Ольга Врацкая
Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с природой «Обитатели воздуха» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Изобильненского муниципального района Ставропольского края
«Детский сад №35» ст. Баклановская
по ознакомлению детей с природой
тема: «Обитатели воздуха»
Дата проведения: 18.01.2017г.
Время проведения: 9.00 ч.
Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с природой „Обитатели воздуха“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Составила и провела
воспитатель первой категории:
Врацкая Ольга Васильевна.
Цель: упражнять детей в узнавании предметов на ощупь; познакомить с тем, как устроено перо; дать знания о нелетающих птицах и летающих животных; познакомить детей с животными, приспособленными к обитанию в воздушной среде.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
познакомить со строением пера птицы;
познакомить с понятием «летающие животные»;
формировать у детей познавательный интерес.
Развивающие задачи:
способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
способствовать развитию сообразительности, внимания, любознательности;
активизировать речь и обогатить словарь детей.
Воспитательные задачи:
воспитывать бережное отношение к птицам;
воспитывать любовь к природе.
Методы:
словесный;
наглядно – демонстрационный;
игровой, практический;
опытно – экспериментальный.
Использование технологий: ИТК технология, технология исследовательской деятельности (опыты, здоровьесберегающая технология (динамическая пауза).
Оборудование и материалы: конверт с письмом, ящик ощущений и перо; цветные карандаши, лист белой бумаги; веера, стаканы, тарелки с водой; салфетка, книга.
Индивидуальная работа: с Лерой и Кириллом закрепить умение устанавливать причинно – следственные связи и делать вывод.
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент. Игровая мотивация.
Дети под тихую мелодичную музыку входят в музыкальный зал.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир знаний. Узнаем много нового и интересного. А поможет нам в этом Лунтик. (На экране проектора картинка Лунтика) Он прислал нам письмо, в котором просит рассказать ему … А о чём, я вам сейчас прочитаю.
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что моё письмо дошло до вас. В одном из журналов я увидел мышь с крыльями и подумал, что такого не бывает. Правда ли, что есть «летающие животные»? Если да, то пришлите мне их рисунки. Подпишите их, чтобы я знал, как они называются. С уважением, ваш Лунтик!»
Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем Лунтику. Нарисуем ему «летающих животных». Ответы детей.
Воспитатель: Чтобы нарисовать рисунки для Лунтика, необходимо знать, кто относится к «летающим животным». Правильно, ребята! Вот сегодня у нас не обычное с вами занятие, потому что мы поговорим об обитателях воздуха. То есть о тех, кто живёт в воздухе. В моём волшебном ящике лежит какой-то предмет. Давайте угадаем, что это?
Вызываю ребёнка, чтобы он не глядя, на ощупь определил, что лежит в ящике.
Воспитатель: Какой предмет? Расскажи о нём, но пока не доставай его. (Лёгкий, мягкий, пушистый, тёплый). Ответ ребёнка.
Воспитатель: Как ты думаешь, что это? (птичье перо) Ответ ребёнка, достаёт перо.
2. Основная часть. Постановка проблемы совместный поиск решений.
Воспитатель: Правильно! Сегодня я вам предлагаю не только вспомнить, что мы знаем о птицах, но и узнать о них, что- нибудь новое, интересное. Но сначала давайте поговорим о воздухе, где обитают наши птицы.
Опыты с воздухом :
Опыт № 1:
Воспитатель кладёт на край стола лёгкую салфетку и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка падает со стола.
Воспитатель: Почему салфетка слетела со стола? Я до неё даже не дотронулась. (её сдул ветерок) Правильно, ветерок – это воздух, который движется.
Хотите почувствовать, как движется воздух? Посмотрите, у вас на столах лежат веера, давайте ими помашем. Что вы почувствовали? (Наблюдают движение воздуха.) Делаем вывод: ветер – это движение воздуха.
Опыт № 2:
На столе стоит тарелка с водой и пустой стакан.
Воспитатель: Ребята, что в стакане? (ничего) Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус. (Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой.)
Воспитатель: Что же не пускает, воду в стакан? (Воздух. Опыт предлагается повторить детям.)
Воспитатель: А теперь наклоните стакан. Что появляется в воде? (Пузырьки воздуха.) Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды. Делаем вывод: воздух легче воды.
Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим наше пёрышко. Оно мягкое, лёгкое, пушистое. У пера есть твёрдая часть по центру и мягкая вокруг. Внутри твёрдая часть наполнена воздухом, поэтому перо такое лёгкое.
Воспитатель: Что такое – перья?
Ответы детей. (Одежда птиц)
Воспитатель: А почему перья лёгкие? Что было бы, если они были бы тяжелы?
Ответы детей. (Птицы не смогли бы летать).
Воспитатель: Перья бывают разные. Есть перья, которые помогают птицам летать, а есть перья, которые согревают птиц. Перья бывают разной длины, формы, цвета.
Воспитатель: Ребята! Почему у водоплавающих птиц перья не намокают, остаются сухими?
Ответы детей. (Они смазаны жиром, который отталкивает воду, «как с гуся вода».)
Воспитатель: А что было бы, если бы перья у утки и гуся намокли?
Ответы детей. (Они бы слиплись, стали бы мокрые, тяжёлые, птице тяжело было бы летать.)
Воспитатель: Да! Поэтому птицы, у которых пёрышки не имеют такой смазки, прячутся от дождя.
Воспитатель: Ребята! А что есть у животных – обитателей воздуха и нет у других животных?
Ответы детей : (Крылья.)
Воспитатель: Зачем они нужны?
Ответы детей : (Позволяют летать.)
Динамическая пауза.
Воспитатель: Я сейчас прочту вам стихотворение поэта Яснова «Всё в порядке». В нём есть ошибки. Если я читаю и вы согласны с текстом – хлопаете в ладоши (вот так – 1 хлопок). Если не согласны – топайте ногами – вот так (показ). Готовы?
Летучие мыши сидели на крыше – (хлоп)
Летучие кошки влетали в окошко – (Топ)
Летучая лайка скакала по ветке – (Топ)
Из кухни в дупло приносила объедки – (Топ)
В трубе ковырялась летучая свинка – (Топ)
У свинки чесалась летучая спинка – (Топ)
В летучем болоте ревел бегемот – (Топ)
Занёс его ветер в чужой огород – (Топ)
Летучая репка бежала по грядкам – (Топ)
Спасался медведь от летучих акул – (Топ)
Летучий зайчонок летел без оглядки – (Топ)
Все было в порядке, и Ваня заснул!
Воспитатель: Вот какие небылицы выдумал автор. Ребята! А все ли птицы умеют летать? Какие птицы не летают и почему, мы сейчас узнаем, посмотрев презентацию, и ещё я вас познакомлю с животными, которые умеют летать, удерживаться в воздухе, не имея крыльев. (Дети вместе с воспитателем проходят к экрану, чтобы посмотреть презентацию «Обитатели воздуха»).
Показ презентации.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете о животных, которые летают, и можете выполнить просьбу Лунтика. Сейчас вы пройдёте, сядете за столы и нарисуете для него рисунок. Каждый рисунок я подпишу, и мы отправим их нашему другу Лунтику. Под тихую музыку дети рисуют. По окончанию работы они выходят из зала.