Самар Валентина Петровна
Открытое занятие с региональным компонентом
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Берёзка»
Конспект открытого логопедического занятия с региональным компонентом
на тему: «Речевые и неречевые звуки»
Подготовила:
учитель-логопед:
Самар В. П.
2023
Цель занятия : дифференцировать речевые,неречевые звуки. Выделять предметы одинаковые,но разные по звучанию. Развивать слуховую память на родном языке.
Публикация «Открытое занятие с региональным компонентом» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Практическая значимость: включать в занятие методы и приёмы работы-с региональным компонентом, способствующих развитию слухового восприятия.
Задачи: Коррекционно-образовательные:
1)дифференциация понятия «звук», умения различать речевые и неречевые звуки (музыкальные, бытовые шумы,звуки животных,птиц и т. д.).
2)подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению речевых звуков.
3)Формировать правильное произношение речевых звуков.
4)формирование у детей восприятия речи в процессе произношения слогов и слов.
5)формирование слухового внимания и восприятия.
6)формирование правильного речевого дыхания.
Коррекционно-развивающие:
1)развитие фонематического восприятия в слогах и словах.
2)развитие операций звукового анализа и синтеза.
3)развитие модуляции голоса.
4)развитие координации движений, пространственной ориентации.
5)развитие воображения.
Коррекционно-воспитательные:
1)воспитывать умение делать выводы в ходе занятия.
2)воспитывать умение слышать и слушать.
3)воспитывать умение грамотно отвечать на вопросы.
Оборудование:Кукла-«Акоан»(нанайская куколка, коробка с предметами производящими музыкальные звуки (нанайская погремушка,бубендеревянные ложки,маракасс,колокольчик, наполнитель-для подарков. Одинаковые предметы, но разные по звучанию :»шумелка» с попрыгунчиками-2шт; «шумелка»мороженки с ракушками-2шт;трещенка маленькая-большая, «шумелка-самоделка»-с нанайским орнаментом -2 шт,муляж «Рот – домик звуков»; вырезанные нанайские шаблоны из салфеток для формирования речевого дыхания; проект с картинками»Орган слуха-Ухо,», персонаж-«Большой Ух»,дидактическое пособие своими руками «Уши»-для персонажа»большой Ух», телефон -картинки со зуками животных, птиц, музыкальные инструменты, предметы дидактическое пособие- собака,кошка,свинья,петух,курица,корова,лошадь,гусь,утка,сова,комар,
Ход занятия.
I.Орг. момент. Логопед: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас гости давайте поздороваемся! (дети здороваются).
Л-Ребята,слышите,кто-то плачет (логопед из-за кулис выходит вместе с куколкой «Акон».Акоан начинает рассказывать, что хочет понять,что такое речевые и неречевые звуки?Ей бы очень этого хотелось.
Л-Ребята,давайте. поможем куколке «Акоан»,разобраться что такое неречевые и речевые звуки? Какие они бывают?
Л-Не плачь, «Акон», сейчас мы вместе разберемся!
Ребята посмотрите, что «Акон» принесла нам. Логопед показывает коробку там находятсяся предметы производящие звуки: (нанайская погремушка,бубен,деревянные ложки,маракас,колокольчик, металлофон,наполнитель-для подарков. Одинаковые предметы, но разные по звучанию :»шумелка» с попрыгунчиками-2шт; «шумелка»мороженки с ракушками-2шт;трещенка маленькая-большая, «шумелка-самоделка»-с нанайским орнаментом -2шт. Логопед вместе с «Акон» выбирают предметы по очередно не показывая. Дети слушают, угадыват по звуку, что за предмет и называют.
Л-Ребята, что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас?
Л-Правильно, они издают различные звуки!.А чем мы слушаем?
Д-Ушами!
Л- Конечно ребята (показывает картинку на проекторе -«Орган слуха»(Ухо).Тут стук в дверь.
Л-Ребята, слышите кто-то к нам стучится? Заходит «БольшойУх»(автор мультфильма -Юрий Бутырин-1989г).
Б-Здравствуйте ребята! Узнали, кто я?Дети узнают – персонажа из мультфильма «Большой Ух».Вот вы мне ответьте, пожалуйста, зачем нам нужны уши?
Ответы детей: -Чтобы слушать!
Б-Уши –Всё верно! слушаем звуки. Демонстрирует свои большие уши. Уши – это важный орган нашего тела. Что не надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда? Д: Можно ли кричать друг другу на ухо на близком расстоянии? Можно ли класть в уши мелкие предметы? Можно ли простужать уши? Д: Нельзя. Нужно беречь уши, закрывать уши в холодную погоду. Л: Чтобы хорошо различать звуки, нужно иметь хороший слух. Да, ребята?
Д-Нельзя кричать друг другу громко у уши, ни чего нельзя класть в уши, простужать и т. д.
Б-Ребята, а вы бережёте свои ушки? Надеваете шапки когда холодно?Ответы детей.
Б-Молодцы, ребята, как вы меня порадовали. Вы столько много знаете!
Б-«Акоан, а ты бережёшь свои ушки?Ни кому не кричишь в ухо?
А-улыбается …
Б-ребята, вы так хорошо все знаете про свои ушки и мне захотелось вам показать мультфильм…я вам обязательно его покажу. Но только, в конце занятия. А пока я свами останусь, посмотрю, что еще вы знаете.
Л- Оставайся конечно «Большой Ух» мы с ребятами тебе и акоан еще мное интересное покажем и расскажем!
Л-Но звуки могут издавать не только предметы, ребята, но и живые существа. Например, звери и птицы. Давайте ребята поиграем с вами в игру «Отгадай, кто как подает голос?»(логопед кладет на стол дидактическое пособие- предметы-животные и птицы. Обьясняет тактику занятия. Включает на телефоне картинку со звуком животного или птицы. Ребята должны подобрать предмет к воспроизводящему звуку, назвать слово на русском и родном нанайском языках.
Игра «Отгадай, кто как подаёт голос?» Дети слушают звуки животных, птиц. (угадывают, Звуки-Кошка_(кэксэ,Собака (Инда,свинья (Олгя,петух (Чико-хусэ,курица (Чико)корова (Иха,утка (Гаса).
А- Здорово! Как интересно. Особенно приятно,ребята, что вы называете на моём родном нанайском языке.
-Спасибо, вам ребята!
Давайте, ребята, поиграем с вами в игру «Отгадай, кто как подает голос?»
Л: Давайте,теперь мы попробуете подражать звукам, которые издают звери, птицы или предметы. Логопед встает вместе с детьми в круг зачитывает стихотворение и показывает движения.
Л: Где-то собаки рычали. Д: Р-р-ррр.
В стойле коровы мычали. – М-м-муууу.
В комнате мухи жужжали. – Ж- ж -жж.
Мимо машины бежали. – Др-др-др.
Гудели от ветра все провода. – В-в-в-в.
Капала в кухне из крана вода. – Кап-кап-кап.
Перекликались в ночи поезда. – Чух -чух-чух. Ту-ту-ту.
Л: Все эти разные звуки – музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц не похожи на речь человека. Поэтому эти звуки называются НЕречевые. Говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая предметы или животных, называются «речевые звуки».
Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки? Д: Чтобы произносить звуки, нам нужен рот.
Знакомство с органами артикуляции.
Л: Рот – это домик звуков (муляж рта). В домике этом – Красные двери, Рядом с дверями – Белые звери. Красные двери это что? А что такое белые звери? Д: Это губы и зубы. Л: И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь.
Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.
4. Дыхательная гимнастика «Медвежата»(мапа)
Л: Чтобы научиться красиво и правильно произносить звуки, надо научиться правильно дышать. Давайте я сейчас вас превращу в бегимотиков? Где моя волшебная палочка.
Будем чудо в гости звать,
Раз, два, три. Четыре, пять,
Палочкой взмахнём своей,
К волшебству спешим скорей! (дети превращаются в бегемотиков)Л- Что за чудо! Дети вы превратились в медвежат (маски медвежат для каждого ребёнка).
Л-Положили лапки на животики. (кладут руки на живот.
То животик поднимается, (делают длительный вдох носом)
То животик опускается. (делают выдох ртом).
Ну-ка выпяти животик.
Получился медвежонок
А теперь-втяни живот
Похудел наш межвежонок.
Артикуляционная гимнастика. Л: Сделаем зарядку для язычка и губ. Одно из упражнений называется «Медвежонка». Медвежонок рот открыл,
Подержал потом закрыл.
Подразним мы медвежонка
Подшутить над ним охота.
Широко раскроем ротик, как голодный межвежонок. Закрывать его нельзя – До пяти считаю я. А потом закроем рот, отдыхает бегемот. (Повторить 3 – 4 раза).
6. Развитие речевого дыхания. Л: Для правильного произношения звуков важно не только разминать язык гимнастикой, но и уметь правильно дышать.
Упражнение «Фокус» (раздаются вырезанные шаблоны из бумаги животных и птиц в виде нанайского орнамента.). Л: Положите, узор на ладонь. Откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу, в таком положении сдуйте узор с ладони.
Формирование интонационной стороны речи. Знакомство с гласными звуками.
Л: Мы подготовили наш речевой аппарат к чёткому произношению звуков. Произносить звуки мы можем не только красиво и правильно, но и с разным настроением – громче и тише, быстро и медленно, радостно и удивлённо. Давайте потренируемся. [а] – удивлённо; [о] – возмущённо; [у] – недовольно; [и] – радостно; [ы] – страшно; [э] – оклик. Л: Все эти звуки произносятся голосом, без преграды во рту, рот открыт, так что их даже можно петь [а-а-а],[о-о-о]. Такие звуки называются «гласные звуки» Обозначаются они красным цветом (демонстрация).
Гласных звуков в нашем русском языке шесть. Давайте ещё раз их произнесём и посчитаем на пальчиках [а, о, у, и, ы, э] (пальчиковая гимнастика счет по пальчикам.) и на нанайском.
Л: Сейчас мы проверим, хорошо ли вы слышите все звуки. Встаньте. Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слогов без ошибок. Ка-ко-ку, ми-мо-му, сы-сэ-са, ду-до-ды, чу-чи-че, ры-ра-ру, во-вы-вэ, лы-лэ-ла, ца-цэ-цо, пы-пу-па.
10. Развитие фонематического слуха в словах. Игра «Верно или нет?»
Л: Я буду называть предмет на картинке (демонстрация картинки «чашка» картинка нанайская чашка) но правильно назову предмет только один раз. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите правильное название. Л: часка, жашка, сашка, щаска, чашка. Л: Вот видите, один звук изменили или забыли произнести, и уже не то слово получается, только неразбериха из звуков.
Творческая деятельность» шумелка –самоделка»(яйцо от киндера, шаблон с нанайским узором, наполнитель (бусины, бисер, пуговицы)Ребятам предлагается самим сделать шумелку, воспроизвести звук. Угадать что находится в яйце.
III. Итог занятия. Л: Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня поговорили?
Д: О звуках, которые издают :музыкальные, бытовые предметы, птицы, животные и человек. Эти звуки окружают нас, они не похожи друг на друга, они разные, и мы слышим их с помощью органа слуха -ушей. Л: Эти звуки называются речевые и неречевые звуки.
Л-Что вам ребята больше понравилось во время занятия? Что больше запомнилось? Ответы детей.
-Акоан :-Ребята,спасибо вам большое,я теперь поняла что значит речевые, и неречевые звуки. Мне так стало радостно, у меня поднялось хорошее настроение,и я обязательно расскажу своим подружкам, что значит речевые и неречевые звуки и какие они бывают!
Б-Ну вот и разобрались! А теперь настало время и для просмотра мультфильма
Просмотр мультфильма «Эхо»(по сказке Короткова СССР 1982 г)