Светлана Петухова
Открытое занятие по математике с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Благоустроим город геометрических фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по математике с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 37»
Занятие
«БЛАГОУСТРОИМ ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»
(СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
Составила:
воспитатель МДОУ № 37
Петухова С. М. (I квалиф. категория)
Иркутск, 2013
Программное содержание:
Публикация «Открытое занятие по математике с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера „Благоустроим город геометрических фигур“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Палочки Кюизенера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Продолжать формировать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий;
Развивать логическое мышление, внимание, память;
Формировать умение кодировать и декодировать информацию о свойствах;
Продолжать развивать умение разбивать множества по 3м совместимым свойствам;
Воспитывать чувство уверенности в своих силах, эмпатию.
Материал :
Магнитная доска;
звуковое оформление;
2 набора блоков Дьенеша;
6 обручей;
крупные плоскостные логические фигуры;
алгоритм построения дороги;
бейджики по количеству детей;
игра «Собери лесенку» с палочками Кюизенера;
сундучок с сюрпризом;
игрушка Веселый Треугольник;
игра «Магазин» с использованием блоков Дьенеша;
подушки по количеству детей;
цифры 1, 2;
письмо;
«волшебный цветок»
тарелочка.
Воспитатель приглашает детей в круг:
- Ребята, скажите, какой у вас сегодня настроение? (веселое, хорошее, спокойное) И у меня сегодня тоже хорошее настроение, потому что сегодня мы с вами снова вместе. У меня есть Волшебный цветок, давайте будем передавать его друг другу и говорить, почему у вас сегодня такое настроение.
(проводится коммуникативная игра «Цветок настроения)
- Я очень рада, что вы все сегодня пришли с таким замечательным настроением. Давайте присядем на подушки, у меня что-то для вас есть.
(дети садятся на подушки, воспитатель показывает конверт)
- Как вы думаете, что это? (ответы детей) От кого может быть это письмо? (варианты ответов) Давайте прочитаем письмо и все узнаем.
«Дорогие ребята! Пишет вам Веселый Треугольник. Я и мои друзья переехали в новый город, но в этом городе как-то неуютно, грустно, скучно: нет красивых дорог, цветов, даже лестницы у некоторых домов сломаны. Мы бы очень хотели сделать город красивым, уютным, но не можем, потому, что мы очень маленькие. Поэтому мы обращаемся к вам за помощью: помогите нам, пожалуйста, благоустроить наш город! Мы очень надеемся на вашу помощь и ждем вас! До встречи!»
- Ребята, что же мы сможем сделать? (помочь) Конечно же, я думаю, что мы сможем помочь Веселому Треугольнику и его друзьям. Но вот только как мы доберемся до города? (ответы детей) Ваши варианты очень интересны, но нам нужно попасть туда быстро, ведь нас ждут. И у меня есть предложение – нам поможет перенестись туда волшебная музыка! Вы согласны со мной? (да) Тогда закрывайте глаза и слушайте!
(звучит музыка)
- Открывайте глаза, посмотрите, вот мы и в городе! (оглядывается) Ой, а дорога в город сломана, нам не пройти. Что же делать? (варианты ответов) Конечно, давайте ее отремонтируем. А вот и материал, который, наверное, оставили строители (рассматривают фигуры, схемы). Сколько здесь схем? (две) Значит, сколько дорог нам нужно построить? (две) Если мы будем строить сначала одну дорогу, потом другую, это будет очень долго, а нас ведь ждут. Как же быть нам? (варианты ответов) Правильно, давайте объединимся в 2 компании, а помогут нам вот эти медали (показывает на тарелочке медали) Выбирайте себе любую медаль, надевайте. А теперь посмотрите на цвет своей медали и найдите друзей с медалями такого же цвета (дети ищут, становятся по компаниям). Вот у нас и получилось 2 компании: компания желтых и компания зеленых. А теперь посоветуйтесь и выберите посыльного, который подойдет ко мне за заданием.
(дети совещаются, выбирают посыльного)
- Вот здесь у меня 2 схемы постройки дороги, выберите себе любую, рассмотрите ее со своими друзьями. Дорогу будете строить, начиная от линии.
(посыльные возвращаются в свою компанию, рассматривают схему, затем выбирают необходимый материал и строят дорогу. Проводится игра с логическими фигурами Дьенеша «Построй дорогу»)
- Замечательно! Давайте посмотрим, как же вы справились со строительством дороги. Вова, почему ты положил первым большой красный квадрат? (потому что он должен лежать первым) Катя, а здесь какая фигура лежит? Почему именно эта? (аналогично проводится анализ строительства дороги у другой компании)
- Ну вот, а теперь каждая компания может свободно пройти по своей дороге в город (дети проходят, их встречает Веселый Треугольник)
Веселый Треугольник (ВТ) :
- Здравствуйте, дорогие ребята! Вы догадались кто я? (ответы) Да, я ВТ, это мы с друзьями написали вам письмо и очень рады видеть вас! Вы же нам поможете сделать город красивым? (конечно). Тогда пойдемте на улицу Цветочную (дети проходят). Хоть эта улица и называется цветочная, здесь нет цветов. К нам приезжал агроном, привез семена, схемы посадки цветов, мы разбили клумбы. Но агроном, к сожалению, сильно заболел. А семена не могут долго лежать в коробке. Может вы справитесь и посадите семена? (да, мы справимся) Но вот клумб всего 2, а вас вон сколько много, как же вы справитесь? (а мы объединились в 2 компании и клумб 2, каждой компании достанется одна клумба) Ух ты, как замечательно вы это придумали!
Воспитатель:
- Теперь только остается определить, какой компании какая клумба достанется. Я попрошу подойти ко мне посыльных и выбрать номер (посыльные подходят, выбирают номер клумбы, затем возвращаются к своим компаниям. Каждая компания подходит к клумбе в соответствии с выбранным номером).
- Замечательно, а теперь давайте посадим семена, чтобы выросли очень красивые цветы!
(проводится игра «Садовники» с тремя обручами и блоками Дьенеша)
После того, как задание выполнено, воспитатель предлагает детям проверить друг у друга правильность выполнения задания. Если ребенок находит ошибку, он объясняет, почему он так думает.
Веселый Треугольник (ВТ) :
- Как быстро вы справились с заданием! Я очень рад, что скоро мы будем любоваться красивыми цветами. А теперь пойдемте дальше.
Вот это – «Магазин игрушек». Нам недавно завезли для наших детей такие интересные игрушки! Но мы не знаем, как их купить. Деньги у нас есть, а какую игрушку я могу купить – не пойму. Вот вам все наши деньги, помогите нам разобраться, пожалуйста.
(Дети подходят к доске, выбирают игрушку в соответствии с карточкой) Вопросы к детям:
- Артем, почему ты выбрал именно эту игрушку? Сколько на твоей карточке маленьких синих треугольников?
Веселый Треугольник (ВТ) :
- Какие вы молодцы! Трудно было? Давайте подарим игрушки нашим деткам, вот они, ждут уже. Спасибо вам большое! Дальше идем? (да)
А вот эта улица называется «Улица сломанных лестниц». Как мы не старались, но так и не смогли починить лестницы возле высотной башни, чтобы подняться наверх. А ведь там что-то есть!
Воспитатель:
- А мы сможем отремонтировать лестницы так, чтобы они больше никогда не ломались? (да) Но здесь существует одно, но очень строгое правило: у каждого есть свой материал для постройки лесенки и брать материал у своих товарищей нельзя. Лесенка должна быть составлена только из того, что у вас есть. Вы согласны? (да) Ну, тогда вперед!
(Проводится игра с палочками Кюизенера «Построй лестницу»)
Вопросы к детям:
- Ира, какая по счеты ступенька сломана? (4)
- Из палочек какого цвета ты можешь составить эту ступеньку? (белого и голубого, 2х розовых, 4х белых).
Веселый Треугольник (ВТ) :
- Да, теперь я вижу, что не зря попросил вас помочь нам! Вы и с этим заданием отлично справились и теперь эти лесенки никогда больше не сломаются. И за то, что вы помогли нам сделать наш город красивым и уютным, вас ждет сюрприз! Я сейчас поднимусь по новым лесенкам и….
(достает сундучок)
- А вот и сюрприз! Жители нашего города хотят подарить вам звезды с нашего волшебного неба. Пусть они всегда помогают вам в ваших добрых делах. Спасибо вам большое! А вы хотели бы еще раз побывать в нашем городе? (с удовольствием) Ну, тогда, до новых встреч!
Воспитатель:
- До свидания, ВТ! Нам пора возвращаться в группу. Давайте, ребята снова закроем глаза и послушаем нашу волшебную музыку.
(звучит музыка)
- Ну вот мы и вернулись домой. Где же мы были? Что мы там делали? Кому помогали? Задания были простые или сложные? Все ли вы справились с заданиями? Почему? Кому было трудно? Почему? А вообще, я очень рада, что вы такие умные, находчивые, смелые и добрые. Спасибо вам. Пойдемте, покажем Галине Николаевне ваши звезды и расскажем ей, где же мы были.
Литература:
1. Е. А,Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика», СПб. : «Детство-пресс 1999
2. Ерофеева Т. И., Новикова В. П. и др. Дети у истоков математики. – М. : А. П. О. - 1994