Юлия Лукиных
Открытое занятие по ФЭМП в средней группе «Приключения Маши в зимнем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
«Приключения Маши в зимнем лесу»
Программное содержание:
Цель: обобщить умение детей различать и называть группы предметов, классифицировать их, запоминать порядок чисел и уметь решать несложные задачи.
Обучающие задачи:
- развивать умение ориентироваться в пространстве, различать и называть геометрические фигуры;
- формировать умение сравнивать предметы по длине и высоте в возрастающем порядке;
- закреплять умение сравнивать предметы по одному признаку или свойству, развивая логическое мышление;
- закреплять навыки порядкового и количественного счета в пределах 5;
Публикация «Открытое занятие по ФЭМП в средней группе „Приключения Маши в зимнем лесу“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по математике, ФЭМП
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Развивающие задачи:
- развивать внимание, связную речь, расширить словарный запас;
- развивать интерес к эксперименту
- развивать музыкальный слух, закреплять названия муз. инструментов
Воспитывающие задачи:
- воспитывать интерес к занятию по формированию элементарных математических представлений;
- воспитывать умение работать самостоятельно;
- прививать любовь к сказкам.
Материалы и оборудование:
раздаточный материал:
- полоски разной длины, елочки разной высоты;
демонстрационный материал:
- иллюстрации к сказке «Маша и медведь»;
- картинки с изображением различных предметов к дидактическому упражнению «Что лишнее»;
- краски гуашевые: желтая, красная, синяя; кисти, стакан-непроливайка, палитра, мольберт;
- музыкальные инструменты.
Предварительная работа:
- дидактические упражнения «Цвет и форма», «Подбери предмет по форме», «Что длиннее», «Высокий – низкий», «Длинный- короткий»,
- чтение русской народной сказки «Маша и медведь».
- экспериментальная деятельность: смешивание красок разного цвета - наблюдение, вывод.
Описание непосредственно образовательной деятельности
(дети рассаживаются на стульчики, перед ними стоит стенд, накрытый занавесом) I. Вступительная часть. Организационный момент. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! А вы любите сказки? (Да) Тогда я хочу предложить вам отправиться в одно замечательное место. Хотите? Давайте все вместе закроем глаза, я сосчитаю до пяти и мы откроем глазки. Один, два, три, четыре, пять глазки можно открывать! (занавес снят, перед детьми открылась сюжетная картинка зимнего леса).
Смотрите, ребята, мы очутились в сказочном зимнем лесу. И сейчас совершим путешествие по страницам сказки. Я думаю, что героев этой сказки вы знаете. Какая же это сказка? ( Дети: «Маша и Медведь»). Верно, но наша сказка будет новая, а герои останутся прежние. И так, один, два, три, четыре, пять сказку будем начинать! П. Основная часть.
( на стенде декорации: две избушки маленькая и большая, лес, елки, дороги, фигурки Маши и медведя, разноцветные шары; мягкие игрушки Маша и медведь)
В одной деревне жили-были дедушка, бабушка и внучка Маша.
(воспитатель представляет детям игрушку Маши) Собралась как-то раз Маша с подружками в лес за кедровыми шишкам. Взяла она корзинку побольше, и как только взошло на небе солнышко, отправилась в лес. Пока солнышко гуляло по небу подружки собирали шишки, а как только начало темнеть засобирались домой. Стали всех созывать, а Маши нигде не видно. Кликали подружки ее, кликали и ушли домой без нее. А Маша так увлеклась собиранием шишек, что даже не заметила, как ушла вглубь леса, а очнулась только тогда, когда стало совсем темно. Позвала она подружек, покликала, да только одно эхо ответило ей. На небе зажглись звезды, а из-за туч вышла большая желтая луна. Стала Маша думать, что же ей делать дальше.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поможем Маше. (Давайте).
Дид. упражнение «Назови части суток».
Вспомним время суток. Если Маша ушла из дома, когда на небе взошло солнышко - это какое время суток?
Дети: Утро!
Воспитатель: А когда солнышко гуляло по небу и Маша с подружками собирала шишки?
Дети: День!
Воспитатель: Когда начало темнеть и подружки засобирались домой - это какое время суток?
Дети: Вечер!
Воспитатель: Ну, а когда на небе зажглись звезды и взошла луна?
Дети: Ночь!
Воспитатель: Молодцы, ребята, время суток вы назвали верно. Давайте посмотрим, как дела у Маши.
Ну, а Маша долго не горевала, придумала как ей быть. Решила она залезть на дерево и осмотреть все вокруг. Ребята, как вы думаете. на какое дерево нужно залезть Маше, чтобы осмотреться? (На самое высокое).
Воспитатель: Ребята, у вас на столе лежат елочки, вам нужно расставить их в ряд по высоте - от самой низкой до самой высокой.
Дид. упражнение «Расставь елочки по высоте».
Воспитатель: Скажите, как вы расставили елочки?
Дети: Елочки расставили, от самой низкой до самой высокой.
Воспитатель: Молодцы, помогли Маше. А мы продолжим дальше сказку рассказывать.
Залезла она на самую выкую елочку, огляделась и увидела вдалеке огонек, это была чья-то избушка. «Вот туда я и пойду»- решила Маша. А внизу перед ней расстелились две дороги. Какие это дороги, ребята, одинаковые или разные?
Дети: Разные - одна длинная, другая короткая. Хорошо, давайте проверим.
Дид. упражнение «Разложи полоски».
Воспитатель: Перед вами на столах лежат полоски, разложите полоски по длине, от самой короткой до самой длинной.
Воспитатель: Скажите, как вы разложили полоски?
Дети: От самой короткой до самой длинной.
Воспитатель: Правильно. А по какой дороге нужно пойти Маше, что бы выйти к избушке?
Дети: По длинной, она ведет до самой избушки.
Воспитатель: Верно. Пошла Маша по длинной дорожке, а по пути встретилось ей много птиц. Давайте сосчитаем и назовем их.
Дид. упражнения «Сосчитай и назови»,
«Назови по-порядку.
(считают по-порядку вперед и обратно)
Воспитатель: Сколько на тропинке, встретилось птиц?
Дети: Всего пять птиц.
Воспитатель: Кто же Маше встретился первым в лесу?
Дети: Первой встретилась в лесу синица.
Воспитатель: А кто второй?
Дети: Вторым встретился снегирь.
Воспитатель: А какая по счету сорока была?
Дети: Сорока была пятой.
Воспитатель: Сорока привела Машу к избушке. Но света в ней не было. Давайте внимательно рассмотрим избушку.
Дид. упражнение «Назови геометрические фигуры».
Назовите из каких частей состоит избушка и на какие геометрические фигуры они похожи.
Дети: Крыша похожа на треугольник, основание - на квадрат, окна - на прямоугольники, окно на крыше - на круг. (дети по одному выходят, называют и показывают фигуры).
Воспитатель: Все верно назвали! А теперь посмотрим, что же произошло в сказке дальше.
Зашла Маша в избушку,внутри было темно. В темноте Маша на что-то наткнулась, сверху на нее что-то посыпалось, впереди что-то загремело. Маша испугалась и остановилась. Вдруг избушка осветилась пламенем свечи - пришел хозяин. Это был медведь.
(воспитатель представляет мягкую игрушку медведя)
Медведь: Кто это ко мне пожаловал в гости?
Маша: Я девочка Маша, собирала в лесу с подружками кедровые шишки, да и заблудилась.
Медведь: Что ж, оставайся, не прогонять же тебя на ночь глядя. Поможешь мне прибраться, а то в темноте ты здесь такой беспорядок устроила.
Маша: Конечно, Мишенька, помогу.
Воспитатель: Мы с вами, ребята, тоже поможем прибраться Маше и медведю.
Дид. упражнение «Что лишнее».
( первая картинка: чайник, ложка, чашка, кресло, тарелка; вторая картинка: апельсин, груша. лимон, слива, шарф)
Воспитатель: Назовите, ребята, что на этих картинках лишнее и почему?
Дети: Кресло лишнее, потому что не посуда,оно относится к мебели. Шарф лишний, потому что он не фрукт, шарф относится к одежде.
Воспитатель: Правильно. молодцы, ребята! Продолжаем сказку.
Помогла Маша медведю убраться, а он тем временем собрал на стол и пригласил Машу отужинать с ним. После ужина медведь уложил Машу на свою кровать, а сам лег на печке.
Наступило утро, Маша встала рано, приготовила завтрак и пригласила медведя.
Маша: Ты, Миша угощайся, а я побегу домой, к бабушке и дедушке.
Медведь: Нет, Маша, никуда я тебя не отпущу, будешь по хозяйству помогать, да и меня веселить.
Маша: Что ты, медведь, меня бабушка с дедушкой искать будут. Да и не могу я, в следующее воскресенье у меня будет день рождения, я уже и подружек пригласила.
Медведь: А у меня никогда не было дня рождения.
Маша: Миша, а давай мы тебе устроим день рожденья! Украсим избушку разноцветными шарами, пригласим всех лесных жителей, я испеку именинный пирог, соглашайся!
Медведь: Ну, конечно. я согласен!
Воспитатель: И у них закипела работа - Маша начала печь пирог, а медведь принялся украшать дом.
Я предлагаю вам помочь Мише с Машей. Но прежде давайте-ка вспомним, в какой день недели у Маши будет день рождения?
Дети: В воскресенье.
Воспитатель: Правильно, а теперь назовите мне все дни недели по- порядку.
Физ. минутка «Дни недели».
(дети встают из-за столов, проговаривают текст, и показывают движения)
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали,
В среду мы пекли калач,
А в четверг играли в мяч,
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу торт купили,
И конечно в воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали, плясали,
Дни недели посчитали!
Воспитатель: Садитесь, молодцы!
Воспитатель: А теперь, посмотрите, ребята, (показывает на стенд) медведь развесил шары, посчитайте сколько их и какого они цвета.
Дети: Пять шаров: красный, желтый, синий и два белых.
Воспитатель: Сейчас мы проведем эксперимент, вы уже знаете, что при смешивании двух красок разного цвета получается третий, совсем другой цвет.
Дети: Да.
Воспитатель: Мы смешаем красную с желтой краской и синюю с желтой и посмотрим, что у нас получится.
(детей разделить на две подгруппы, у каждой подгруппы - краски, кисти, палитра, мольберт и ватман)
Воспитатель: А теперь каждая подгруппа за свои столом смешивают краски.
За первым столом: половина ребят окунают кисти в желтую краску, а половина - в красную, затем аккуратно смешивают цвета на палитре.
За вторым столом: половина ребят окунают кисти в синюю краску, а половина - в желтую и также смешивают цвета на своей палитре.
Назовите, какие цвета получились у вас при смешивании.
Дети: Оранжевый и зеленый.
Воспитатель: Закрасьте шары на мольберте тем цветом, какой вы получили.
Назовите еще раз по- порядку каким цветом у нас все пять шаров?
Дети: Красный, желтый, синий, зеленый и оранжевый.
Воспитатель: Ну что ж, избушка украшена, пирог Маша испекла,
осталось только пригласить лесных жителей. Какие животные живут в лесу?
(дети перечисляют животных леса)
Воспитатель: Всех жителей леса пригласил медведь к себе на день рождения, всех угостили пирогом, да еще и концерт устроили. Хотите послушать?
Дети: Хотим!
Дид. игра «Угадай, что звучит?».
(за ширмой воспитатель по очереди играет на музыкальных инструментах, а дети угадывают, какой инструмент звучал)
Воспитатель: Вот такой вот замечательный день рождения устроила Маша медведю. Мишке очень понравился праздник и он отпустил Машу к бабушке и дедушке и даже проводил ее до дома,
а Маша обещала каждый год приходить к медведю на его день рождения.
III. Заключительная часть.
Итог занятия.
Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Вам понравилось, ребята? Что мы с вами делали? Какое задание понравилось больше?
Все дети мне сегодня на занятии понравились!
Воспитатель: Дедушка и бабушка очень обрадовались возвращению Маши, поблагодарили медведя и угостили его печеньем, которое испекла бабушка. Она и вам, ребята передала корзинку с печеньем. Угощайтесь!