Татьяна Кирьяченко
Открытое занятие для старшей и подготовительной группы «Волшебная поляна»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие для детей старшей и подготовительной группы «Волшебная поляна»
Педагог- психолог Кирьяченко Татьяна
Тема: «Волшебная поляна»
Публикация «Открытое занятие для старшей и подготовительной группы „Волшебная поляна“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
Основная цель открытого занятия – это предоставление детям опыта межличного взаимодействия в ситуации, предполагающей обмен информацией, налаживание отношений, кооперацию и построение личного пространства. Занятие имеет также большое диагностическое значение. Поляна, которую обустраивают дети – это группа, пространство повседневных взаимоотношений. Найди место каждому, и создать сообщество, комфортное для всех,- главная задача участников. Игра предоставляет каждому ребенку его личное пространство. Она открывает широкие возможности для психолого-педагогических наблюдений. Наблюдая за детьми во время игры, можно выделить ребят, испытывающих трудности в общении со сверстниками, не умеющих свободно играть в заданном игровом пространстве, готовых к внутригрупповому взаимодействию и неготовых. Игра позволяет увидеть, кто из детей относится к группе лидеров, кто с кем стремится построить отношения.
Оборудование:
• Несколько листов ватманов
• Цветные карандаши
• Набор детской посуды
• Разнообразные мягкие игрушки
• Куклы, конструкторы
• Колокольчик
• Музыкальное сопровождение
Ритуал приветствия:
Психолог заходит в группу и предлагает детям по приветствовать друг друга (дети берутся за руки и говорят «Здравствуйте!»; здороваются за руку друг с другом; похлопывают друг друга по плечу и т. д.
Двигательно – речевая разминка:
Дует, дует ветер, дует –задувает (дети делают плавные движения руками вверх-вниз,
Белые снежинки землю укрывают (кружатся на месте).
И летят снежинки, кружат по дорожке (кружатся вокруг воображаемых деревьев,
Падают снежинки прямо нам под ножки (медленно приседают).
Ход занятия:
Психолог: Рада вас видеть сегодня. Давайте поиграем в игру «Угадай животное». Нам нужно выбрать водящего, которому предстоит угадывать, каких животных вы изображаете. Все должны представлять разных животных. Как вы думаете, что для этого необходимо сделать? Дети высказывают свои предложения. Ведущий должен подвести детей к выводу, что надо договорится друг с другом о том, кто какое животное будет изображать
Психолог: Водящий будет выходить из группы, а вы в это время должны договорится, кто какое животное изображает. Ведущий в начале игры помогает детям договорится, а затем участники пытаются делать это самостоятельно. Хорошо, если все желающие побывают в роли водящего.
Психолог: Вы очень хорошо справились с заданием, сумели изобразить разных животных. Как вы думаете, животным нравится жить в лесу? Почему? Дети по очереди высказывают свое мнение. Давайте представим, что сегодня у нас появилась возможность попасть в волшебный лес и пожить в нем. Но чтобы оказаться в лесу, нам надо проделать путь, на котором будут встречаться различные препятствия, и их нужно суметь преодолеть. Вы готовы? Тогда в путь. Встаньте в колонну по одному за таким –то. Называется имя ребенка. желательно, чтобы он был бойким и сообразительным.
Психолог: Сейчас вы змейкой пойдете по воображаемой тропинке. По дороге вам будут встречаться различные препятствия, которые я буду называть. Задача водящего решить, как это препятствие можно преодолеть, сказать нам об этом и показать, как он станет это делать. По моему хлопку все останавливаются, водящий становится в хвост змейки и водящим становится тот, кто оказался первым в колонне. В ходе игры дети передвигаются из группы в муз. зал. Во время игры можно использовать муз. сопровождение. Этот игровой этап заканчивается, когда дети входят в зал.
Психолог: Наконец –то мы с вами попали в лес и оказались около волшебной поляны. Давайте присядем и немного отдохнем. Устройтесь поудобнее, закройте глаза и попытайтесь представить, как может выглядеть волшебная поляна. Ее со всех сторон окружает лес или с одной стороны она плавно переходит в поле… Какой именно лес растет около полянки?. Большая ли ваша поляна, что есть на ней?. Посмотрите, что за цветы там растут, если ли холмики, отдельные кусты… может быть, на ней есть съедобные ягоды?. чтобы детям было легче представить поляну, можно включить спокойную музыку из серии «Звуки природы».
Психолог: Я медленно считаю до пяти, на счет 5 все открывают глаза и рассказывают, какую вы сумели увидеть поляну. Каждый из вас сумел увидеть свою волшебную поляну, чем –то ваши поляны похожи, но чем –то и отличаются. А сейчас давайте попробуем все вместе нарисовать на листках бумаги нашу поляну. Постарайтесь, чтобы все могли принять участие в процессе. Попробуйте договорится друг с другом, кто, что будет рисовать и в каком кусочке листа. Дайте возможность каждому нарисовать на поляне то, что он хочет.
Дети рисуют на одном большом листе. В Это время звучит спокойная музыка. Желательно, чтобы использовалась то муз. сопровождение, которое помогало детям представить поляну. Ведущий может помогать некоторым детям договорится, если возникает такая необходимость. При выполнении данного задания можно увидеть, каким образом взаимодействуют дети, кто испытывает проблемы в выборе места для рисунка, не знает, что рисовать, четко обозначает границы в рисунке и не позволяет другим нарушать их.
Ведущий: Заканчиваем рисовать. Можно пройтись и посмотреть, какая получилась поляна. Если куму – то что –то непонятно, можно задавать вопросы тому, кто это нарисовал. Детям дается несколько минут для того, чтобы внимательно рассмотреть рисунок и задать друг другу вопросы.
Психолог: Посмотрите еще раз, у нас получилась красивая и необычная поляна. Вот на такой прекрасной полян мы можем сегодня пожить. Как вы думаете, что нам в первую очередь понадобиться для жизни на поляне? Дети высказывают свои предположения. Задача ведущего, если дети не догадываются, привести их к выводу, что нужны дома.
Психолог: Правильно, для того чтобы пожить на поляне, нам понадобятся дома. Сейчас вам предстоит их построить. Все вы, наверное, знаете, что у каждого дома есть основа, или как говорят строители- фундамент. Вам предстоит заложить фундамент своих домов. Для этого вы получите простыню и выберите то место на поляне, где вам хочется строить дом. На выбранном месте надо расстелить простыню.
Дети по очереди подходят к ведущим, получают простыни, свободно передвигаясь по залу, ищут себе место для строительства своего дома на поляне, чьи дома окажутся по соседству, а кто поселится один.
Психолог: Вижу, что все нашли место для своего дома и успели заложить фундамент. А теперь я прошу зайти в свои дома, устроится поудобнее, закрыть глаза и представить, что вы находитесь в собственном доме….Постарайтесь прислушаться к себе и понять, хорошо ли вы себя чувствуете…. Теперь подумайте и представьте, как можно украсить свой дом, благоустроить его…Медленно откройте глаза, сейчас когда зазвучит музыка, вы подойдете к столу. На столе лежат разные предметы. Вам нужно выбрать только те, которые необходимы для благоустройства вашего дома. Времени вам дается немного, как только прозвенит колокольчик, все прекращают украшать дома и занимают место внутри.
Во время выполнения задания звучит спокойная музыка. Ведущий помогает детям распределить между собой предметы и через 10 минут звонит колокольчик.
Психолог: Прошу всех зайти в свои дома. Наступила ночь. Все ложатся спать. Потянули сначала ручки, а потом ножки. Закрыли глазки, устроились удобно в своих кроватках. А теперь пытаемся представить, как изменилась наша полянка с наступлением ночи. …Вокруг тишина. …Но вот вылетела сова на ночную охоту. Где – то в траве зашуршал ежик…Яркая луна осветила поляну, стала видна вся ночная жизнь. …Но вот появился первый лучик солнца, и поляна постепенно наполняется светом. Все вокруг проснулись….Мы с вами тоже проснулись. Открыли глазки, потянулись. … Наступило утро. Во время этого упражнения звучит спокойная, тихая музыка. Ведущий произносит текст медленно, спокойно, чтобы дети могли расслабиться и отдохнуть. После последнего упражнения начинает звучать веселая музыка.
Психолог: Все проснулись и встали. А теперь вы можете пожить один день на поляне так, как вам захочется. Помните лишь о том, что, когда прозвенит звонок вы должны будете вернуться в свои дома.
Этот текст ведущий может говорить на фоне веселой музыки. На данном этапе игры дети самостоятельно выстраивают свою жизнь на поляне. Ведущий и ассистенты наблюдают за ребятами, отслеживая, как дети проживают день на поляне :
• Каждый сам по себе;
• Общаются (на поляне или в домах)
• Кто из детей с кем взаимодействует;
• Каков характер взаимодействия.
Рефлексия:
Расскажите, как вам жилось на лесной поляне? Все ли было хорошо?
Последний этап игры можно проводить по- разному: обсуждение может проходить, когда дети находятся каждый в своем доме или же взрослые и дети садятся в круг. Ведущий должен сам выбрать наиболее подходящий для данной группы вариант. В ходе обсуждения дети и взрослые делятся своими впечатлениями о занятии. Рассказывают о том, что им особенно понравилось и запомнилось и чего, по их мнению, не хватало