Получи документы

Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Что нам стоит чум построить?»

Людмила Тайбарей
Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Что нам стоит чум построить?»

Задачи:

1. Уточнить представление детей о жилище ненцев- чуме. Рассказать и показать, как ненцы ставят чум.

2. Познакомить с этапами установки чума.

3. Познакомить с ненецкими словами (ань торова, мя”, хан, у, ты, нюк, лакомбой)

4. Воспитывать уважение к людям, живущим в тундре.

Материалы: Макет чума, иллюстрации с изображением стойбища, чума и деревянной избы. На каждого ребенка детали чума, оленя, клей, ножницы, карандаш.

Публикация «Открытое занятие по патриотическому воспитанию „Что нам стоит чум построить?“» размещена в разделах

Ход занятия:

I. Воспитатель : Здравствуйте, ребята! (ответное приветствие от детей). А вы умеете здороваться по- ненецки? (ответы детей) Послушайте! Ань торова! (Дети здороваются на ненецком языке)

-Давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются с гостями)

-Ребята, отгадайте загадку:

В доме есть одна стена,

Очень круглая она.

До того она кругла-

Ни единого угла!

-Что это такое? (ответы) А как вы догадались? Что такое чум? (ответы детей)

Чум- это жилище (дом) ненцев.

-Как вы думаете, чум ставят или строят? (предположения детей).

-А давайте я вам сегодня расскажу, как ставят чум. Хотите узнать? Проходите, садитесь.

-Оленеводы живут в тундре, пасут оленей. Олени передвигаются с места на место в поисках корма. И оленеводам приходится кочевать- ходить за оленьим стадом. И поэтому придумали такое жилище, чтобы можно было его быстро собрать и разобрать.

-По-ненецки чум называется мя. Повторите это слово. (дети повторяют)

-Установкой чума занимаются женщины. В этой трудной и ответственной работе строгий порядок! (Воспитатель рассказывает и показывает)

Прежде всего женщины- ненки выбирают место для жилища, полянку. Она должна быть ровной и сухой.

Затем намечают середину чума, куда кладут вот такой лист. Как вы думаете, что это за материал? (дети щупают, определяют из чего сделано) Это лист железа. На нем устанавливают железную печку.

-Как вы думаете, для чего печка в чуме? (ответы детей) Совершенно верно, печь нужна для тепла, для приготовления пищи, чтобы сушить одежду.

-Вокруг железного листа укладывают по три доски. Какие доски? (деревянные) Для чего доски (ответы) Это пол в чуме!

-На землю кладется сухая трава (солома, а сверху кладут оленьи шкуры - это постель, на постель кладут красивые подушечки. Затем ставят стол.

-Как вы думаете, на каких ножках по высоте будет стол? (ответы детей) Конечно же на низких! Стульев в чуме нет, когда кушают, сидят на скамеечках или на мягких оленьих шкурах.

-Посмотрите, как интересно: в тундре стоит печка, доски - пол есть, постель, стол. Помогайте мне, чего еще нет в нашем чуме? (ответы детей) Молодцы! Совершенно верно, нет стен в чуме!

-Когда все приготовлено, две женщины устанавливают два основных шеста. Шест по-ненецки «у». Сверху эти два шеста связывают. Представляете, у ненцев есть загадка про эти шесты: «Два друга сто друзей держат?»

-Почему сто друзей держат? А потому что на них вкруговую ставят остальные шесты и, этих шестов очень много, чтобы чум получился большой и просторный. (Воспитатель вызывает двоих детей для установки шестов)

-Когда все шесты установлены, женщины начинают натягивать «нюк»- это покрытие чума. Зимний нюк сшивают из больших оленьих шкур, а летний- из прочной ткани- брезента. Затем нюк опутывают для прочности веревками.

-Посмотрите, ребята, в верхней части чума отверстие. Как вы думаете, зачем оно? (ответы детей) Это отверстие, для трубы, чтобы дым из печки выходил на улицу. Какое еще отверстие есть в чуме? (дверь)

-Я предлагаю вам сейчас поиграть в чум. Скажите, основание чума, какую фигуру напоминает? (ответы детей) Верно, круг. Вставайте в круг, хоровод. Беремся за руки.

Физминутка- игра:

Чум, чум, круглый дом.

Побывайте в чуме том!

Гости явятся едва-

В печку прыгают дрова.

Печка жарко топится,

Угостить торопится.

Ладушки, ладушки,

Круглые оладушки!

II. Самостоятельная деятельность детей за столами.

-Я предлагаю вам сделать стойбище- это рядом стоящие чума, а около них пасутся олени. Посмотрите на картину, на ней изображено стойбище.

-Олень по-ненецки «ты». Повторите (дети запоминают слово).

(Деятельность детей, каждый вырезает чум, оленя)

-Посмотрите, какое получилось у нас большое стойбище!

III. Итоги.

-Проходите, садитесь на свои стульчики.

-Ребята, скажите мне, пожалуйста, чем отличается чум от дома? (ответы детей) Чум ставят или строят? (ответы детей) Почему ставят?

-Что интересного вам запомнилось?

-Сегодня узнали много ненецких слов. Давайте повторим.

-Прощаться с вами и с гостями тоже будем по-ненецки: «Лакомбой!»

Публикации по теме:

«Что нам стоит дом построить?» Конструирование. Коллективная работа детей.«Что нам стоит дом построить?» Конструирование. Коллективная работа детей. Что нам стоит дом построить? Где возьмём мы кирпичи? Долго строили мы домик Из фанеры и доски. Прибежали к нам соседи, Все собаки и коты.

Занятие по патриотическому воспитанию «Салют Победе» Задачи: Социально – коммуникативное развитие Воспитание чувства гордости и благодарности солдатам и воинам Великой Отечественной Войны.

Конспект занятия по ознакомлению с трудом взрослых «Что нам стоит дом построить»Конспект занятия по ознакомлению с трудом взрослых «Что нам стоит дом построить» Образовательные области и задачи: "Познавательное развитие" - Воспитывать интерес к строительным профессиям, расширять знания о строительных.

Занятие по патриотическому воспитанию к 70-летию Дня Победы Занятие по патриотическому воспитанию. Воспитатель: Бабушкина Н. В. Памяти героев отечества посвящается к 70-летию Дня Победы. Программное.

НОД Конструктивно-модельная деятельность «Что нам стоит дом построить?» Что нам стоит дом построить? Программное содержание: 1. Давать детям представления о строительных профессиях, о том, какие профессии необходимы.

Открытое занятие для старшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию Цель занятия: реализация новых форм взаимодействия в системе «взрослый-ребенок», направленных на полноценное развитие и адаптацию детей.

Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Военная техника в воздухе, на море, на суше» Задачи: 1. Расширять представление детей об армии; 2. Закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос по содержанию.

Открытое занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Каменск — наша малая Родина»Открытое занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Каменск — наша малая Родина» Цель: Воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине, любовь к месту, где живешь. Уточнить представление детей о гербе Каменск.

Занятие по патриотическому воспитанию «Россия и ее защитники» Цель: воспитание патриотов. Задачи: -- продолжать формировать представления детей о том, что наша страна- Россия; --закрепить знания понятия.

Занятие по патриотическому воспитанию «Россия-Родина моя» Тема: «Россия — Родина моя». Цель: Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране. Программные задачи: • Закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Что нам стоит чум построить?»
Опубликовано: 14 сентября 2015 в 10:33
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД