МААМ-картинки

Открытое занятие по развитию речи «Овощи»

Ирина Назаренко
Открытое занятие по развитию речи «Овощи»

ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ «ОВОЩИ»

Педагог: Назаренко Ирина Викторовна

Образовательная область: коммуникация.

Возрастная группа: старшая группа.

Цель: побуждать детей вступать в речевое взаимодействие, поддерживать коллективный разговор, продолжать формировать умение составлять описательный рассказ об овощах по опорной схеме Ткаченко.

Программные задачи:

1. Уточнить и расширить представления об овощах : названиях, внешних и вкусовых качествах, местах произрастания, их использовании в различных блюдах.

Публикация «Открытое занятие по развитию речи „Овощи“» размещена в разделах

2. Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

3. Способствовать поиску новой информации об уже известных объектах (в нашем случае об овощах).

4. Формировать умение готовить сообщение по определенной теме в форме познавательного рассказа.

4. Формировать интерес к произведениям малой фольклорной формы (загадки, пословицы).

5. Повышать заинтересованность родителей в продуктивной досуговой деятельности с детьми.

6. Развивать умение анализировать и обобщать, мелкую моторику пальцев рук, связную речь;

7. Воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий.

Оборудование:

посылка со съедобными овощами, с волшебной книгой народных советов, с контейнером нарезанных овощей; демонстрационный материал – плакаты, муляжи и картинки овощей, схемы Ткаченко; раздаточный материал — конверты с пазлами овощей.

Ход занятия.

1. Орг. момент. Сообщение темы.

- Давайте поздороваемся с нашими гостями. Поприветствуем своих друзей, улыбнувшись друг другу.

Неожиданно стук в дверь…

- Посмотрите, к нам на занятие по развитию речи неожиданно доставили посылку, сказали с овощами, а с какими, мы сейчас с вами догадаемся.

Дети отгадывают загадки.

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать. (картошку)

Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький. (лук)

Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке.

Лежебоки-близнецы

Зеленеют. (огурцы)

Летом, не боясь жары,

Зрели красные шары.

Вызрели как на подбор.

Что за овощ? (Помидор)

Растут на грядке елочки,

Не колют их иголочки.

В земле запрятан ловко

Их корешок. (морковка)

Каждую отгадку- овощ дети распознают на ощупь, вытаскивая из посылки, кладут в корзинку.

- Сейчас я посмотрю, все ли мы с вами вытащили из посылки.

Воспитатель аналогичным способом достает из посылки лимон:

-Куда мне лимон положить? (Отдельно, потому что фрукты растут на дереве в саду, а овощи – в огороде на грядке. Лимон – это фрукт.)

-Как одним словом назвать то, что находится в корзине?

- О чем мы сегодня будем говорить на занятии?

-Когда я доставала лимон, мне показалось, что в посылке что-то еще лежит.

(Воспитатель достает книгу)

-Ребята, это какая-то волшебная книга с полезными советами, в ней много иллюстраций с овощами, не просто так нам ее прислали. Ну, я думаю, для чего, мы поймем с вами чуть позже.

2. Составление описательного рассказа об овощах с опорой на схемы Ткаченко:

Огурец - это овощ, потому что растет в огороде на грядке. Он ароматный, приятно пахнущий, свежий, сочный, хрустящий. Снаружи он покрыт тонкой зеленой кожицей, а внутри он белый, мягкий с множеством маленьких белых семян. Он зелёный овальной формы. На ощупь твёрдый, шершавый, пупырчатый. Его солят, маринуют, делают салаты. Его употребляют в сыром и вареном виде.

-Кто еще что-то хочет дополнить?

-Молодцы! Много знаете про огурцы.

Дополнение воспитателя:

А я вот знаю, что в огурцах содержится такой минеральный элемент, как калий, который способствует лучшей работе нашего сердечка.

- А давайте посмотрим, может быть из волшебной книги мы еще что-нибудь новое и интересное узнаем про огурцы.

Из книги:

Огуречный напиток – успокаивает нервную систему.

Огуречный сок – средство от кашля.

Морковь - это овощ, потому что растет в огороде на грядке. На вкус она сладкая, сочная, хрустящая. Снаружи она длинная, покрыта тонкой оранжевой кожицей, внутри она тоже оранжевая, имеет в середине стержень. Морковь оранжевого цвета, треугольной формы. На ощупь твердая, гладкая. Морковь употребляют в сыром и вареном виде. Она очень полезная. Из нее можно приготовить салат, морковный сок, овощное рагу, овощной суп, борщ.

-Кто еще что-то хочет дополнить?

Дополнение воспитателя:

- А я знаю, что вещество, которое окрашивает морковь в оранжевый цвет, называется «каротин». Когда ты съешь морковку, внутри тебя, в твоем теле, каротин превращается в витамин А. А это витамин роста.

Из книги:

Употребляя каждый день по 300 грамм моркови можно значительно улучшить свое зрение и зубную эмаль, а также укрепить свой иммунитет.

Картофель - это овощ, потому что растет в огороде на грядке. На вкус в сыром виде он твердый, хрустящий, в вареном виде – он рассыпчатый, мягкий. Снаружи он покрыт тонкой коричневой кожицей, а внутри белый. Он коричневый, овальной формы. На ощупь гладкий, твердый, плотный. Картофель – это второй хлеб. Его в сыром виде не едят. Из него можно приготовить очень много блюд: первые горячие блюда, салаты, крахмал, в мундире.

-Кто еще что-то хочет дополнить?

Дополнение воспитателя:

А я знаю, что первое картошкино имя было «папа». Так называли ее на родине в Южной Америке индейцы. В честь папы индейцы устраивали праздник урожая. Женщины наряжали клубни картофеля, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. А мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями картофеля.

Из книги:

Картофель - это самый популярный продукт питания. Он источник витамина С. Сок картофеля применяется при ожогах (будут меньше видны шрамы). Картофельный сок пьют при плохом аппетите. Подышав над паром картофеля «в мундире» в течение 10 минут, можно лечить простуду и уменьшить зубную боль. Прикладывание ломтика картофеля к ране — обезболивает.

Помидор - это овощ, потому что растет в огороде на грядке. На вкус он сладкий, может быть кислый, сочный. Снаружи он покрыт тонкой красной кожицей, а внутри он красный мягкий, содержит много маленьких белых семян. Помидор красного цвета, круглой формы. На ощупь мягкий, гладкий. Из него можно приготовить томатный сок, борщ, овощной салат. Его едят в сыром, тушеном виде.

-Кто еще что-то хочет дополнить?

Дополнение воспитателя:

-А я знаю, что на родине помидора, в Южной Америке, его называли «томат». Люди раньше выращивали помидор у себя на клумбах и в саду для украшения и называли его «золотое яблоко».

Из книги:

Если вы будете постоянно кушать помидоры, у вас будет хорошая память, также помидор способствует повышению настроения.

Лук – это овощ. Лук растет на огороде. По вкусу он горький, сочный, хрустит. Снаружи он покрыт коричневой луковой шелухой, а внутри он белый, состоит из множества тонких слоев круглой формы. Он маленький. По цвету лук коричневый, круглой формы. Лук твердый, гладкий. Лук добавляют в суп и во вторые блюда. Его едят в сыром и жареном виде. Лук очень полезен!

-Как вы понимаете пословицу «Лук - от ста недуг»?

Дополнение воспитателя:

- А я знаю, что в луке содержится такое вещество, как фитонциды – они убивают в организме все болезнетворные бактерии и микробы.

- Илья с мамой приготовили домашнее задание. Он нам расскажет сейчас очень интересную историю о луке. (Доклад ребенка)

Из книги:

Если у вас головная боль, то достаточно просто приложить луковицу, разрезанную на половинки, к вискам. Боль проходит.

Лечение луком стоит применять в период эпидемии гриппа. Для этого необходимо кушать лук, запивая его горячим чаем с лимоном. Лук следует жевать не меньше трёх минут.

Луковым соком можно лечить насморк. Капать в нос от трёх до пяти капелек.

ФИЗМИНУТКА.

Игра «Назови овощ» (дети становятся в круг, передавая лимон по кругу, называют по очереди овощи).

«Урожай»

В огород пойдем, урожай соберем. (идут по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем. (таскают)

Мы картошки накопаем. (копают)

Срежем мы кочан капусты. (срезают)

Круглый, сочный, очень вкусный. (показывают круг руками 3 раза)

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке. (идут по кругу, взявшись за руки)

3. Практическая часть.

- Овощи на ощупь распознали, с помощью схем описали, а сейчас пройдем за столы.

- А что будем делать, вы мне скажете сами?

Дети открывают конверты, достают пазлы, у каждого ребенка свой конверт.

Дети самостоятельно собирают пазлы.

По окончании - дидактическая игра «Назови ласково»

- Сейчас каждый из вас нам расскажет, какой овощ собрал, и попробует свой овощ назвать ласково. Например, патиссон – патиссончик.

- Сложите пазлы в свои конверты и уберите конверты на край стола.

4. «Пробуем овощи на вкус».

- Ребята, посмотрите, такая большая посылка и в ней мы нашли только 6 овощей и волшебную книгу. Странно, вам так не кажется? Наверное, в ней еще что-то есть! Сейчас мы посмотрим.

Воспитатель достает из посылки контейнер с нарезанными овощами (ассорти).

- Лера, как ты думаешь, что мы сейчас будем делать? (с закрытыми глазами будем определять на вкус овощ, который я вам дам попробовать).

Воспитатель приглашает каждого ребенка по очереди к себе:

- Закрой глаза, открой рот и определи по вкусу, что ты съел (Дети закрывают глаза и открывают рот). А вы, ребята, не подсказывайте, а проверяйте, правильно угадано по вкусу или нет.

5. Итог занятия.

- Овощей наелись, теперь-то мы уж точно с вами не заболеем, будем красивыми, сильными и здоровыми.

- Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на занятии?

- Чем овощи отличаются от фруктов?

- Какую пользу приносят овощи? (В них очень много полезных веществ и витаминов. Это, в первую очередь, пища для человека и заряд энергии)

- Что на занятии вам понравилось или запомнилось?

- Наше занятие подошло к концу. Всем большое спасибо за активную и хорошую работу на занятии. А теперь можно немного отдохнуть.

Публикации по теме:

Перспективный план развития связной речи на занятиях продуктивной деятельностью № Название занятия/Задача по развитию связной речи 1 Интегрированное занятие по рисованию и развитию речи «Чебурашка»/ Развивать умение.

План месячника по пожарной безопасности для детей 3–7 лет ПЛАН МЕСЯЧНИКА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ДЛЯ ДЕТЕЙ 3 – 7 ЛЕТ) Время проведения Первая неделя Утро «Знакомьтесь, огонь» Занятие по ознакомлению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие по развитию речи «Овощи»
Опубликовано: 15 апреля 2015 в 02:46
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД