Приложение МААМ

Открытое познавательно-исследовательское занятие эколого-природоведческой направленности в старшей группе «Животные водоёма»

Ирина Сыромятникова
Открытое познавательно-исследовательское занятие эколого-природоведческой направленности в старшей группе «Животные водоёма»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель занятия.

Освоение обобщенных представлений о взаимосвязи животных с условиями жизни в экологической системе водоем. Овладение действием построения модели взаимосвязи животных с условиями жизни в экологической системе водоём. Развитие экологической культуры : понимание влияния человека на состояние водоемов.

Задачи

Образовательные.

- Познакомить с физической картой мира.

- Закрепить знания детей о видах водоёмов.

Публикация «Открытое познавательно-исследовательское занятие эколого-природоведческой направленности в старшей группе „Животные водоёма“» размещена в разделах

-Закрепить представления детей о животном мире пресного водоёма.

- Дать представление о природоохранной деятельности человека по сохранению водоемов.

Развивающие.

Закрепить представления детей о том, как особенности строения и образа жизни животных водоема связаны с условиями проживания в водной среде.

Развитие связной речи через составление рассказа о водоеме.

Обогащение словарного запаса детей через введение новых слов - названий животных водоема : ондатра, выхухоль, выдра, жук – плавунец, улитка-прудовик.

Воспитательные

Воспитание эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы на примере экосистемы водоем.

Освоение элементарных норм и правил поведения по отношению к природе на примере экосистемы водоем.

Ожидаемый результат:

Развитие личностных интегративных качеств ребёнка.

- Любознательный, активный: проявляет интерес к обитателям водоёма.

-Эмоционально отзывчивый: эмоционально сопереживает героям художественных произведений (рассказа, сказки, фильма).

- Овладевший необходимыми знаниями и умениями:

ИКТ: презентация «Животные водоёма».

Ход занятия

Структура

Вводная часть:

Чтение стихотворения «Водоём»

Приход Водяного.

Работа с картой.

Классификация:

животные пресного

водоёма, животные

солёного водоёма.

(по методике «Круги Эйлера»)

Сообщение темы

Игровая ситуация «Приготовимся к путешествию на дно водоёма».

Повторение правил поведения у водоема

Основная часть:

Презентация «Животные водоёма»

Закрепление

пройденного

рассказ педагога

(Водяного)

о животных водоема

Игра на внимание: «Угадай, какая рыбка спряталась»

Загадка про рака

Рассказ о жуке-плавунце и водомерке.

Загадка про стрекозу

Динамическая пауза

Рассказ о лягушке

Рассказ об улитке

Загадка про утку

Рассказ про утку, гуся

Рассказ про аиста

Рассказ о цапле

Рассказ о животных : бобре, выдре выхухоли, андатре

Работа с условными знаками «неживая природа»

Подарок Водяного

Моделирование:

«Взаимосвязь воды и животных водоёма».

Ролевая игра «Спасатели водоёмов»

Итоговая часть:

Подведение итога занятия.

Содержание

Посмотрите вот сюда. Есть беззубка, прудовик,

Тихо плещется вода, Водомерка вот бежит.

Ряска, лилии, рогоз, Всюду бурно жизнь кипит.

И кубышка, и тростник. Это (водоём).

А как вы догадались, что это стихотворение про водоём?

Водяной: я принес с собой карту, это наша планета.

Всё, что обозначено на карте жёлтым, коричневым и зелёным цветом это относится к суше, а вот всё что голубым цветом - это вода.

/Дети находят и показывают на карте водоёмы/.

Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты.

Водяной: какие водоёмы вы знаете? (ответы детей)

Какие водоёмы относятся к солёным? (море, океан)

А какие к пресным? (река, озеро, пруд, болото).

Ребята, картинки с животными пресных водоёмов положите в синий круг, а картинки с животными солёных водоёмов в красный круг.

Назовите животных пресного водоёма.

Сегодня мы с вами тоже поговорим об обитателях пресных водоёмов, о взаимосвязи животных с условиями жизни в экологической системе водоём.

Водяной: раз вы так хорошо знаете животных водоёма, я хочу пригласить вас к себе в гости. Вы согласны отправиться прямо на дно одного из моих водоёмов.

Дети: да! Тогда нам нужно хорошо подготовиться и надеть специальное снаряжение.

/Дети изображают, какие предметы одежды они надевают (водолазные костюмы, акваланги, маски (имитация/.

Дети, давайте вспомним, как нужно вести себя у водоёма

Водяной: - Ну, вот мы с вами и на дне водоёма. Усаживайтесь поудобнее на «камушки» и приготовьтесь наблюдать.

/Дети «спускаются на дно водоёма и усаживаются на камешки -мягкие модули/.

- Посмотрите как много здесь различных рыб. А каких рыб вы знаете?

Давайте с некоторыми из них познакомимся поближе.

- Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука.)

Щука- хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. Но в первую очередь она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням.

- От зубастых щук таясь, стороной проплыл. (карась)

Карась питается растениями и личинками насекомых

- Карп также больше питается растительной пищей, особенно камышами, но не откажется и от мелких рыбешек, мальков, рачков, червячков.

- Окунь - полосатый красавец. У него красные плавники. Он хоть и небольшой по размеру, но он хищник питается мелкой рыбой.

- На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно (сом).

Сом – донная рыба и его тело приспособлено для жизни на дне. Такими челюстями ему удобно подбирать пищу со дна. Он хватает всё, что движется.

- Чем все рыбы похожи? (они живут в воде, у них есть жабры, плавники, хвосты, чешуя).

Водяной: вы очень хорошо знаете рыб, и поэтому они хотят с вами поиграть.

А теперь следующая загадка: ползает наоборот, задом

наперёд. Всё под водой хватает клешнёй. (Рак.)

Раки обитают в водоемах с чистой водой на илистом дне. Здесь под корягами, камнями, корнями подводных растений они роют норки. Рак активен ночью. В случае опасности он пятится назад.

В прудах, небольших озерах встречается жук-плавунец. У него обтекаемое тело. Задние длинные ноги выполняют роль весел. Плавунец дышит атмосферным воздухом. Поэтому ему приходится подниматься к поверхности воды и выставлять наружу конец брюшка. Через специальные отверстия поступает воздух, которым плавунец дышит.

Если посмотреть на поверхность воды, то можно увидеть, как по ней бегают водомерки. У этого животного длинные ноги, и оно как бы мерит расстояние по воде, поэтому его так назвали.

А теперь следующая загадка.

- Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Стрекоза очень прожорлива, и весь день ее занят погоней за насекомыми, которых она ловит прямо на лету. Поедая насекомых-вредителей, стрекоза приносит человеку большую пользу. А вот личинки стрекоз живут в воде.

Утром стрекоза проснулась

Улыбнулась, потянулась

Раз - водой она умылась,

Два– изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

- Головастики появляются из икринок. Живут в воде. У них длинный хвост. Через некоторое время у них вырастают задние и передние конечности (лапки)

и пропадает хвост. Головастик постепенно превращается в маленького лягушонка.

- Лягушку можно увидеть не только у воды, в воде она откладывает яйца, из которых и появятся на свет мальки. Прудовая лягушка – хищник, она питается подвижными насекомыми: мухами, жуками, стрекозами, комарами. Этих насекомых лягушка добывает своеобразно: с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью.

- По узкой дорожке, голова да рожки.

Кто так медленно ползет, на себе свой дом везет? (улитка). Улитка - прудовик передвигается очень медленно. Живя среди зарослей растений, он соскабливает кожицу с поверхности листьев, а также поедает икру рыб, упавших в воду мух.

А вот ещё одна загадка: пёстрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку-спотыкалочку. (Утка.)

Для уток водоемы служат основным домом, в котором они живут длительный срок, выращивают потомство, и лишь временно, на зиму, вынуждены улетать в теплые края. Они собирают корм, опустив голову вниз – это моллюски, личинки насекомых, иногда головастики и мальки рыб. А также питаются растительной пищей - это рогозы, тростник, камыш, осока.

- От уток гуси отличаются клювом, по краям клюва идут мелкие зубчики. У них довольно высокие ноги.

Гусь питается только растительной пищей. С помощью клюва, они щиплют траву, злаки, капусту, обрывают листья, ягоды, стручки и колосья.

Оперение этих птиц (уток и гусей) непроницаемо для воды, а лапы снабжены перепонками.

- Аист белый тонконогий ходит важно у пруда.

Он гуляет вдоль дороги, где кончается вода.

Основной пищей этих птиц являются лягушки, жабы, ужи, а также крупные кузнечики и саранча, дождевые червяки, майские жуки, мелкая рыбёшка.

- На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат. (цапля)

Цапля - это птица довольно крупного размера с длинными ногами. Она тщательно за собой ухаживает. На лапах цапли есть специальный палец, который цапля использует как гребень. Птица причесывается этим гребнем. Питаются цапли рыбой, лягушками, раками, ящерицами, сусликами, полевками и различными насекомыми. На зиму цапли улетают на юг. Прилетают в середине весны.

- Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины.

- А это выдра, она живёт в лесных реках, озёрах, ручьях и даже в болотах. Она прекрасно ныряет, плавает, подолгу остаётся под водой. Выдра – хищник, питается рыбой, лягушками, птицами, зверьками.

- Мех у выхухоли густой, бархатистый, очень прочный ненамокающий. Пальцы до когтей объединены плавательной перепонкой, хвост чешуйчатый.

Питается выхухоль малоподвижными обитателями пресных водоемов : летом —моллюсками, личинками насекомых, пиявками, а зимой мелкой рыбой и растительными кормами. Выхухоль практически слепой зверек, косолапый на земной поверхности беспомощный и медлительный.

Что общего у этих животных?

- Ондатра хорошо плавает и ныряет, может в течение 5 минут находиться под водой. Живёт ондатра в норах и хатках. Норы строит в высоких берегах, вход находится под водой. Ондатра питается в основном водными растениями (рогозом, тростником, камышами др.)

Водяной: скажите, что самое главное для обитателей водоёмов : свет, почва или вода?

/Дети показывают карточку с условным обозначением воды/.

Спасибо тебе Водяной за такое увлекательное путешествие. Сегодня мы узнали много интересного и полезного об обитателях пресных водоёмов.

А наше путешествие ребята по дну водоёма подходит к концу. Запаса воздуха в аквалангах осталось совсем немного, пора возвращаться на берег.

А на память о вашем путешествии я хочу подарить вам вот такие морские камушки, которыми вы угоститесь в группе.

/Поднимаемся, снимаем костюмы, акваланги (имитация)./

Ребята, какую пользу приносят водные обитатели (очищают воду, делают её прозрачной, поедают умершие растения, чистят дно, уничтожают вредных микробов).

Иногда люди плохо относятся к водным животным, поэтому давайте с помощью значков покажем, как важны животные для чистой воды в водоёмах, и как вода нужна животным.

Хорошо ли живется речным животным среди мусора, банок и пакетов? Что нужно сделать, чтобы водоём стал чистым? (собрать мусор). Водяной мне рассказал об одном из таких водоёмов и просил помочь, вы согласны?

Дети собирают мусор в ведёрки. Посмотрите ребята, как стало без мусора чисто и светло. Как обрадовались рыбки вашей помощи.

Давайте ещё раз вспомним, где мы с вами побывали и что интересного видели.

Что вам особенно запомнилось, понравилось?

Публикации по теме:

Дидактические игры по экологии для детей среднего дошкольного возраста В средней группе значительное место занимают занятия, направленные на первичное ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой.

Презентация «Как птицы и звери к зиме готовятся» Дети, в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов, о том, как они.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое познавательно-исследовательское занятие эколого-природоведческой направленности в старшей группе «Животные водоёма»
Опубликовано: 19 января 2014 в 09:18
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое познавательно-исследовательское занятие эколого-природоведческой направленности в старшей группе «Животные водоёма»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сыромятникова (УИ 107328) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД