Папки-передвижки

Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук»

Олеся Герасименко
Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук»

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием «гласный» и «согласный» звук;

2. Уметь отличать «букву» от «звука»;

3. Развивать мелкую моторику и координацию движений;

4. Развивать фонематический слух;

5. Закреплять умения делать звуковой анализ слова;

6. Применить дифференцированный подход к выполнению заданий.

Материалы: карточки для звукового анализа слова; лента букв; песок; фишки

Ход НОД

1. Сюрпризный момент (дети стоят на ковре)

Публикация «Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе „Изучение понятия „гласный“ и „согласный“ звук“» размещена в разделах

-Давайте, послушаем мелодии, которые я вам подготовила.

(хруст снега под ногами, пение снегирей, зимняя вьюга, катание на коньках и на лыжах)

-Что вы слышали, ребята?

- Все, что мы произносим, читаем, пишем, как это называется? (Наша речь).

- Из чего состоит наша речь? (из слов)

- А слова? (из звуков)

-А увидеть звук мы можем? А написать звук можно? (буквами)

- Звук мы произносим и слышим. А буквы мы видим и пишем.

2. Знакомство с понятием «гласные звуки».

Сегодня я хочу рассказать вам о звуках, которые произносит человек.

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер :

А — радостный и веселый, (он любил широко открывать рот)

У — умный, (складывал губки трубочкой, как уточка)

О — очень любил всему удивляться, (его ротик был похож на колесо)

И — игривый, улыбчивый, (ротик его всегда улыбался)

Э —рассудительный, (его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят)

Ы — самый настойчивый, (пел низко, немного улыбаясь с приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком)

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и высоко, и низко, и громко, и тихо. Ходили звуки по свету, голосисто пели, за это их стали называть гласными звуками, а чтобы они отличались от других звуков им подарили красные рубашки.

-Гласные звуки мы можем пропеть и воздух во рту не встречает преград!

-Есть песенка, которая поможет нам запомнить, как же произносятся гласные звуки.

Заучивание стихотворения

- Гласные тянутся в песенке звонко,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать

И в колыбели ребенка качать

-Я уже говорила, что гласные звуки любили петь. Вот сейчас мы и попробуем с вами спеть, что же у нас получится. Выходите гласные звуки к доске.

(закрепить за ребенком определенный звук)

А) группа1

-Гласные звуки хорошо пели :

-по одному (-А-, -У-, -О-, -И-, -Э-, -Ы-)

-парами, дуэтом (АО, УИ, ЭЫ; АУ,ОЫ, ЭИ)

-по трое, трио (АУО, ИЭЫ

Б) группа2

Звуковой анализ слова (дым, дом, мак,сыр, лук)

-Как мы делали звуковой анализ слова?

-Для чего нам нужны клеточки?

-Ваше задача-найти гласный звук, определить где он стоит (в начале, в конце, в середине) и выделить его теперь красной фишкой, а не белой)

В) группа3

Упражнение «Узнай звук, который я произнесла без голоса»

4. Физминутка. Игра «Затейники»

5. Проверка звукового анализа. Работа 1-2 детей и у доски.

6. Знакомство с понятием «согласные звуки».

-В русском языке есть и другие звуки. Послушайте продолжение сказки.

Сказка о согласных звуках

Так себе и жили гласные звуки : «А», «О», «Э», «У», «Ы», «И» очень долго. Пели звонкие песни, но вот однажды их услышали другие звуки. И так им тоже захотелось петь, что они попросили гласные звуки их научить петь.

"П-П-П" — запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал: "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".

"Т-Т-Т" — застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".

"К-К-К" — закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.

«Ф-Ф-Ф – зафыркал звук «Ф».

"Не печальтесь, не певучие звуки, — сказала голосистая девочка — звук "А", — Мы, гласные звуки, сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?" "Согласны! Согласны!" — закричали звуки. И с тех пор их стали называть согласные звуки.

Вопросы:

-А как вы думаете, почему согласные звуки не смогли ничего спеть?

-Что им мешало петь? Что встречают на совеем пути согласные звуки? (преграду-язык, зубы, губы)

-Есть песенка и про согласные звуки, которую мы тоже постараемся выучить и повторять на каждом занятии.

Заучивание стихотворения

- А согласные согласны –

Шелестеть, свистеть, сопеть,

Громко хлопать и шипеть,

Но не хочется им петь.

-И вот согласные звуки тоже захотели себе рубашки. И им гласные звуки подарили рубашки синего и зеленого цвета.

-А почему некоторые согласные звуки выделены синим и зеленым цветом, как вы думаете?

(синий-всегда твердый, зеленый – всегда мягкий; а если показан и синий и зеленый цвет-то звук бывает и мягким и твердым)

Знакомство с лентой звуков.

7. Закрепление понятий «твердый-мягкий звук»

Работа у доски, за столами. Звуковой анализ слова кит и кот.

-Сколько звуков в слове кит?

-Сколько гласных звуков? Назовите гласные звуки? Какой фишкой мы отмечает гласные звуки? («И», «О» красным)

-Остальные звуки как называются? (согласные)

-В слове кит назовите первый звук(«Кь», «К»); последний («Т»)

-Какую фишку мы поставим на звук «КЬ», «К»? почему?

-Какую фишку мы поставим на звук «Т»? почему?

8. Практическая часть.

Но однажды сели звуки на полянке и задумались:

— Как же так? — говорит А. — У всех есть дома, а у нас нет

— У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У.

— О, и у каждой птички есть гнездо! — подхватил О.

— И люди в домах живут, — тихонько заметил И.

- Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! — возмутились Э и Ы.

- Ребята, а где живут звуки? (Ответы детей) Каждый звук живет в своей букв

Звук А живет в букве А, звук О живет в букве О и т. д. Вот и они подумали-подумали, тоже себе домики захотели.

- Из чего или как можно буквам домики смастерить? (Предположения детей) Можно построить из соломы, из кирпича, из брёвен, изо льда…

- А я предлагаю вам построить домики для наших звуков из …

Только вы должны отгадать загадку:

Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? - (песок)

А песок наш непростой,

он волшебный и живой!

Алина:

Правила поведения

Чтоб заданья выполнять

Надо правила все знать.

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Ты с песком играй, лепи,

Только руки не мочи.

Будет наш песок сухой

И подружится с тобой!

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Я хочу построить дом,

Чтобы звуки жили в нём.

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

«О» в окошечко глядит,

«Ы» на крыше там сидит,

«И» стоит на лесенке,

распевает песенки,

«У» заснул у нас в трубе,

не дождался звука «Э»

«А» в гамак забрался,

Загорать собрался.

Вот такие гласные, гласные – прекрасные!

Работа с песком.

7. Рефлексия (на ковре)

- Ребята, подумайте, что для вас было сегодня сложным, что простым, что интересным, а что нет?

-Какие звуки называют гласными? Какие согласные?

-Что мы узнали о звуках? (их мы слышим и произносим)

-Что мы узнали о буквах? (мы их пишем и видим)

- Сегодня хочу отметить тех ребят, которые активно отвечали и работа на занятии…

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К» Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук К (К’, буква К». Цель: Закрепление правильного произношения звука «К», знакомство.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Э» Организационный момент: 1. Красками пахнет наш юбиляр Тысячный дом покрасил. маляр 2. Щуки,окуни,судак, Наш улов принес. рыбак 3. Нет тельняшки.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква п» .

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [М] и Буква М» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук [М] и Буква М" Цель: Познакомить с буквой М Задачи: - находить слова.

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [п] и буква п» НОД Звук и буква «П» Цель: коррекционно – образовательные: - закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков «П», «Пь»; - учить.

Открытое занятие для родителей по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Грамотейку на воздушном шаре»Открытое занятие для родителей по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Грамотейку на воздушном шаре» Открытое занятие для родителей по образовательной области «Обучению грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну Грамотейка на.

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Поможем звукам» Видео Дорогие коллеги! Спасибо всем, кто ознакомился с моей предыдущей публикацией ("Открытое занятие «Обучение грамоте». Группа подготовительная.

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Полёт в космос» Задачи: Образовательные – продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги,.

Подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звук и буква «А». Тема: ЗВУК И БУКВА «А». Цели: закрепить знания о гласном звуке [а]; развивать слуховое внимание и память; закрепить умение детей выделять.

Фронтальное логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР «Звук [М] и буква М» Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР. Звук и буква «М» Тема: ЗВУК.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук»
Опубликовано: 4 декабря 2017 в 21:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. День единения Беларуси и России. Передвижка «Беларусь»

2 апреля отмечается государственный российский и белорусский праздник — День единения Беларуси и России.

2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД