еже, еже, ежедневно!

(Э. Мошковская)

-Да конечно же ребята необходимо соблюдать правила гигиены и когда умываемся всегда мыть свои ушки!

В. : Ну, а наш весёлый паровозикотправляется в другую лабораторию №3. Давайте-ка отгадаем, как она называется?

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос.)

Прикрепляем картинку.

Какой это орган чувств? (Орган чувств- обоняния) – повтори Лера. Повтори Вика.

Какую работу выполняет нос? (Узнает запахи, помогает дышать).

А еще наш нос является защитным барьером на пути проникновения в организм не только пыли и грязи, но еще и токсинов, бактерий и вирусов. И этим защитным барьером являются волосинки. Которые растут у каждого человека. И я Вам сейчас предлагаю рассмотреть у себя эти волосинки или реснички как еще их называют с помощью зеркала. Я попрошу вас поработать в парах. Все рассмотрели? Молодцы!

-Ребята, а какие бывают запахи? (Приятные, неприятные, ароматные, вредные). Ну, а сейчас я приглашаю вас провести настоящее исследование на «фабрике ароматов».

Мы с вами поиграем в игру «Чудесный нос».

Игра «Чудесный нос». Детям предлагается маска, через которую ничего не видно, только вырезано место для носа. Ребенок одевает маску, просовывает свой нос в дырочку. Воспитатель дает ему понюхать апельсин, свежий огурец, чеснок, лук, яблоко и т. п. Ребенок должен отгадать, что это. Ребята нюхают образцы запахов, делят их на приятные и не приятные. Рассматривают, кому, какие запахи нравятся, а какие нет.

Воспитатель. Ребята, как вы догадались, что это именно апельсин, а не дыня; огурец, а не помидор?

Дети. По запаху.

1. Воспитатель. Правильно. Нос способен распознавать мельчайшие частички химических веществ, которые находятся в воздухе – это источники запахов.

Вывод: У всех людей вкусы разные. И помогает им определить запахи орган чувств нос – обоняние. Чтобы ваши носики чувствовали себя хорошо, предлагаю сделать дыхательную гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

А еще Ярослав Б. знает стишок про то, как нужно полечить носик если он через него плохо дышать.

1. Носик плачет – простудился,

Я его не доглядел:

Если носик раскраснелся –

Значит, носик заболел.

Сам лечить его не стану.

Попрошу об этом маму.

Носик капельки попьёт –

Насморк быстренько пройдёт;

А пока дружочек –

Получи сейчас платочек!

Да, все верно, если носик простудился его надо обязательно лечить. И еще некоторые правила ухода за носиком:

o Не совать нос в мелкие и острые предметы. Почему? Ответы детей.

o Прочищать нос платком. Зачем? Ответы детей.

-Молодцы, ребята!

В. : Мы покидаем лабораторию "Обоняния " и едем дальше. Лаборатория №4.

Мы в нее зимой и летом

С головы до ног одеты,

Даже на ночь снять не можем,

Потому что это… кожа.

- Ребята, мы с вами оказались в лаборатории, где изучают орган чувств, который отвечает за осязание.

- Как иначе называют этот орган? (Орган осязания) – скажем вместе хором.

Для чего нужна кожа? (Защищает наше тело от перегревания и от переохлаждения, от микробов, от ударов, от ожогов).

Наши руки, как и все тело, покрыто кожей. Кожа на руках очень чувствительна.

- Руки - наши помощники. (Вызываю двоих детей). Повернитесь друг к другу, закройте глаза, нащупайте у своего соседа нос, уши, волосы.

- А теперь поиграем в игру «Волшебный мешочек» (В мешочке различные предметы по форме, материалу). Нащупайте руками предмет и скажите, какой он на ощупь?

Ну, а теперь попробуем в рукавичках определить эти предметы.

Вывод: В рукавичках сложно угадать, какая игрушка в мешочке, а без рукавичек легко. Что вы можете о нем сказать? Что это за предмет?

А, сейчас, ребята я прошу вас найти различия между двумя бутылками воды. Дети отмечают, что бутылки одинаковые. Воспитатель предлагает потрогать. Дети определяют, что одна бутылка холодная, а другая горячая.

Вопрос: - Какой орган помог вам найти отличия?

-Руки.

-Для чего нам нужны руки?

- А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Это осязание. Оно помогает нам понять, что камень твёрдый, а кошка пушистая. Загадка вам поможет:

Мягкое и твердое, острое, тупое,

Горячее, холодное, мокрое, сухое:

Разобраться в этом сложно.

Нам поможет наша…. (Ответы детей)

Кожа - это орган осязания. Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма.

- Ребята, о том как ухаживать за кожей наших ручек, чтобы они хорошо все чувствовали нам расскажет Вова К. :

Добрый доктор говорит

Пачкать руки не велит.

Если всё же твои руки

Целый день, не зная скуки,

Перемазались совсем,

Ты иди, конечно, к крану,

Воду тёплую открой-

Руки грязные отмой!

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам-

Стыд и срам, стыд и срам!

В. :- Молодцы! Отправляемся в путь. Вот и последняя остановка. Лаборатория № 5.

Отгадайте загадку, чтобы узнать название этой лаборатории.

Всегда во рту,

А не проглотишь.

Что это? (Язык)

- Зачем человеку язык? (Ответы детей)

- Язык - орган вкуса у человека.

- Приглашаю всех на пикник. Но есть мы будем с закрытыми глазами. Что ты съел?

Вопрос: Какой орган чувств помог узнать, что вы съели? Орган вкуса.

--Как вы думаете, какую работу выполняет наш язык? (Ответы детей) .

Воспитатель. - Давайте посмотрим, как устроен наш язык. Язык – самая сильная мышца в нашем организме, он сильнее мышц на руках в 7 (семь) раз. Крепится только с одной стороны, у корня, поэтому он подвижен всегда, даже когда мы спим. (Показ картинки с изображением языка) .

-Язык шершавый, на нем расположены вкусовые сосочки, которые покрыты слизистой оболочкой. Вкусовые сосочки помогают определять вкус пищи. Когда на язык попадает еда или твердые предметы, вкусовые рецепторы раздражаются, они посылают нервные импульсы в мозг, мозг обрабатывает информацию и человек чувствует вкус. Какой вкус может определить язык? (Сладкий, соленый, кислый, горький). Корень языка чувствует горький вкус, глубокие края - кислый, передние края языка реагируют на соленый вкус, а сладкий вкус определяют вкусовые сосочки на кончике языка. Поэтому не стоит глубоко запихивать конфеты или набивать ими полный рот: удовольствия от этого больше не станет. Горький вкус язык может различить только при глотании, потому что вкусовые луковицы, способные определить горечь, находятся у корня языка, у его основания.

Вывод:

-Наш с вами язык помогает нам:

1. Язык определяет вкус пищи.

2. Участвует в пищеварении.

3. Помогает разговаривать

-Ребята, а как нужно ухаживать за языком ( ответы: полоскать после еды, чистить четкой сверху вниз, не брать в рот колющие и режущие предметы и т. д.).

-Ребята, а вы знаете какие-нибудь пословице о языке? ( ответы: Язык не лопатка: знает, что горько, что сладко. Языком не спеши, а делом не ленись. За твоим языком не поспеешь и босиком. Языком болтай, а рукам воли не давай. На чужой роток не накинешь платок. Держи язык за зубами. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.

Молчание – золото. Замолчал, как воды в рот набрал. Языком молоть — не дрова колоть, спина не заболит.

Итог:

- Сегодня мы путешествовали по стране органов чувств. Мы с вами узнали, какие у нас есть органы-помощники. Какие органы вы запомнили? Назовите их, пожалуйста.

Все ли органы нужны человеку, или без некоторых мы сможем обойтись? Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств "служили вам верой и правдой"?

Расскажет Лера Л. :

«Органы чувств»

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать.

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик –запах различать,

Руки – чтобы ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

И ни к чему твоя тревога,

Всегда тебе помогут.

Соблюдать следующие правила гигиены:

• относиться бережно, содержать в чистоте;

• не переохлаждаться;

• не обжигаться;

• не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;

• не читать книги при плохом освещении;

• не включать громко музыку, особенно в наушниках.

Берегите свои органы чувств, ведь они помогают нам познать окружающий мир.

Публикации по теме:

Конспект занятия в младшей группе «Наши помощники — органы чувств» Тема «Наши помощники – органы чувств» Цель: 1. Познакомить детей с органами чувств человека, через познавательно – исследовательную деятельность.

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе «Органы чувств» Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе. Тема: «Органы чувств» Цель: Закрепление знаний детей об органах.

Игра «Наши помощники — органы чувств»Игра «Наши помощники — органы чувств» Ирина Казакова Игра «Наши помощники – органы чувств» Правила игры «Наши помощники» Уважаемые педагоги предлагаю вам занимательный развивающий.

Конспект интегрированной деятельности в подготовительной группе «Органы чувств» Тема: «Органы чувств» Программное содержание: • Расширять знания детей о различных средствах и способах познания окружающего мира, дать.

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста «Органы чувств» ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по формированию основ здорового образа жизни «Наши умные помощники — органы чувств» Цель: формировать.

Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Тело человека. Органы чувств». Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Тело человека. Органы чувств». Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших.

НОД по физическому развитию «Наши помощники-органы чувств» (вторая младшая группа)НОД по физическому развитию «Наши помощники-органы чувств» (вторая младшая группа) Цель: Закреплять умение ориентироваться в схеме собственного тела; соотносить предмет с его словесным обозначением. Задачи: 1. Закреплять.

Конспект НОД «Наши помощники — органы чувств» (старшая группа) Цель: Закрепить знания детей об органах чувств. Задачи: Образовательные: - активизировать словарь по теме «Органы чувств»; - способствовать.

Экспериментально-исследовательская деятельность в группе второго года обучения «Органы чувств»Экспериментально-исследовательская деятельность в группе второго года обучения «Органы чувств» Цель: Активизировать знания детей об органах чувств (ухо, нос, глаза, язык, кожа) и их функциях. Задачи: 1) образовательные: Учить определять.

Занятие по валеологии в средней группе «Органы чувств» Цели: формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Уточнить представления детей о назначении органов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое НОД «Путешествие в органы чувств»
Опубликовано: 20 апреля 2016 в 10:24
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД