МААМ-картинки

Открытое занятие «Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением»

Наталья Ляхова
Открытое занятие «Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением»

«Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением».

Цель занятия : Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.

Задачи:

1. Обучающие:

- обеспечить формирование у учащихся знаний об особенностях работы артикуляционного аппарата;

Публикация «Открытое занятие „Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением“» размещена в разделах

- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Артикуляция».

2. Развивающие – создать условия для развития у детей

- дикционных навыков в разнообразных темпах;

- активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;

- эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

- умения пользоваться нижнереберно-диафрагматическим дыханием.

3. Воспитательные - создать условия для

- воспитания сознательного подхода к обучению;

- повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации.

Методы работы :

по источнику знаний:

- наглядные – наглядно – иллюстративный;

- словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия, беседа;

- практические – упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, элементы исследовательского метода.

Методы вокальной педагогики : фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

Межпредметные связи: теория музыки, анализ музыкальных произведений, литература, методика музыкального воспитания, практика.

Оборудование: синтезатор, ноутбук, презентация по теме урока, зеркало, нотный материал, музыкальная аппаратура, диски.

Ход занятия:

1. Объявление темы, цели и задач занятия.

2. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.

3. Элементы дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой (Приложение № 1).

4. Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова. (Приложение № 2).

1. Распевание.

Первый вокальный навык – «певческая установка».

Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В. В. Емельянов);

упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.

Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления ребёнка, используя скороговорку «Барашеньки – крутороженьки…» с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев, восхищение и т. д.

Подвести учащегося к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Он должен сам найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи.

2. Работа над исполнением вокализа.

Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания, ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки.

3. Работа над исполнением рнп «Ой ты беленький горошек».

Главная задача – отрабатывать различные вокальные навыки, обратить особое внимание на активность всего артикуляционного аппарата ребёнка. Для этого используется артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова (Приложение №2). Хорошая артикуляция приблизит звук, сделает его более ярким, красивым, высоко позиционным, улучшит дикцию.

В процессе работы учащийся вспоминает теоретические основы вокала (из раздела «Строение голосового аппарата» - «Артикуляционный аппарат» слайды №12 – 15). В беседе с педагогом разбираются вокальные навыки «дикция», «артикуляция».

Используя образное мышление, воображение солиста, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет учащегося к яркому выразительному исполнению и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать солисту возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающегося пению.

Темп произведения довольно быстрый, поэтому необходима работа по активизации артикуляционного аппарата солиста. Для этого используется методический прием мысленного пропевания, который активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая и дыхательную мускулатуру.

4. Работа над исполнением рнп «У нас нонче субботея».

Задача работы – отработка навыков плавного голосоведения, активной подачи слова, выразительного исполнения. Четкое проговаривание текста песни. Особое внимание следует уделить ансамблю между пением и аккомпанированием с учетом преимуществ голоса.

5. Подведение итогов, выводы. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как их можно исправить.

Приложение №1.

Элементы дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой

Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

• восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

• улучшают дренажную функцию бронхов,

• положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,

• повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,

• улучшают нервно - психическое состояние организма.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая, голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).

Тик- так, вдох с пола - вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.

Приложение №2.

Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

• Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желез.

• "Шинковать" язык, т. е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Повторите 4-8 раз.

• Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. «Попротыкайте» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется "иголочка". Повторите несколько раз.

• Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется "щеточка", как бы чистим языком зубы.

• Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.

• После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суставы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти "вперед-вниз", т. е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости - вперед, дальше - вертикальной - вниз.

• Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти "вперед-вниз" с открыванием верхних зубов, т. е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т. е. челюсть отведена "вперед-вниз" на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставленного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную пози-цию назовем условно "Злая кошка" ("ЗК").

Литература.

1. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В. В Емельянов. – 3-е изд., испр. – СПб. : Лань, 2010 – 192с.

2. Щетинин. М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. / М. Н. Щетинин. – 3-е изд. – М., 2008:

3. Ф. Абт. Школа пения. - М. ,1985..

4. Хрестоматия вокально-педагогического репертуара. / Сост. П. Понтрягин. -М. : Музыка, 1970.

5. Учите детей петь: Песни и упражнения развития голоса у детей. /Сост. Т. Орлова, С. Бекина. – М. : Просвещение, 1986.

Публикации по теме:

«Моя родная Балашиха» Открытое занятие с использованием ИКТ Цель: • систематизировать и обобщить знания детей о родном городе; • формировать основы патриотического воспитания; • развивать интерес.

Интегрированная опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Полезное угощение» по теме «Фрукты»Интегрированная опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Полезное угощение» по теме «Фрукты» Интегрированная опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Полезное угощение» Цели и задачи: 1. Закреплять знания детей о.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

Открытое тематическое занятие «Рождество Христово»Открытое тематическое занятие «Рождество Христово» Цель: Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовом. Познакомить детей с народными традициями подготовки к празднику:.

Открытое занятие «Покров» (фотоотёт)Открытое занятие «Покров» (фотоотёт) Совсем недавно у меня прошло открытое занятие на районном уровне. Присутствовали представители Отдела Образования и воспитатели нашего родного.

Открытое занятие по развитию речи «Насекомые»Открытое занятие по развитию речи «Насекомые» Задачи: образовательные: - расширение и уточнение знаний детей о насекомых; - активизация словаря по теме; развивающие: -развитие познавательной.

Открытое занятие по теме: «Оригами»Открытое занятие по теме: «Оригами» Открытое интегрированное занятие с применением здоровьесберегающих технологий. Тема: «Оригами. Изготовление куклы-оригами». Цель: обучать.

Открытое занятие с детьми раннего возраста «Мишка пришёл в гости к малышам» Цели: 1. Формировать умение действовать с предметами. 2. Учить различать предметы по величине. 3. Закреплять умение группировать объекты.

Открытое занятие «Сергей Владимирович Михалков»Открытое занятие «Сергей Владимирович Михалков» .

Родительское собрание «Игра как важнейшее средство воспитательно-образовательной работы с детьми в саду и дома» Протокол №2 Родительского собрания в подготовительной группе от 29.11.2013г. Тема: «Игра, как важнейшее средство воспитательно-образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие «Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением»
Опубликовано: 16 февраля 2021 в 01:11
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД