МААМ-картинки

Открытое занятие «Масленица» в старшей группе (4 фото)

Елена Александрова
Открытое занятие «Масленица» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Открытое занятие

«Масленица» старшая группа

Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.

Задачи:

Знакомить детей с историей, традициями, русского народа.

Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.

Знакомить с русским народным фольклором, используя заклички, скороговорки, народные песни, пословицы, просилки, хороводы, детское народное творчество.

Развивать все виды памяти.

Публикация «Открытое занятие „Масленица“ в старшей группе» размещена в разделах

Продолжать обогащать и активизировать словарный запас.

Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю.

Воспитывать нравственные чувства через русское народное творчество.

Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку, репродукции картин русских художников, иллюстративный, видео материалы, а также сюрпризные моменты.

Оборудование: ИКТ, презентация «Масленица»; русская народная музыка и песни; лого ритмическое упражнение «Дом и ворота»; за клички; карусель с лентами,

Ход занятия

«Очень часто за событиями

И суматохой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину».

Воспитатель: Все готовы? (Да).

Ну, тогда ворота отворяйте, да гостей привечайте!

Лого ритмическое упражнение «Дом и ворота»

Дети: На поляне дом стоит, (Пальцы обеих рук делают "крышу").

Ну, а к дому путь закрыт. (Руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота").

Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются.)

Всех вас в гости приглашаем. (Кланяются гостям. Дети садятся.)

Воспитатель: - Дети, какое, сейчас, время года (зима)

Какие вы знаете зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)

Какой народный праздник мы отмечаем в конце феврале? (Масленица)

Что это за праздник (Это время, когда зима встречается с весной).

Что является символом Масленицы (блин).

Почему блин?

Блин — символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях, распевают задорные частушки и прибаутки. Вот какая она, русская Масленица!

На экране: Русские народные гуляния, Масленица.

Воспитатель: Каждый день Масленицы имеет свое название. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру Игра: «Что за чем, и перед чем?»

Воспитатель: Какой день наступает после понедельника?

Дети: - Вторник.

Воспитатель: Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? А какой день недели наступает перед пятницей?

Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались люди каждый день на масленичной неделе!

Воспитатель: К нам масленица идет криво шейка,

Встретим мы ее хорошенько.

Мы сегодня позабавимся,

На весёлой карусели покатаемся!

Ленточками украсим,

Ленточками не простыми,

Ленточками праздничными.

Что ни ленточка - то денёчек

Сколько дней в неделе, столько и ленточек.

(Воспитатель показывает яркий обруч и 7 разноцветных лент)

(Дети читают стихи)

1 ребё нок: Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

2 ребё нок: Платок беленький, новомодненький!

Лапти частые, головастые!

Ух, красавица!

3 ребё нок: Ой, Масленица, протянись!

Ты за дуб, за колоду зацепись!

Ой, сказали - нашей Масленице семь годков,

А всего у Масленицы семь деньков.

Воспитатель: У каждого дня Масленичной недели имеется своё название и свои развлечения.

1. Как назывался первый день масляной недели? (понедельник)

«Встреча Масленицы». В этот день наряжали большую куклу, одевали ее в женский наряд и ставили на площади. Кукла означала долгую и хмурую зиму. Пекли маленький блин и давали детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова:

"Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".

(Привязываем вместе с детьми ленту к карусели, проговаривая слова).

2. Как назывался второй день масляной недели?

Второй день - вторник – все вокруг играют, заигрышем называют.

Вот и нам пришла пора поиграть, да весёлые задачки решать. А чтобы было удобнее считать, ваши пальчики вам будут помогать.

1. Решила бабушка блины испечь

Поставила тесто, да затопила печь.

Два блина для внучки, два блина для деда, два для себя и два для соседа.

У ребят скорее спросим: сколько блинов получилось?

2. Шесть веселых медвежат,

К нам на Масленку спешат,

Но один из них устал и домой поковылял.

Ребята пусть ответ найдут: сколько мишек к нам придут?

3. Пять блинов лежало в миске.

Два блина взяла Лариска,

Еще один стащила киска.

А сколько же осталось в миске?

4. Я на Масленке бывала,

Чего там только не видала!

В снег упал Серёжка,

А за ним Алешка.

А за ним Иринка,

А за ней Маринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

Привязывает ленту к карусели.

3. Как назывался третий день масляной недели?

Воспитатель: Тут среда подходит – Лакомкой зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – всё им удаётся.

Пироги и блинчики – всё на стол мечи!

А вы, друзья, блины любите?

Дети: Любим.

Воспитатель: И я их очень люблю, только вот беда, совсем я забыла, что мне нужно взять, чтобы их приготовить. Помогите мне с этой бедой справиться.

Дети подходят к столам, на которых разложены картинки с изображением предметов посуды и продуктов. Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Первая команда (мальчики) будет выбирать картинки, на которых изображены предметы посуды, необходимые для приготовления блинов, и прикреплять их на мольберт. Вторая команда (девочки) выбирает картинки, на которых изображены продукты, необходимые для приготовления блинов, и прикреплять их на второй мольберт.

Воспитатель: Спасибо, ребята, помогли. Присаживайтесь, пожалуйста.

Воспитатель подходит к первому мольберту.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие же предметы мне нужно взять, чтобы блины приготовить.

Дети: Миска, венчик, сковорода, поварёшка, лопатка.

Воспитатель: Как назвать эти предметы, одним словом?

Дети: Посуда.

Воспитатель: Молодцы ребята! Но одной посуды мало, что же, мне ещё нужно взять, чтобы блины приготовить?

Воспитатель подходит ко второму мольберту. Обращает внимание детей на картинки, на которых изображены продукты, просит назвать их.

Дети: Мука, молоко, яйца, масло, соль, сахар.

Воспитатель: Спасибо, вам ребята! Помогли мне вспомнить. Теперь блины у меня получатся вкусные, да ароматные!

Воспитатель — В этот день ещё устраивали соревнования. А ну-ка кто складнее, да быстрее скороговорку выговорит! Только такой уговор: важно скоро сказать да только важнее — правильно.

Скороговорка: «Из печи калачи в окошко мечи».

Слово «мечи» значит бросать метко.

Кто лучше скажет, тот и привяжет ленту к карусели.

Четвёртый день Масленицы.

Воспитатель: А четверг – Разгуляй, хочешь, пой, хочешь, играй

Скоморохи шутили, веселили, показывали театральные сценки, рассказывали различные небылицы. А вы знаете, что такое небылицы?

А может и мы попробуем поиграть, да небылицы без слов рассказать.

Сценка «Два жадных медвежонка».

Два жадных медвежонка

Качались на суку.

Один держал кастрюлю, (Держит впереди руки, словно в них кастрюля)

Другой - месил муку. (Делает круговые движения рукой)

-Раз куку, два куку-

Оба шлепнулись в муку! (Оба падают на ковре).

Оказались не в муке,

А у бабки в твороге.

Как назывался пятый день недели, А шестой? «Гостевые дни, посиделки».

В пятницу и субботу по гостям идти охота.

Вся родня собирается,

С гор катается,

Вот уж гости собираются и хозяйкой восхищаются,

Хозяйке гости говорят:

Очень водный, ваш наряд!

Как правильно?

К столу мы гостя пригласили,

На стол его мы усадили.

Как правильно?

Жду угощения, тихо сижу,

Ножку пока что на стол положу.

Как правильно?

Я, друзья, когда зеваю,

Рот мукою прикрываю.

Как правильно?

За угощение хозяйке много теплых слов.

Вручили мы ей за всё буфет цветов.

(Воспитатель сама привязывает ленту к карусели).

7. Как назывался седьмой день масляной недели?

Седьмой день-Воскресенье

А в воскресенье — «Проводы Масленицы» и «Прощёный день». Дети шли к родителям со словами: «Прости меня, пожалуй, если в чём виноват перед тобой», кланялись друг другу и целовались.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты прощай, прощай,

Наша широкая.

Ты пришла с добром,

Со блинами, пирогами

Да со оладьями.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари,

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица!

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

А прощёным этот день назывался не только потому, что просили друг у друга прощения, но и прощались с зимой и звали весну:

Приходи, весна! Приходи, красна!

Давай солнышко — колоколнышко,

Приноси урожай в наш родимый край!

Давайте вместе позовём весну за кличкой.

(Привязываем последнюю ленту.)

Давайте — ка прощаться, за последнюю игру приниматься.

Воспитатель отмечает, что дети были внимательны на занятии, дружно и активно участвовали в украшении карусели.

Игра «Карусель»

Еле — еле — еле — еле

Завертелись карусели

А потом кругом — кругом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: Вот пора заканчивать.

Угощу вас блинами.

А теперь, взрослые и детвора, всем на улицу пора!

На улице сжигают Масленицу и кричат :

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Чтобы все метели разом улетели,

Чтобы птички пели, травы зеленели.

Угощайтесь, гости дорогие!

Вот блинчиков пара,

Ешьте — с пылу, с жару!

Все румяны да красивы!

Открытое занятие «Масленица» в старшей группе
Фото «Масленица»
Открытое занятие  в старшей группе - фото
Фото №1 Открытые занятия
Публикации по теме:

Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория Почемучек» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад №4» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно.

Открытое музыкальное занятие в старшей группе «Морское путешествие»Открытое музыкальное занятие в старшей группе «Морское путешествие» Конспект музыкального занятия в старшей группе «Морское путешествие» Цель: дать представление детям о море, разных его состояниях, обитателях.

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «В гостях у сказки»Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «В гостях у сказки» Тема: «В гостях у сказки» [/b][/i] Цель: развитие всех компонентов устной речи детей. Программные задачи: Образовательные - закрепить знания.

Открытое занятие по экологии в старшей группе «Природа — наш дом»Открытое занятие по экологии в старшей группе «Природа — наш дом» Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Природа- наш дом»Цель: формирование экологической культуры. Задачи: -закрепить.

Открытое занятие в старшей группе в форме викторины «Что? Где? Когда?»Открытое занятие в старшей группе в форме викторины «Что? Где? Когда?» Цель:формировать нравственно-экологическую культуру дошкольников, расширять представления детей о животном мире, среде обитания, растительном.

Открытое занятие в старшей группе «Мы идём в театр»Открытое занятие в старшей группе «Мы идём в театр» Цель: формирование связной речи и коммуникативных умений детей в театрализованной деятельности. Задачи: способствовать формированию связной.

Открытое занятие в старшей группе по ПДД «Школа дорожных знаков»Открытое занятие в старшей группе по ПДД «Школа дорожных знаков» .

Открытое занятие в старшей группе «Спрячем ежика от дождика»Открытое занятие в старшей группе «Спрячем ежика от дождика» Цель данной работы: Развитие у детей познавательного интереса к природе, животным. Задачи: - научить складывать лист бумаги «гармошкой»;.

Открытое занятие в старшей группе «Веточка рябины техникой пластилинографии»Открытое занятие в старшей группе «Веточка рябины техникой пластилинографии» Цель данной работы: продолжать развивать моторику рук, развивать воображение, воспитывать бережное отношение к природе. Программные задачи:.

Открытое занятие в старшей группе «Юные волшебники»Открытое занятие в старшей группе «Юные волшебники» Тема: «Юные волшебники» Цель: Развивать интерес дошкольников к познавательно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие «Масленица» в старшей группе
Опубликовано: 21 октября 2023 в 20:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытое занятие «Масленица» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Александрова (УИ 347239) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД