МААМ-картинки

Открытое занятие для учащихся старших классов «Семейные традиции» (2 фото)

Елена Голубниченко
Открытое занятие для учащихся старших классов «Семейные традиции»

Открытое занятие для старших школьников «Семейные традиции»

Цель занятия: углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.

Задачи:

• раскрыть значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха;

Публикация «Открытое занятие для учащихся старших классов „Семейные традиции“» размещена в разделах

• формировать навыки ответственного поведения в семье;

• развивать интерес к семейным традициям, праздникам;

• развивать творческие способности.

• воспитывать чувство любви к своей семье, уважения к родителям;

Оборудование:

• медиа-оборудование;

• презентация «Семейные традиции»;

• фонограмма песни «Родительский дом»;

• фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов);

• альбомные листы, карандаши, фломастеры,

Основные термины, понятия: семья, генеалогическое древо, династия, семейный альбом, традиции.

Ход занятия.

Педагог: Однажды я услышала такое выражение : если у вас нет традиций – у вас нет семьи. Сегодня мы поговорим с вами о семье, семейных традициях.

Почти все семьи гордятся теми или иными традициями, по крайней мере, теми, которые заставляют всех домочадцев собраться всем вместе. Это деятельность, которой семья занимается сейчас, занималась в прошлом, и будет продолжать делать в будущем, которую все члены семьи ценят и уважают. Каждую универсальную традицию, будь то новогоднее застолье или день рождения ребенка каждая семья празднует немного по-своему. Эти небольшие (а, может, и большие) различия и есть семейные традиции. Они являются своеобразным клеем, который держит всю семью вместе. Дети и взрослые любят и дорожат семейными традициями и стараются передавать их из поколения в поколение. Итак, какое же определение мы можем дать понятию «Традиция»?

Традиции - обычаи, привычки, передаются и соблюдаются из поколения в поколение несмотря ни на что.

Наше занятие мы проведём в форме устного журнала «Семейные традиции». За предоставление материала, статьи в наш журнал каждая группа получит гонорар.

Вам будет дано несколько заданий, в которых мы с вами попробуем создать мир семьи, подумаем, какие могут быть взаимоотношения в семье между детьми и родителями, поучимся на практике планировать бюджет семьи, ее досуг, отдых.

А работать вы будете как одна большая дружная семья.

1 страница. Генеалогическое дерево. Не гоже быть Иванами, не помнящими своего родства-гласит народное изречение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Каждый современный человек, будь он ребенок или взрослый, должен знать своих предков. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. Без памяти человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями».

Поэтому, можно с уверенностью сказать, что первая страница нашего журнала будет называться «Генеалогическое дерево». Оно обозначает родство, связь разных поколений.

Чудесное дерево есть у меня.

Оно мне — семья,

И оно мне — родня.

На дереве этом

До старческих лет

Гнездился мой прадед,

А также мой дед.

Мой папа

На нем научился взлетать

И смог настоящею птицею стать!

И, как в колыбели,

Со мной

До утра

На дереве этом

Качались ветра.

А листья трезвонили,

Как бубенцы,

Когда у меня

Появились птенцы… (Г. Дядина)

Для примера хочу обратить ваше внимание на генеалогическое дерево А. С. Пушкина. Он происходил из разветвлённого нетитулованного дворянского рода, восходившего по генеалогической легенде к «мужу честну» Радше, современнику Александра Невского. Пушкин неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе; он видел в своих предках образец древнего рода, истинной «аристократии», честно служившего отечеству, но не снискавшего благосклонности правителей и «гонимого». Не раз он обращался (в том числе в художественной форме) и к образу своего прадеда по матери — африканца Абрама Петровича Ганнибала, ставшего слугой и воспитанником Петра I, а потом военным инженером и генералом. Дед по отцу Лев Александрович — артиллерии полковник, гвардии капитан. Отец — Сергей Львович Пушкин, светский острослов и поэт-любитель. Мать Пушкина — Надежда Осиповна, внучка Ганнибала. Дядя по отцу, Василий Львович, был известным поэтом круга Карамзина. Из детей Сергея Львовича и Надежды Осиповны, кроме Александра, выжили дочь Ольга и сын Лев. Конечно, историю этого дерева семьи можно продолжать еще очень долго, но даже эта небольшая информация настоящий самородок для предков.

Задание: Составить генеалогическое дерево своих предков.

Педагог: И вот вы попытались составить свои родословные. Конечно, у вас в них не тысячи исторических имен, как в родословной А. С. Пушкина, но создать такую родословную одному не под силу. У кого-то на дереве 9, 12, 16 и больше листочков. А самое роскошное дерево или больше всего родственников смог написать (ответы детей)

Советы и выводы.

Я думаю, что всем было интересно, но ответьте на вопрос: «У кого до этого уже была составлена родословная?» Ни у кого! Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

Педагог: - Молодцы! Вот ваш гонорар.

2 страница «Функции семьи»

Свою любовь к близким и родным людям нужно и делами своими доказывать: помогать друг другу, заботиться друг о друге. Так уж повелось, что у каждого члена дружной и счастливой семьи есть свои обязанности. А если быть наблюдательными и проследить обязанности поколений, то большая вероятность того, что то, что делала бабушка, будет выполнять и мама. А потом дочка, внучка и т. д. Поэтому, такое распределение обязанностей между членами семьи можно тоже назвать традицией. Сейчас вам предстоит вспомнить, или выразить свое мнение по поводу распределения обязанностей между членами семьи. (работа в парах)

1. Уборка квартиры.

2. Проверка домашнего задания у ребёнка.

3. Мытьё посуды.

4. Обсуждение с членами семьи событий дня.

5. Приготовление обеда.

6. Игры с ребёнком.

7. Сочувствие тому, у кого неприятности.

8. Чтение книги (сыну, дочери).

9. Доставка продуктов.

10. Разговор с членами семьи о взаимоотношениях со сверстниками.

11. Уход за цветами.

12. Благодарность членам семьи за помощь.

13. Просмотр и обсуждение телефильма.

14. Уход за домашними животными.

15. Похвала за хорошо выполненное дело.

3 страница Занимательная «Планирование бюджета»

А сейчас я вам предлагаю для занимательной страницы журнала составить статью о разумном планировании бюджета семьи на неделю. В вашем распоряжении будет сумма денег в две тысячи рублей. Подумайте, что необходимо вашей семье: перечень продуктов, промтоваров, и т. д. Если у вас останется сумма денег, что вы приобретете.

4 страница «Семейный альбом»

Педагог: Ребята, а эта страница представляет собой фотовыставку «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она здесь? С какой связана традицией? (ответ: с традицией собирать и хранить семейные фотографии)

Фотопортретирование прошло долгий путь до своего совершенствования, но появилось почти сразу, хотя людям приходилось нелегко: они падали в обмороки, получали тепловые удары, т. к. приходилось сидеть по 20 минут на ярком солнце неподвижно. Люди часто получались с закрытыми глазами.

Длинные выдержки заставляли моделей подолгу сидеть неподвижно. Поэтому для облегчения использовались держатели для головы.

С 1829 года, французский художник и конструктор Дагер сделал фотографию действующей, популярной. Отсюда появились дагерротипы. На них часто можно увидеть человека, опирающегося на столик и поддерживающего голову. Это так же было связано с длительными выдержками. Со временем техника выполнения фотографии совершенствовалась. А с фотографией появилась традиция составлять и хранитьсемейные альбомы и прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Семейный альбом -это летопись семейных традиций и хранилище памяти. Когда-то фотография была чудом, фотосъемка всей семьи праздником. Сейчас люди все чаще стали вспоминать о своих корнях, интересуются жизнью предков, своей родословной. Ведь история страны складывается из истории семей и каждая из них неповторима. Вот фотография, возраст которой исчисляется двумя веками. Вглядитесь в эти лица: сколько благородства, достоинства. Каждый такой снимок несет с собой массу информации. Какой? (во что одевались, какие прически носили, в какие игрушки играли дети). Видно, что семья была интеллигентной, богатой. Почему? (не всякий мог позволить себе такое дорогое удовольствие). В наше время фотоальбом есть в каждой семье.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были - загляните в семейный альбом»- поется в одной из песен.

Задание: Рассказ о фотографиях. Сейчас мы проверим насколько вы внимательны. Я предлагаю рассмотреть фотографию и как можно больше информации рассказать о ней.

5 страница «Семейные праздники»

Педагог: Отмечать семейные праздники – тоже традиция. Не все знают когда и почему возникли праздники. А оказывается это произошло давным-давно. Чтобы облегчить себе труд, люди обращались за помощью к небесным светилам (солнцу, звездам, стихиям (ветру, рекам, океанам, к духам, а позже к богам. Они приносили им дары, пели, танцевали и произносили хвалебные слова. Так возникли праздники.

Праздниками отмечали всё новое: наступление весны, нового года, рождение новой жизни,свадьбы.

Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться — не для гостей, а для себя, своих близких, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки — сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда! В разных семьях есть свои особенности празднования праздников. А это и есть традиции. Давайте вспомним некоторые праздники, какие могут быть связаны с ними традиции?

День рождения.

Традиции:

1. Во многих семьях принято отмечать рост ребенка. Можно каждый год обводить ручку и ножку малыша или создать галерею фотографий.

2. Придумыватьсценарий праздника с конкурсами и викторинами. Делатьсюрпризы.

3. Оформление интерьера дома к празднику (воздушными шарами, фотографиями именинника, во все люстры по секрету от детворы можно ввинтить цветные лампочки, и, конечно, - праздничный торт со свечкой).

Новый год.

Традиции:

1. Накануне праздника украшение елки всей семьей.

2. Письмо Деду Морозу.

3. За подарок-стихотворение. Тот, кому дарят подарок, должен встать на стульчик и рассказать стихотворение, даже взрослые.

4. Под бой курантов загадывать желание.

Пасха.

1. Собираться дома у бабушки (прабабушки).

2. Красить яйца, печь куличи.

3. Смотреть на «играющее солнце».

Те, кто сподобились видеть это необычное явление, рассказывают, что восходящее солнце в буквальном смысле мечет лучи, как бы выпрыгивает из своих пределов, выплескивается, как огненная лава, и словно танцует.

Солнечный диск на какой-то момент остается один, без лучей, вокруг него возникает золотой ободок, поворачивающийся, как маятник, то вправо, то влево. Солнце на глазах изменяет свой вид: из круглого превращается в треугольник, через мгновение принимает форму яйца, иногда квадрата. Некоторые очевидцы утверждают, что солнце при этом движется в форме креста: вверх-вниз, вправо-влево. Цвет солнечного диска тоже меняется, переливаясь от багрово-красного в светло-розовый, затем в оранжевый.

Задание:

Я предлагаю рассказать о своей находке, своей изюминке – семейном празднике. Что еще бы вы добавили к перечисленным традициям? Допишите.

Из выделенных букв на карточках- заданиях сложите слова, обозначающие традиции, используемые в проведении семейных праздниках (работа в парах).

Каждая группа получает своё задание. (Приложение)

-Зачитайте.

Ответы:подарки, сюрпризы, игры, фотографии, открытки, стенгазета, семейный обед, Новогодняя ёлка.

6 страница. «Традиционное блюдо»

Одной из распространённых русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким - либо кушаньем. Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи и каша, репа, дичь, рыба. Из ягод - клюква, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас. Всё течёт, меняется - меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах.

Гостеприимство- это тоже добрая традиция (угощение гостей приготовленными кондитерскими изделиями). Существует старинный обычай встречать дорогих гостей караваем.

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Ведь не зря хлеба растили,

Собирали урожай. Вы примите, дорогие,

Свежий вкусный каравай.

С караваем соль подносим.

Поклонясь, отведать просим.

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

(Девочка в национальном русском костюме всех угощает караваем).

Задание: Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье?

Традиционным блюдом в нашей семье является….

Карточки с перечнем продуктов, промтоваров (приготовить блюдо)

7 страница «Традиции моей семьи»

Кроме праздничных традиций в нашей семье принято:

• желать спокойной ночи и доброго утра;

• уважать и чтить старших;

• не обижать друг друга;

• вечером за ужином подводить итоги дня;

• собираться вместе, чтобы оказать помощь тому, кому она необходима;

• каждое воскресенье печь блины;

… и многое другое…

Задание: Чтобы разнообразить жизнь и сделать семейные будни более интересными, вы можете заниматься созданием собственных семейных традиций.

Есть ли вашей семье традиции? Какие?

Педагог: Итак, мы вспомнили на занятии разные семейные традиции. За выполнение заданий вы получили гонорары. Сейчас я вам предлагаю объединить все ваши гонорары, разгадать их тайну, смысл. (семья). Вы разгадали магическое слово. А ведь вы здесь живете тоже большой семьей.

Итог. Я приглашаю вас к камину, рассаживайтесь поудобнее. Для создания более теплой домашней атмосферы давайте зажжем наш камин. Какие слова вам приходят в голову, когда мы говорим «домашний очаг»?

Вывод: Как приятно вечером сесть возле камина, где потрескивают дрова, а огонь в камине, согревая душу, навеивает приятные воспоминания.

Ведь наша группа — тоже семья. И все, что происходит в ней, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает вся группа. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает все. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой коллектив как за одну большую семью.

Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом. А еще очень важно, чтобы вы понимали друг друга, старались быть отзывчивыми и проявляли заботу друг о друге. Чтобы не получилось как у героини стихотворения А. Барто:

Мне не хватает теплоты,

Сказала мама дочке.

Дочь удивилась:

Мерзнешь ты

И в летние денечки?

Ты не поймешь, еще мала, -

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит:

Я поняла!—

И тащит одеяло.

А. Барто

Поскольку мы сегодня говорим о традициях, я хочу вам предложить завести традицию в вашей группе, пусть она называется «Подари добро». Может для кого-то это покажется очень сложно, но получив это добро от другого вы сможете оценить насколько это замечательно. Вы спросите, а что же дарить? Это может быть: доброе слово, комплимент, знаки внимание, сочувствие, подарок, сделанный своими руками. Но делать это нужно от всего сердца. А начнем мы эту традицию прямо сейчас. Я приготовила для вас небольшие подарки. Мы их сейчас подарим друг другу с добрым словом. Я дарю тебе этот подарок и хочу, чтобы ты знала, что ты очень милая девочка и с тобой приятно поддерживать общение. И т. д.

Надеюсь, этот сюрпризный момент запомнится для вас надолго и войдет прочной традицией в вашу коллективную жизнь.

Открытое занятие для учащихся старших классов «Семейные традиции»
Фото «Семейные традиции»
Публикации по теме:

Внеклассное занятие для учащихся 3–6 классов «Добро и зло — основные понятия духовно-нравственного воспитания» (для учащихся 3-6 классов) Подготовили: Крупич Д. И. -воспитатель, Гарькавая В. Ф. - педагог дополнительного образования. Цель: воспитывать.

Консультация для родителей «Семейные традиции»Консультация для родителей «Семейные традиции» Семейные традиции"Счастлив тот. кто счастлив у себя дома" Л. Н. Толстой. Как поселить, а главное удержать это счастье,какими семейными традициями.

Консультация для родителей «Семейные традиции» Консультация для родителей: «Семейные традиции» Семейные традиции - предмет особой гордости Вашей семьи или Вы только задумываетесь об их.

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов Олимпиада по музыке для учащихся старших классов Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных.

Открытое занятие для 5 классов Конспект открытого занятия Тема занятия: «Что такое одиночество» Выполнила: педагог-психолог Есикова В. Г. Майкоп 2017.

Открытое занятие для учащихся школы-интерната «А мир прекрасный, если бы…» Цели: 1. Развитие навыков у уч-ся видеть и чувствовать мир, выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков; 2. Развитие умений.

Открытое занятие для учащихся с УО «Цветоводство — отрасль растениеводства»Открытое занятие для учащихся с УО «Цветоводство — отрасль растениеводства» Министерство социального развития Московской области ГБСУ СО МО "Сергиево-Посадский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей "Березка"".

Сценарий праздника для учащихся 1–8 классов «Масленица»Сценарий праздника для учащихся 1–8 классов «Масленица» Гайсина Юлия Галиевна ГАУЗ РБ детский многопрофильный санаторий «Урал» Сценарий праздника Масленица (на улице) Ведущая, скоморохи. 1.

Тест «Птицы» для учащихся 7-х классов Тест по теме: «Птицы» для учащихся 7-х классов. 1. Птицы-животные: а) холоднокровные; б) теплокровные; в) адаптируемые. 2. Восковица-это:.

Занятие для детей младшего возраста «Семейные традиции» Занятие "Семейные традиции" Целевая аудитория: несовершеннолетние 7-12 лет. Форма и методы работы: беседа-диалог, работа в группах; индивидуальная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие для учащихся старших классов «Семейные традиции»
Опубликовано: 16 октября 2017 в 22:18
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД