Елена Губанова
«Сравнение предметов по величине. Ориентировка в пространстве и на квадрате». Открытое занятие для детей с ЗПР 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
• Закреплять представление об измерении длины разными способами: способом наложения, приложения, линейкой, шагами.
• Закреплять способ измерения предметов практическим путем «понятийной» меркой.
• Обогащать и уточнять словарь по величине предметов : «длинный», «короткий», «длиннее», «короче», «узкий», «широкий», «шире», «уже», «одинаковые по длине и ширине».
Публикация «„Сравнение предметов по величине, Ориентировка в пространстве и на квадрате“, Открытое занятие для детей с ЗПР 6–7 лет» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Ориентировка в пространстве
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• Продолжать учить детей ориентироваться на доске и на листе бумаги.
• Обогащать и уточнять словарь по ориентировке в пространстве : «верх», «низ», «лево», «право»
• Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную активность: принимать задачу, планировать, выполнять, контролировать, оценивать работу.
• Развивать внимание, память, мелкую моторику.
• Продолжать развивать навык свободного и спокойного общения с взрослыми и детьми.
Материал: шарфы - на количество детей; «понятийные» мерки на количество детей; 3 дорожки для ходьбы разной длины; квадраты, расчерченные на 9 маленьких квадратов по количеству детей; картина с колобком.
Ход занятия.
На занятии будем упражняться в измерении предметов, выполнять упражнения по ориентировке на доске и на листе бумаги. Сегодня мы на занятии будем дружно трудиться, помогать друг другу, преодолевать трудности.
Организационный момент.
Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(подушечки всех пальцев одной руки одновременно дотрагиваются до пальцев другой)
Раз, два, три, четыре, пять…
( поочередно соединяем одноименные пальцы : большой с большим, указательный с указательным и т. д.)
Начинай считать опять.
(одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять…
(поочередное касание)
Мы закончили считать.
(встряхиваем опущенные вниз кисти рук)
Игра «Повтори и не ошибись».
Дефектолог: если правильно повторяет ваш товарищ – молчите, если неправильно – хлопайте в ладошки. Кто ответит правильно – садится на свое место и внимательно слушает ответ товарища. Когда будете хлопать? ( Дети:). Что надо сделать, если товарищ правильно повторил? ( Дети:).
Широкий – узкий – широкий;
Длинный – короткий – длинный;
Широкий – короткий – широкий;
Узкий – длинный – узкий;
Узкий – короткий – узкий;
Длинный – широкий – длинный.
Кто сразу справился с заданием? ( Дети:). А кто не смог повторить? ( Дети:).
Основная часть.
Что обозначают эти слова? ( Дети: величину предметов).
Д/и «Кто назовет больше длинных (широких, коротких, узких) предметов?»
Беседа: как можно измерить длину (ширину) предметов? ( Дети:).
Дефектолог: ребята, когда я шла в группу, в шкафчиках услышала такую возню, а это оказалось, что это ваши шарфы спорили, кто из них длиннее и шире. И как вы думаете, что я им сказала? ( Дети:).
Правильно, я пообещала, что ребята их измерят и разложат их по величине.
1. Что мы будем сейчас с вами делать? ( Дети: будем измерять шарфы).
2. Посмотрите, только у меня линеек нет на всех, зато есть такие полоски, что вы можете о них сказать? ( Дети:).
3. Они разные или одинаковые по размеру? ( Дети:). А как проверить? ( Дети: наложить друг на друга или приложить друг к другу). Проверьте, пожалуйста.
4. Что скажете о величине полосок (Ответ детей?
5. Как эти полоски назвать? (Ответ детей : «понятийные мерки»)
• Вот сейчас ими и будем измерять у шарфиков длину.
6. Кто расскажет, с чего мы начнем нашу работу (положить, расправить шарфик?
7. Что будем делать дальше? (Приложим мерку к шарфу).
8. А дальше? (Приставим пальчик к концу мерки, передвинем мерку дальше)
9. А дальше, что будем делать? (Опять поставим пальчик, и будем считать, сколько раз мы положили мерку)
10. А чтобы не забыть сколько раз мы приложили мерку, что можно сделать? (Откладывать камешки, палочки, а потом их сосчитать).
А теперь можете начинать выполнение задания. Что вы будете делать? ( Дети: измерять шарфики). Дефектолог следит за выполнением задания, при необходимости задает наводящие вопросы.
Беседа.
Наташа, какой длины твой шарф? (Мой шарф имеет длину 5 мерок). Почему? (Потому что я положила пять раз мерку).
Лиза, а у тебя какой длины шарф? (Мой шарф имеет длину 4 мерки). Почему? (Потому что я положила четыре раза мерку).
Ребята, а у кого длиннее шарфик? Почему? (У Наташи длиннее шарфик чем у Лизы. Потому что 5 мерок больше четырех мерок.)
А у кого короче? ( Дети:).
У кого самый длинный шарф, а у кого самый короткий? Почему? ( Дети:).
• Разложите шарфики от самого длинного к самому короткому. Миша расскажи, как лежат шарфы? Это какой шарф? (Это самый длинный, короче, еще короче… самый короткий).
• Разложите шарфики от самого короткого к самому длинному.
Вам что-нибудь еще хочется измерить? А что можно измерить у шарфа? (Ширину) Дети самостоятельно измеряют ширину, педагог контролирует, по необходимости задает индивидуальные вопросы детям : «С чего ты начнешь?»; «Как ты кладешь мерку?»; «Сколько мерок у тебя поместилось?».
Какой ширины шарфик у тебя, Лиза (опрос всех детей?
Что длиннее у шарфа? А что короче? Почему?
Значит, какой формы шарф? Почему?
Физкультминутка.
Три дорожки. Пройдите по самой длинной дорожке и измерьте ее шагами. Сколько получилось шагов эта дорожка у тебя Данил? (4 шага).
А у тебя Маша? (5 шагов).
Как вы думаете, у кого самые большие шаги? Почему?
Найдите короткую дорожку и измерьте ее шагами. У кого сколько шагов получилось?
А теперь измерим среднюю дорожку. У кого сколько шагов получилось?
Чем можно измерять длину предметов? (Ответы детей)
Задание 2.
Посмотрите. Что вы видите на картинке? (Колобок катится по дорожке).
Дефектолог: используя слова: «длинная» – «короткая», «влево» – «вправо», «вверх» – «вниз», – расскажите, куда и по какой дорожке катится «колобок». Оценивать правильность выполнения задания товарищем, будете сами. Если правильно – молчим, если неправильно – хлопаем в ладоши.
Повторите, какие слова вы будете использовать в своем рассказе?
Выполняют по очереди все дети. Один сверху вниз, второй – снизу вверх. По окончанию работы – вопросы :
Кто выполнил задание без ошибок?
У кого были ошибки?
Оценка выполнения задания дефектологом.
Задание 3. Ориентировка на листе бумаги.
Слушай внимательно и расставляй предметы. (9 предметов)
Сначала, покажите мне верх листа, низ листа, где середина листа, где верхний угол, где левый нижний угол и т. д. А теперь приступим к выполнению задания.
По окончанию работы проверяют самостоятельно, сравнивая с работой на доске.
Кто выполнил работу как на доске?
У кого есть ошибка? Что ты поставил неправильно?
Оценка выполнения задания дефектологом.
Заключительная часть.
Давайте вспомним, какие задания мы сегодня выполняли.
1. Какое было первое задание?
2. Какое было второе задание?
3. Какое было третье задание?
4. С каким заданием не все справились?
5. Что вам понравилось на занятии?
6. Что было трудным?
Оценка деятельности педагогом.