МААМ-картинки

Открытое занятие для детей среднего дошкольного возраста «История кукол»

Вера Матвеева
Открытое занятие для детей среднего дошкольного возраста «История кукол»

Программное содержание:

-познакомить детей с историей куклы, её внешним обликом;

-вызвать радость при рассматривании народных игрушек и чтении произведений малых фольклорных форм;

-воспитывать интерес и уважение к работе народных мастеров;

-воспитывать бережное отношение игрушкам;

-активизировать речь детей, побуждать употреблять слова характеризующие качество предметов (дерево- деревянный, солома- соломенная, глина – глиняная; тряпичная);

Предварительная работа:

1. рассматривание альбома «В мастерской художника»

2. рассматривание книги «Матрёшка»

Публикация «Открытое занятие для детей среднего дошкольного возраста „История кукол“» размещена в разделах

3. украшение матрёшки к празднику «День Матери»

4. чтение художественной литературы: «Соломенный бычок», «Новая кукла» Воронковой, чтение стихов о куклах Г. Ладонщикова, С. Капутикян, В. Берестова.

Материал: различные виды кукол, сундук

___

Ход занятия:

Дети заходят в зал (под музыку) и встают полукругом.

Вос-ль:- Наш красивый зал опять, очень рад гостей встречать, давайте, ребята, поздороваемся с гостями (дети здороваются)

Вос-ль: - А теперь сюрприз ребята!

В сказку приглашаю вас

Не стесняйтесь, проходите

И на стульчики садитесь.

(дети садятся)

Вос-ль:

Сказка уж давно пришла

Очень деток ждёт она.

Где ты, сказка, отзовись!

Нам, ребяткам, покажись!

(появляется Петрушка, взрослый исполняет роль Петрушки)

Петрушка:

-Здравствуйте, ребятишки,

Озорники и шалунишки!

Мой красивый колпачок,

Сдвинут лихо на бочок,

Я забавная игрушка.

А зовут меня ….(Петрушка)

Петрушка:

-А знаете, откуда я к вам пришёл? Нет? Из волшебной страны «Кукляндии»! Там так много разных кукол! Есть даже такие, которыми дети играли очень давно. А вы знаете, какими куклами играли раньше? Нет?

Вос-ль:

-Петрушка, может быть, ты нам расскажешь о истории кукол?

Петрушка:

- С удовольствием не только расскажу, но и покажу! Но для этого нам нужно отправиться в путешествие в страну «Кукляндию». А на чём же мы туда поедем?

Восп-ль : Может быть на самолёте? Это весело, интересно и быстро!

Раз, два,повернись, в самолёте очутись! (дети кружатся на месте) Ну что-ж, полетел!

(Дети «летят» друг за другом, Петрушка – впереди, звучит соответствующая фонограмма)

Петр. :

-Вот мы и прилетели!

Восп-ль: Раз, два, покружись, и на землю приземлись! («приземляемся»)

Петрушка:

Друзья, в страну Кукляндию

Я открываю дверь

И папы побывали в ней

И мамы все, поверь,

И бабушки и дедушки

Дадут тебе ответ

Что лучше, чем Кукляндия

Страны на свете нет!

(дети садятся на стульчики)

(Звучит магнитофонная запись - волшебная мелодия).

Петрушка:

Есть у меня

Волшебный ларец… (показывает на сундук)

Там заперт на ключ (показывает ключ)

Волшебный дворец…

Позвонили в бубенец (звук колокольчика)

И попали во дворец…

Открывается палата (поднимает крышку)

Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища? (Нет)

Есть ли там сокровища? (Да)

- Как вы думаете, ребята, что это у меня в сундуке?

(предположения детей).

- Да здесь куклы! Интересно, как они попали в сундук?

- Ребята, а вы бы хотели с ними подружиться?

- Сейчас я вам не только их покажу, но и о них расскажу.

- Давным – давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни ткани, дети играли вот такой (показывает полено) куклой.

-Повяжет девочка на него платок, наденет юбку,и кукла- модница готова отправиться в гости или на праздник…

(показ действий)

Вос-ль:

-А как ещё можно играть с такой куклой?

Дети:

-кормить, гулять, укладывать спать.

Вос-ль:

-Давайте расскажем потешку, и может быть, наша кукла уснёт.

Дети хором рассказывает потешку (один ребёнок держит в руках куклу)

-Баю-баю, баю-бай.

Ты собачка не лай.

Белолапа не скули

Нашу Таню не буди.

Тёмна ноченька, не спится

Наша Танечка боится.

Ты, собачка, не лай.

Нашу Таню не пугай!

(кукла уснула)

Воспит-ль :- Интересно с ней играть? Почему?

- Да, деревянная кукла совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она неяркая,у неё нет выражения лица. Но, ребята, раньше не было других кукол, и наши прапрабабушки играли такими. Они их любили, так же, как и вы любите свои игрушки.

Далее Петрушка показывает и очень коротко рассказывает о некоторых видах кукол :

Деревянные (вырезанные из дерева) : рыбак, дедушка…

Вос-ль: из чего сделаны эти игрушки?

Дети: из дерева.

Вос-ль: Как их можно назвать?

Дети: деревянные игрушки.

Вос-ль: Правильно, молодцы!

Вос-ль:

-Не раскрашена игрушка,

Хоть скромна, но хороша.

В этом маленьком брусочке

Чудо-мастера – душа!

Вос-ль: На «потеху» детям, мастера вырезали из полена куклы, игрушки - скульптуры. Игрушки, сделанные мастерами, называли

«потешными»,

Люди даже стишок – потешку придумали, и мы с вами её тоже знаем

(проговариваем хором) :

-та-ра-рушки,та-ра-рушки- это русские игрушки,

очень славные, да забавные!

-Тарарушки же потому, что было в старину такое слово- «тарарай». Так называли «сказочников» «шутников».

Петрушка :

-Поглядите-ка, скорее,

щёчки – розовеют,

Пёстренький платочек,

Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки

Русские матрёшки.

Чуть лишь испугаются

Все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке

Шустрые подружки!

(Показывает матрёшек)

Вос-ль:

-эта игрушка с сюрпризом!

Посмотрите-ка, ребятки

Чем матрёшечка богата.

У матрёшки невелички,

Есть весёлые сестрички!

-Матрёшка - любимый всеми российский сувенир. Душа и образ России.

Но матрёшки не сразу были такими ярким,сначала они были очень простыми (показываю заготовку, а мастер рисовал ей только лицо (показываю, рисую маркером лицо заготовке матрёшки)

Девочка :

Мы матрёшки, мы сестрички.

Мы толстушки- невелички

Как пойдём плясать и петь,

Вам за нами не успеть!

Вос-ль:

-А вот и успеем. Выходите девочки на танец.

(физ. минутка- танец «Матрёшки»)

Далее Петрушка покаывает глиняные куклы. (Дымковские)

Вос-ль: хороши деревянные игрушки, но задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные. забавные фигурки, обожгли их в печке,раскрасили угольком, а потом вскоре придумали краски и раскрашивали глиняных кукол красками. Так появились глиняные куклы. Эти куклы - игрушки сохранились и до наших дней, но ими не играют. Они служат для украшения.

Далее Петрушка показ. соломенные куклы

Вос-ль :- Солому,из которой делали кукол, сначала собирали, затем варили, чтобы она стала мягкой, эластичной, блестящей, а уж потом скручивали, связывали и украшали.

-Дети, а с соломенной куклой интересно играть?

- Интересно, но она не прочная и легко ломается.

Петрушка:

Прошло много лет, и человек придумал другую куклу – тряпичную (достаёт из сундука)

-Дети, почему она так называется?

(ответы детей, повторение.)

Вос-ль: Сначала человек научился делать нитки, а потом научился ткать. Ткать это значит переплетать нитки, в результате получается -ткань. Из ткани люди шили себе одежду, а для детей - кукол.

Петрушка: -Тряпичных кукол берегли. Вырастает девочка, становится мамой и куклы своей дочке передаёт. Существует очень много видов тряпичных кукол. Была кукла игровая – ею играли дети,

и была обереговая кукла – она спасала человека от различных опасностей (оберег - от слова «оберегаю», т. е. охраняют, оберегают от всего плохого

Все куклы делались без иголок и ножниц, нельзя было пользоваться колющими предметами.

Вос-ль:- Конечно, как бы ни хороша была тряпичная кукла, всё же с настоящей современной куклой её не сравнить. (Петрушка достаёт из сундука современную куклу)

- Кристина и Арсений расскажут, из чего же сделаны современные игрушки.

Дети :

1. Из чего у нас игрушки

Куклы, мишки и хлопушки?

Из искусственного меха,

Ткани и резины,

Из пластмассы и железа,

Дерева и глины.

2 .

Мастера- художники

Игрушки создавали,

Лепили, рисовали,

Яркие, нарядные…

Игрушкам очень рады мы!

Восп-ль : С куклами мы играем, и стишок об этом знаем! (пальчиковая игра) :

Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу)

В миску молока налью, (наливаем молоко)

Положу туда крупу (насыпать крупу)

И поставлю на плиту. (поставить на плиту)

Будет каша хороша! (хлопать в ладоши)

Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком)

Петрушка: вот и закончилась моя сказка о истории куклы,

-Вы скажите мне друзья,

понравилась вам сказка?

Дети: Да!

Петрушка:

Со сказкой жалко нам прощаться

Но мы не будем унывать

Сказку будем снова к себе в гости ждать!

Ведь не зря люди говорят :

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает!» (поговорка)

-Страна «Кукляндия» дарит вам матрёшку с сюрпризом (внутри конфеты, отдаёт в руки воспитателю)

-Дети, помните, игрушки очень любят вас, а вы знаете, как нужно обращаться с игрушками?»

Дети: бережно, нежно, аккуратно…

Восп-ль: -а мы с ребятами для тебя, Петрушка, и для всех гостей приготовили сюрприз-песню про игрушки и про дом,где они живут- детский сад.

(поём)

Вос-ль: -А сейчас, ребята, садимся в самолёты и полетим из страны Кукляндии к себе в Талицу, в наш детский сад, отведаем угощение!

Дети:У-У-У(«летим» в группу)

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по физической культуре и познавательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста Конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Тема: Интегрированное занятие по физической культуре и познавательной.

Итоговое занятие для детей среднего дошкольного возраста «Старая сказка на осенний лад» Итоговое занятие для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Старая сказка на осенний лад». Цель: обобщить знания детей по теме «Осень».

Конспект занятие «Поможем кошке» для детей среднего дошкольного возраста Конспект по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «Поможем кошке» Цель: формировать представления детей о природном.

Открытое интегрированное занятие для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в сказочный лес»Открытое интегрированное занятие для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в сказочный лес» Интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Путешествие в сказочный лес». Интеграция образовательных областей: речевое развитие,.

Открытое познавательно-исследовательское занятие для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у «Детской лаборатории»Открытое познавательно-исследовательское занятие для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у «Детской лаборатории» Цель: Развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование.

Открытое занятие «Космические дали» для детей среднего дошкольного возраста Цель: формирование познавательного интереса детей к истории космонавтики, развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

Открытое занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Транспорт» Открытое занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Транспорт» Цель: Уточнить представление детей о транспорте (водном,.

Познавательная игра-занятие для детей среднего дошкольного возраста «Мои помощники. Ушки» Задачи: Продолжать формировать первичные представления об органах чувств человека (уши- орган слуха). Дать представление об их функциональном.

Занятие по театрализованной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в мир театра» Занятие по театрализованной деятельности для детей среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет) «Путешествие в мир театра». Программное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие для детей среднего дошкольного возраста «История кукол»
Опубликовано: 4 февраля 2019 в 19:40
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД