МААМ-картинки

Открытое занятие в форме мастер-класса по росписи имбирных пряников (5 фото)

Стерх Татьяна
Открытое занятие в форме мастер-класса по росписи имбирных пряников

Назначение мастер-класса : для детей и их родителей.

Цель

Открытое занятие в форме мастер-класса по росписи имбирных пряников

рока: сформировать представление о видах обрядового печенья, научить расписывать пряники, знакомить с пряничным искусством на Руси, знакомить с русскими обычаями, формирование глубоких и доверительных отношений детей и родителей в процессе совместной художественной деятельности; формирование основ базовой культуры личности учащегося посредством эффективного взаимодействия всех участников педагогического процесса – педагога, родителей, детей в условиях совместной творческой деятельности.

Публикация «Открытое занятие в форме мастер-класса по росписи имбирных пряников» размещена в разделах

Задачи:

Образовательная: познакомить участников с видами обрядового печенья и научиться расписывать пряники.

Развивающая: развивать и формировать навыки учебной деятельности обучающихся через изучение традиций и обычаев.

Воспитательная: возбудить интерес к традициям русского народа, заинтересовать участников МК в продолжении традиций изготовления пряников у себя дома.

Ожидаемые результаты: практическое освоение участниками навыков в рамках транслируемого опыта; повышение педагогической культуры родителей, улучшить взаимопонимание родителей и детей в общей работе, возможность использовать полученные знания.

Тип занятия : комбинированное.

Форма организации : фронтальная, индивидуальная и коллективная.

Методы: информационный (словесный, иллюстративный.

Оборудование и материалы: Аппаратура для показа презентации «Пряники», вырезные пряники, принадлежности для росписи пряников : одноразовые полиэтиленовые пакетики с глазурью, тарелки, салфетки, пряники, эскизы расписных пряников.

Ход занятия

1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку и усвоению нового материала

2. Сообщение нового материала.

3. Целеполагание.

4. Самостоятельная работа участников МК. Закрепление нового материала.

5. Анализ работ и подведение итогов.

Информационная часть.

Пряники русские,

Сладкие, мятные,

К чаю ароматному

Угощенье знатное.

Педагог: Сегодня мы с вами собрались, чтобы побывать в «Пряничной стране», познакомиться с историей изготовления пряников, самим попробовать себя в качестве мастеров. Жизнь наших предков переплеталась с обычаями и обрядами, укладом которых было почитание отцов и дедов, связь с природой и трудом. Эти добрые времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Об одной из них и поговорим сегодня. Много праздников чтил наш народ, а где праздник, там подарки и угощения, вкусные и нарядные пряники.

Слово «пряник» происходит от слова «пряность». У вас на столах находятся пакетики, прочитайте, что на них написано, понюхайте эти вещества. При замесе пряничного теста обязательно используются эти ароматные продукты.

Такие пряники очень популярны в Архангельской области и называются там козулями. Они считаются одним из символов Поморья и носят обрядовый характер. Архангелогородцы и по сей день не представляют себе без козуль ни одного праздника ни Нового года, ни Рождества, ни Пасхи, ни других знаменательных дат. На Поморье говаривают: «Без козули и праздник не в праздник». Обычай требовал сохранять подарочные козули на счастье до следующего новогодья. Их ставили на видное место – в красный угол, на полку с посудой или в буфет, ими украшали ёлку. Как и другим изделиям из теста им приписывали магические свойства. Ещё в 20-30 годы прошлого века девушки одаривали козулями своих парней на новогодних вечеринках. К этим дням они готовили самое нарядное печенье, состязаясь друг с другом в мастерстве его украшения. В старину роспись козуль носила обрядовый характер. Сегодня архангельские козули – это красивый, ароматный съедобный сувенир, отличный подарок к любому празднику или юбилею.

Козуля – это попросту пряник. Правда, пряник очень не простой и очень нарядный, в отличие от других русских пряников.

В нашей стране пряники делятся по способу производства – печатный, вырезной и лепной; а также – по месту производства – тульский, вяземский, городецкий. Но лишь поморский пряник – козуля – имеет собственное имя. К тому же, козулю можно смело отнести к лепным пряникам, которые являются самым древним видом пряников. Правда, в последние пару столетий козули вырезают с помощью специальных форм, но всё-таки, классическая козуля – лепная.

Печенье вырезается из пластины раскатанного теста ножом или при помощи специальных металлических форм

Начинали делать тесто не позже 22-25 декабря, т. к. его необходимо было выдержать на холоде. У каждой хозяйки был свой рецепт, который держался в секрете. После выпечки пряник раскрашивают разноцветной сахарной глазурью, которая готовится из сахарной пудры, яичного белка и красителей. Традиционно использовалась глазурь белого и розового цветов – палитра северной природы: цвет снега и неяркого солнца. Для приготовления глазури розового цвета использовали, например, сок брусники.

А теперь скажите, какими узорами украшены эти пряники?

Дети: Эти узоры состоят из разных линий (прямых, волнистых, ломаных, точек, капелек, сеточек.

Педагог: Мастерица раньше расписывала пряники специальной палочкой. Сейчас для этой цели используют кулинарные кулечки. Присыпка сахарным песком по еще не застывшей глазури создает эффект сверкающего морозного инея.

Педагог: Необходимо придумать узор, которым вы украсите свои пряники и расписать их (Целеполагание).

Главное условие при кулинарных работах – это соблюдение санитарно-гигиенических правил. Чтобы не получить отравление или кишечное заболевание, необходимо тщательно вымыть руки с мылом (перед уроком дети вымыли руки).

Сейчас наш урок превращается в мастерскую «Северная роспись», где для росписи будут использоваться только традиционные цвета глазури. В современной технологии росписи используются кондитерские посыпки, украшения из сахарной пудры, гелевые карандаши, сделанные из сиропа.

Первый пряник я распишу сама. Подойдите ко мне и посмотрите, как это делается.

Используются 3 приё ма: обводка пряника выполняется глазурью волнистой линией, чтобы подчеркнуть силуэт, затем прямой линией делается графическая прорисовка деталей, общая поверхность заполняется узором из точек, капелек, сеточек, крестиков, волнистых линий.

Возможно использование кондитерских украшений и гелевых карандашей.

Если вы испачкаете руки глазурью, можно вымыть их или вытереть салфеткой, которая у вас на столе. У вас на столах печенье, которое мы будем расписывать. Ваша задача, как можно красивей и оригинальней расписать пряники. Вы можете придумать узор, которым украсите свои пряники, а мы в конце урока оценим ваши работы и посмотрим, у кого получился самый красивый пряник.

Закрепление нового материала:

1. Какие виды пряников по способу изготовления вы узнали?

2. Почему используют белый и розовый цвет глазури? (Северная палитра красок - много снега и мало солнца)

Какие пословицы вы знаете о пряниках? Как их понимаете?

«Воспитание кнутом и пряником»

«Без работы пряников не купишь»

«Ломается как пряник»

«И пряником не заманишь»

Подведение итогов занятия :

Отметить лучшие работы.

Педагог: Я тоже приготовила для вас подарок: испекла пряничные медали.

Фото №1 Назначение мастер класса для детей и их родителей

Литература:

1. Дайн Г. А. Детский народный календарь. - Сергиев посад, 2010.

2. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Часть 1. Теоретические и организационные аспекты / Сост. : Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред. : Постников А. С., Прыгунова А. П. – М. : МГДД (Ю)Т, 2009.

Интернет-рессурсы:

1. https://www.edu.murmansk.ru/www/to_teacher/methodical/tehnologe/uroc1_tarasova.htm

2. https://www.openclass.ru/node/244129

Фото №2 рока сформировать представление о видах обрядового печенья научить расписывать пряники знакомить с Фото №3 Публикация Открытое занятие в форме мастер класса по росписи имбирных пряников размещена в разделах Открытые занятия Фото №4 Конспекты Пряники
Публикации по теме:

Интегрированная опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Полезное угощение» по теме «Фрукты»Интегрированная опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Полезное угощение» по теме «Фрукты» Интегрированная опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Полезное угощение» Цели и задачи: 1. Закреплять знания детей о.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Мастер-класс по росписи тарелки «Мотивы хохломской росписи. Кудрина»Мастер-класс по росписи тарелки «Мотивы хохломской росписи. Кудрина» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Уж очень мне нравится Хохломская роспись. Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских.

Открытое занятие для родителей в рамках Дня открытых дверей в ДОУ в форме игры «Путешествие в весенний лес»Открытое занятие для родителей в рамках Дня открытых дверей в ДОУ в форме игры «Путешествие в весенний лес» Открытое мероприятие для родителей второй младшей группы в рамках Дня открытых дверей в ДОУ игра-путешествие "Путешествие в весенний лес".

Открытое внеклассное мероприятие для учащихся 2 класса «Оценка первая моя» Оценка первая моя Цель: воспитывать у детей позитивное отношение к учебной оценке, развивать интерес к учебе. Ход мероприятия: ПЕСНЯ «Учится.

Открытое занятие «Покров» (фотоотёт)Открытое занятие «Покров» (фотоотёт) Совсем недавно у меня прошло открытое занятие на районном уровне. Присутствовали представители Отдела Образования и воспитатели нашего родного.

Открытое занятие по теме: «Оригами»Открытое занятие по теме: «Оригами» Открытое интегрированное занятие с применением здоровьесберегающих технологий. Тема: «Оригами. Изготовление куклы-оригами». Цель: обучать.

Открытое занятие с детьми раннего возраста «Мишка пришёл в гости к малышам» Цели: 1. Формировать умение действовать с предметами. 2. Учить различать предметы по величине. 3. Закреплять умение группировать объекты.

Сценарий открытого занятия в форме посиделок в группе продлённого дня для учащихся 2 класса «В гостях у бабушки Дуни» МАОУ Танайковская ОШ Сценарий открытого занятия в группе продлённого дня Тема: Посиделки «В гостях у бабушки Дуни» Разработала Яшина.

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса в форме коммуникативной игры «Расскажи мне обо мне» Коммуникативная игра для учащихся 5 класса «Расскажи мне обо мне». Вступительное слово учителя: Выдающийся педагог В. Сухомлинский утверждал:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие в форме мастер-класса по росписи имбирных пряников
Опубликовано: 6 марта 2020 в 17:42
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД