Открытое занятие «Русский чай» (подготовительная группа)

Оксана Тищенко
Открытое занятие «Русский чай» (подготовительная группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №82

Непосредственно образовательная деятельность по речевому и художественно-эстетическому развитию в подготовительный группе по теме «Русский чай»

Воспитатели: Тищенко Оксана Александровна

Цель:

Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи через обычаи своего народа

Задачи:

1. Развивать речь детей, учить использовать в речи пословицы и поговорки.

2. Воспитывать любовь к Родине, её прошлому, учить видеть мудрость традиций, выразительно читать фольклорные произведения. Развивать интерес к национальной культуре, воспитывать доброту, человечность на основе устного народного творчества.

3. Закрепить представление Мезенской росписи; воспитывать эстетическое восприятие предмета; развивать чувство цвета и композиции при построении узора, размещение его на предложенной форме;

Активный словарь: самовар-медный, стальной, золотой; чай-фруктовый, цветочный, зелёный (жасминовый).

Предварительная работа.

Чтение: «Айога» нанайская народная сказка (чтение и пересказ, И. Варавва «Хлеб», П. Ершов сказка «Конек-Горбунок», Ш. Перро «Красная Шапочка», загадок, скороговорок, пословиц и считалок.

Материал и оборудование.

- русская изба, магнитофон, записи с русской народной музыкой, столик с разнообразной посудой, плакаты по мезенской росписи, поэтапная разработка росписи деревянной шкатулки.

- Для детей: деревянная шкатулка, гуашь, кисть №2 с тонким кончиком, баночка с водой, тряпочка – на каждого ребенка.

Действующие лица.

Хозяин и хозяйка - воспитатели.

Чай-барин, Чайная роза, Самовар – дети.

Звучит музыка «Москва златоглавая».

Хоз. просим, просим, приглашаем

Выходи честной народ

Вкусным чаем угощаем

Самовар горячий ждет.

Всем кто любит крепкий чай

Торопись! Не зевай.

Нам по нраву ваш характер боевой

Темперамент ваш веселый, озорной

Нам сегодня некогда скучать

Вместе будем веселиться и играть.

Хозяйка Внимание! Внимание! Слушаем все вместе и каждый в отдельности. Сегодня мы вас дорогие гости приглашаем на праздник «Русский чай». Желаем вам не скучать, не только слушать и смотреть, а ещё веселым быть и других веселить! Украшать праздник смехом, танцем, прибауткой и веселой, доброй шуткой!

1 Нынче день такой чудесный

Только б петь да танцевать.

Вот и я вас приглашаю

Чай попить да поиграть

2 пусть играют нам гармошки

И выходят плясуны

Хорошеют наши лица

Когда радуемся мы

3 Ах, ты, русская душа

До чего же хороша!

В хороводе отличись

И весельем зарядись.

4 Расступись, народ

К нам хозяин идёт

И хозяюшку ведет!

Хозяюшка: здравствуйте, гости дорогие

И маленькие и большие

Хоз. Вас мы будем угощать традиционными блюдами, песнями да танцами, небылицами – стихами и конечно русским чаем!

А вот и сам Чай-барин!

Выходит мальчик (одет в яркую рубашку, зеленые шаровары)

Несет поднос с чайником и баранками ставит на стол.

Чай-барин: Добрый день, друзья! Я- чай, именинник сегодня.

Недаром народная мудрость гласит:

Пей чай-удовольствие получай!

Дети исполняют песню

«Приглашаем всех на чай»

1 За окошком холода

А мы не скучаем

Приходите в гости к нам

Угостим вас чаем

Припев: я для тех, кого люблю

Чаю вкусного налью

В чашечку с цветочком,

С пирожком, с медочком

2 самовар уже вскипел,

В блюдечке варенье,

И ватрушки и блины

Всем на удивленье

Припев: тот же

3 хорошо чайку попить

Возле печки жаркой

По душам поговорить-

Лучше нет подарка

Припев: тот же

Девочка: вот хозяйка стол накрыла

Всех сегодня пригласила

В чашки чаю налила и беседа потекла (подсаживается за стол)

Хозяйка: любили в старину чаевничать. С маленьким кусочком сахара выпивали по десять стаканов чая. Сидели за чаем и вели неспешные разговоры о том, о сем, рассказывали разные истории,а если были незнакомы- знакомились.

Хозяюшка: Давайте вспомним обычаи русского гостеприимства:

1) Если заходил запоздалый путник, его встречали с поклоном и говорили «Милости просим»

2) А если гость заходил во время ужина, хозяин ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»

3) А гостей угощали всем, что есть в доме, обычно чаем с пирогами или блинами.

- На Руси всегда любили принимать гостей, об этом говорили и наши пословицы, и наши обычаи.

Хоз. было раньше какое приветствие?

Приходя в гости, говорили хозяевам: дети:«чай да сахар!», что означало «здравствуйте».

«Давайте чайком побалуемся!»-отвечали хозяева.

Хозяйка: Чай стоил дорого, простому народу был недоступен, редко появлялся на столе, многие даже не знали, как правильно его заваривать. Вот об одном непутевом крестьянине, который никогда не пил чая и не готовил этот напиток, послушайте шуточную песню «Раз прислал мне барин чаю»

1 Принимал гостей мой барин,

Чай велел мне заварить

Как заваривать - не знаю,

Постараюсь угодить.

2 Взял тогда налил водицы,

Чай весь высыпал в горшок

И добавил перцу, луку

Да петрушки корешок.

3 Разлил варево по плошкам

Хорошенько размешал

Остудил его немножко,

На господский стол подал.

4 Все ругались и плевались

Барин был ужасно зол.

Наказать меня заставил,

Меня розгами порол.

5 Я все думал,удивлялся:

Чем я мог не угодить?

А потом уж догадался-

Чай забыл я посолить.

Выходит девочка -Чайная роза:

Добрый день, а вот и я –Чайная роза (в руках корзинка с коробочками чая).

Вы ребята знаете, что чай известен очень давно, примерно 5 тысяч лет. Посмотрите какое их разнообразие!

Какой чай знаете вы?

Чай черный, красный (каркаде, зеленый (жасминовый и т. д, фруктовый, цветочный.

Хоз. дорогие друзья! Чего не хватает на нашем столе?

Правильно, самовара! (вносят самовар)

Хозяйка Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто «предмет домашней утвари», прибор для нагревания воды». Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения – занимал почетное место в любом доме.

Недаром говорили в народе: дети «Печка-матушка, да самовар-батюшка».

Танец «Самовар».

А из чего сделаны самовары (медь-медные, сталь-стальные, золото-золотые)

Дети: заслужить хотим мы чай-

А ну, частушки запевай!

1 На столе у нас пирог

Пышки и ватрушки

Так споем мы про чаек

Чайные частушки!

2 В самоваре пышет жар

Чай кипит и пенится

Погляди на самовар

Ну и отраженице

3 Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока!

4 Самовар пыхтит, искрится

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой!

5 Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку!

Хозяйка:А какие пословицы вы знаете?

-чай пьешь-здоровье бережешь

-чай не пьешь-где силу возьмешь?

-чай усталость всю снимает, настроенье поднимает.

-холодно-пей чай! Жарко пей чай! Устал- пей чай!

-чай пить-приятно жить.

-чай пить – не дрова рубить

-мы за чаем не скучаем,по семь чашек выпиваем.

-на Руси –один зарок: кроме всякой пищи

Утром чай, в обед- чаек, вечером –чаище.

Самовар кипит – уходить не велит.

Выпей чайку – позабудешь тоску.

С чая лиха не бывает.

Чай и без сахара сладок, если друг рядом.

Назовите правила чаепития на Руси.

1. Чашку, закончив чай пить, переворачивали на блюдце.

2. Неперевернутая чашка на блюдце означает: налейте еще!

А хранили чай в чайных шкатулочках, хотите чтобы и у вас дома была такая шкатулочка, а расписать деревянные шкатулочки будем Мезенской росписью, давайте вспомним что вы о ней знаете?

- роспись народов Севера, очень древняя роспись по дереву;

-основные цвета чёрный и красный;

- часто используемые элементы: треугольники-означающие горы;

волнистые линии-означающие как воду, так и воздух; мифические животные- конь-огонь, олени, птицы; завитушки и т. д.

Дети садятся за столы и приступают к росписи. Роспись шкатулки происходит в 2 этапа:

1 – роспись орнамента по бокам

2- роспись крышки сверху

3 – покрытие лаком (воспитатель)

По окончанию всех работ выставка шкатулок.

Прикреплённые файлы:

proekt-folkl-r_hckpk.ppt | 3076,5 Кб | Скачан: 21
 
Публикации по теме:

«Интеллектуальный марафон». Открытое занятие для родителей (старшая группа) Цель: дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры, продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать.

Открытое занятие «Весенняя сосулька» (младшая группа) Бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Детский сад общеобразовательного вида №30» Конспект.

Открытое занятие «Первоцветы» (средняя группа) Конспект занятия по Художественно – эстетическому развитию в средней группе «Первоцветы» Цели: - формировать у детей знания о первоцветах;.

Открытое занятие по математике (старшая группа) Цель: 1. Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной ориентировке и ориентировке на листе бумаги. 2. Закрепить умение.

Открытое занятие по ПДД «Светофор-наш дружок!» (вторая младшая группа) .

Открытое занятие по развитию речи подготовительная группа к 9 мая МОУ «СОШ»ТЦО» Дошкольное отделение №1 Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое.

Открытое занятие, посвященное 9 Мая (подготовительная группа) Ведущий. Немало праздников у нас, Хороших праздников немало, Но повторяю каждый раз, Что этот день- всему начало, Что без него, что без.

Открытое занятие «Происшествие в лесу» подготовительная к школе группа Цель: – развивать музыкальные и творческие способности детей, – продолжать знакомить с классической музыкой, – развивать тембровый слух,.

Открытое занятие в бассейне (вторая младшая группа) Задачи: • Показать родителям достижения детей; • Создать эмоциональное настроение у детей; • Закрепить пройденный материал (работать ногами.

Открытое занятие «Осень» (старшая группа детей с ОНР) День открытых дверей Занятие «Осень» (старшая группа) Открытое занятие Тема: «Осень» группа ОНР старшая (составила Долина С. А.).

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Открытое занятие «Русский чай» (подготовительная группа)
Опубликовано: 14 октября 2016 в 22:25
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Уроки изобразительного искусства в гимназии
Мы проходим по длинной галерее нашей гимназии. По обеим сторонам перехода выставлены творческие работы учащихся, выполненные в различной технике. Здесь можно...
Фотоотчёт об ООД по лепке на тему «Зимние забавы» в старшей группе
Доброе время суток всем, кто нашел минуточку и заглянул в гости. Зима прекрасное время года, как и каждое по-своему. Но только зимой мы катаемся на...
Конспект НОД «Конь в жизни казака» (старшая группа)
Цель: Развитие у детей ценностного отношения к культуре и истории Донского края. Задачи: 1. Дать детям представление, что мы живём в Донском крае, что...
Фотоотчет «День обнимашек» в младшей разновозрастной группе»
"День обнимашек" в младшей ( разновозрастной) группе. 21 января отмечается необычайный праздник – международный «День объятий». Это праздник, в который...
Сценарий праздника к 8 Марта для разновозрастной группы детей 3–4 лет...
Вед: Весенним нежным ручейком Стучится март-проказник, Весну-красавицу привел И добрый мамин праздник. Пусть принесет он в каждый дом Счастливые улыбки И...