МААМ-картинки

Открытое занятие по окружающему миру «Деревья — главные жители леса» (подготовительная группа)

Светлана Маркова
Открытое занятие по окружающему миру «Деревья — главные жители леса» (подготовительная группа)

Цель занятия :

1. Развитие познавательных способностей.

а) расширить знания о деревьях.

б) закрепить знания о строении дерева и дать представление о том, какую роль в жизни дерева играет каждая его часть.

в) закрепить знания о семенах и плодах, условиях жизни и роста деревьев.

г) развитие памяти детей, воображения, внимания, мышления.

2. Активизация и обогащение словаря: опыт, эксперимент, лаборант, эксперты.

Публикация «Открытое занятие по окружающему миру „Деревья — главные жители леса“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

3. Воспитание у детей экологического мышления: бережного отношения к природе и понимание того, что «лес – это наше богатство», человек без леса прожить не может.

4. Учить детей слушать музыку.

Материалы к занятию :

1. Фонограмма музыки из цикла «Колыбельные природы».

2. Картинки – части дерева, сломанное дерево, схематические изображения почвы, света (солнца, тепла (термометр, воды (лейка).

3. Белочка – игрушка, корзинка, семена и плоды деревьев.

4. Для дидактических игр – 2 набора картинок: 1 – деревья, 2 – листья с семенами или плодами деревьев.

5. Для опытов - №1. Две модели дерева : одна – с корнями, другая – без корней. Две коробки с песком.

№2. Модель дерева из марли, баночка с подкрашенной водой.

№3. Стеклянный колпак (аквариум, мышь – игрушка, горшок с цветком.

Деревья – главные жители леса.

Ход занятий.

Воспитатель: Сегодня мы начнем занятие с музыкальной загадки. Слушая музыку, попробуйте себя представить там, где вы могли бы слышать подобные звуки. Почувствуйте настроение музыки и расскажите о своих ощущениях.

(Фонограмма музыки из цикла «Колыбельные природы» со звуками пения птиц.)

Высказывания детей.

Воспитатель: Чтобы из всех ответов найти правильный, послушайте загадку:

«Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.» (Лес)

Воспитатель: Что можно назвать лесом? (Деревья, кустарники, травы, животные, птицы, насекомые, грибы.)

Воспитатель: Можно про лес сказать, что он живой?

- Без чего не бывает леса? (Без деревьев.)

- Можно про деревья сказать, что они живые? (Высказывания детей.) Почему так считаете?

Воспитатель: Все деревья и другие растения – живые существа. Они дышат, питаются, растут и размножаются.

- А вот и наш первый гость. (Выставляется картинка с выраженными частями дерева.)

- Что вы можете сказать о дереве? (Перечисляют части дерева.)

- Для чего нужна кора дереву? – (Чтобы защищала дерево от мороза и солнечных ожогов.)

- Может ли дерево жить без корней? (Высказывание детей.)

- Правильность ваших ответов мы можем проверить в нашей лаборатории с помощью опытов. Для работы в лаборатории мне нужны два лаборанта. Остальные – эксперты – должны наблюдать за работой, и рассказать, что интересного они увидели в лаборатории.

Опыт №1. Два макета дерева. Один макет без корневой системы поставлен в коробочку с песком. Лаборанты, изображая ветер, дуют на макет, он – падает. Другой макет – с корневой системой, укреплен в песке. Под воздействием «ветра», он остается неподвижен.

Дети рассказывают, что увидели и делают вывод:

1. Дерево держится корнями за почву, поэтому сохраняет устойчивость.

Воспитатель: Для чего дереву еще нужна почва? (Чтобы питаться.)

В почве находятся питательные вещества, необходимые для жизни растений.

- Для жизни деревьев и других растений нужна почва.

(Выставляется карточка, схематически изображающая почву.)

Как дерево забирает эти питательные вещества?

Предположение детей, что дерево питается с помощью корней, подтверждается другим опытом.

Опыт №2. Сделанный из марли макет дерева : корни, ствол, крона – погружается в баночку с подкрашенной водой корнями. Вода медленно начинает подниматься по «стволу» вверх.

Дети делают вывод:

2. Корни нужны дереву для того, чтобы впитывать воду.

Воспитатель: Корни всасывают не простую воду, а с питательными веществами, которые вода, растворяя, берет из почвы. Таким образом, обогащенная вода, поднимаясь на вверх по стволу дерева к веткам и листьям, питает все дерево.

- Для жизни растений нужна вода.

(выставляется карточка, схематически изображающая воду.)

Воспитатель: Что делают деревья зимой и почему? (Зимой деревья спят, потому что им холодно.)

- Когда деревья просыпаются и почему? (Деревья просыпаются весной, потому что становится тепло.)

- Что необходимо для роста, цветения, жизни растений? (Тепло.)

(выставляется карточка, схематически изображающая тепло.)

Воспитатель: - Мы говорим – деревья дышат. Деревья дышат углекислым газом через листья, кору, и корни. Он служит им дополнительной пищей, но с помощью света. Только под воздействием света углекислый газ сможет превратиться в питательные вещества.

Таким образом, свет – это еще одно условие необходимое для жизни дерева.

- Мы с вами выделили четыре условия, обеспечивающих полноценную жизнь деревьев – это почва, вода, свет и тепло (перечисляют дети). Если все условия выполнены, то вырастут деревья здоровые, сильные и красивые, закачаются на ветру.

Физминутка. Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон, два – наклон.

Зашумел листвою клен.

Воспитатель: - Может ли дерево жить вечно? (предположения детей)

(выставляется картинка)

Выясняется, что деревья могут состариться, их может сломать ураган, животные, человек спилить, срубить.

Воспитатель: - Как пополняется лес новыми деревьями? (Может посадить человек. Деревья вырастают из семечек и плодов.)

Воспитатель приносит белочку с корзинкой. Белочка просит ребят отгадать, какие плоды и семена у нее в корзинке. (Дидактическая игра). После игры воспитатель предлагает вернуть семена белочке.

- Для чего нужны плоды и семена белочку? (Чтобы белочка зимой не погибла, она будет питаться семенами и плодами.)

Воспитатель: - Белочка хочет узнать, хорошо ли вы знаете деревья. Она приготовила для вас игру «Найди пару».

Дети делятся на 2 команды. Одной раздаются карточки с деревьями, другой – карточки с семенами и листьями. Проводится дидактическая игра.

Дети благодарят белочку и прощаются с ней.

Воспитатель показывает семечко – крылатку, которое забыла белочка и спрашивает, что с ним можно сделать. Дети предлагают посадить крылатку.

Воспитатель спрашивает, при каких условиях может вырасти из него дерево.

Дети вспоминают четыре условия – почва, вода, свет, тепло.

Воспитатель: - Выросло большое ветвистое дерево. Представьте себя в лесу под этим деревом.

Психологическая разгрузка под музыку из цикла «Колыбельные природы».

- Закройте глаза, дышите ровно и спокойно. Вы вдыхаете смолистые запахи сосны и ели, целебный воздух березы и дуба, тонкий аромат цветов. Вам приятно ощущать прохладу тенистых деревьев. Откройте глаза.

Воспитатель: - Ребята, почему в лесу всегда легко дышится? (Там много свежего воздуха)

- Для дыхания людей, животных нужен кислород. В лесу его очень много, но откуда он там берется? Как об этом узнали люди? Для этого ученые проводили различные опыты. Давайте вернемся в нашу лабораторию, и я покажу вам один из них.

Опыт. – Под стеклянный колпак поместили мышку. Через некоторое время она погибла, т. к. ей нечем было дышать, кончился кислород.

Под другой колпак поместили растение и мышку. Мышь продолжила жить, оставаясь здоровой.

- Почему вторая мышь не погибла? (Рассуждения детей).

- Мышь выжила, потому что под колпаком, благодаря растению, появился кислород.

- Таким образом, ученые сделали важное для человечества открытие, что только растения дают кислород, необходимый для жизни людей и животных.

- Представьте, что будет, если вырубить все леса, уничтожить всю растительность? (Рассуждения детей).

- На земле прекратится жизнь.

- Что еще дают деревья кроме кислорода? (Мебель, бумагу, спички, дрова, музыкальные инструменты, корзины, посуду, древесину для поделок, мед, фрукты, ягоды и др.)

- Вот и получается, что без деревьев, без леса не возможно представить жизнь человека. Лес кормит, поит, согревает. Берегите лес, сохраняйте его.

Лес – это наше богатство!

В лесу и тень, и прохлада.

А воздух – целебный настой.

И слышатся птичьи рулады

В глуши потаенной, лесной.

Растенья – нам добрые братья,

Былинка и дуб – исполин.

Планеты зеленое платье

Давайте, друзья, сохраним.

Использованная литература.

1. Т. А. Шорыгин «Деревья. Какие они?».

2. Т. А. Шорыгина «Экологические сказки для малышей».

3. Т. Н. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».

4. «Добро пожаловать в экологию». 2 ч. Составитель О. А. Воронкевич.

5. Т. С. Сухова, В. И. Строганов. Природа. Введение в биологию и экологию.

6. Энциклопедия для детей. Биология. Аванта +

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по окружающему миру с использованием ИКТ «Деревья зимой»Интегрированное занятие по окружающему миру с использованием ИКТ «Деревья зимой» Цели: познакомить детей с особенностями и условиями жизни деревьев зимой; закрепить знания о роли деревьев в жизни зверей и птиц; воспитывать.

Конспект занятия по окружающему миру на тему «Правила поведения в природе» (подготовительная группа) Цель: закреплять знания детей о правилах поведении в природе. Задачи: 1. Обучающие: Выявить у детей знания каким образом относиться к природе;.

Открытое интегрированное занятие по окружающему миру и рисованию «Растения лугов и полей» (подготовительная группа)Открытое интегрированное занятие по окружающему миру и рисованию «Растения лугов и полей» (подготовительная группа) Открытое интегрированное занятие Окружающий мир и рисование. (подготовительная группа 6-7 лет) Цель занятия: Познакомить детей с растениями.

Открытое занятие окружающему миру в средней группе по теме «Времена года» Цель: закрепить знания детей об основных признаках всех времен года, умение самостоятельно находить их в дидактической игре и выражать в.

Открытое занятие по окружающему миру «Прогулка в осенний лес» Ход ООД: Сегодня мы отправимся на прогулку в сказочный лес, в настоящее царство осени. Всех ребяток приглашаю в лес пойти, Замечательный,.

Открытое занятие «Вода и ее свойства» по окружающему миру для средней группы Конспект открытого занятия по окружающему миру для детей средней группы №1 Тема: «Вода и ее свойства». Программное содержание: 1. Обогащать.

Открытое занятие по окружающему миру «Зима в лесу» для средней группы Конспект открытого НОД по ФЦКМ. Тема: Зима в лесу Для детей 4-5 лет. Цель: формирование целостного представления детей о диких животных,.

Открытое занятие по окружающему миру «Природа — наш общий дом» в подготовительной к школе группе Конспект занятия на тему «Природа – наш общий дом» в подготовительной к школе группе. Цель: Показать природу как общий дом всех людей и.

Открытое занятие в средней группе по окружающему миру «Шестиногие малыши» Открытое занятия для родителей по окружающему миру в средней группе. Тема «Шестиногие малыши». Цель: сформировать у детей представления.

Презентация к занятию по окружающему миру на тему «Хвойные и лиственные деревья» (подготовительная группа) Слайд 1. Хвойные и лиственные деревья Слайд 2. Воспитатель рассказывает, что все это листья, включая хвоинки. Вместе играют в игру "От.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие по окружающему миру «Деревья — главные жители леса» (подготовительная группа)
Опубликовано: 20 апреля 2019 в 22:05
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД