Юлия
Конспект открытого занятия с элементами сказкотерапии «Про лень и безделицу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Про лень и безделицу».
Цель: раскрыть понятие «лень» и способы борьбы с ленью; формировать у воспитанников сознательного нравственного поведения.
Задачи:
- показать разрушительную силу такого человеческого порока, как лень;
- формировать творческие умения детей, способность к самовыражению;
- формировать эстетическое восприятие детей;
- развивать эмоциональную чуткость, эмпатию;
-развивать навык самоконтроля;
-воспитывать стремление к реализации своих способностей;
-прививать желание трудиться.
Публикация «Конспект открытого занятия с элементами сказкотерапии „Про лень и безделицу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Темочки
Оборудование:
• Компьютер;
• Проектор;
• Фломастеры и карандаши;
• Альбомные листы.
• Магнитная доска
• Солнышко и тучки.
• Мяч
Ход занятия
(слайд)
Педагог:
Здравствуйте, ребята!
- Я рада приветствовать вас на своем занятии, и первое, что я попрошу вас сделать – это улыбнуться друг другу, чтобы сразу с первых минут зарядиться хорошей, положительной энергией.
- Ну, вот теперь можно начинать занятие, подождите, кто-то стучит. Ребята прислали телеграмму, давайте прочтем ее, вдруг там что-то важное.
Телеграмма:
Ребята, в нашей стране к власти пришли Лень, Скука и Безделица, они заразили собой всех жителей страны. Мы собрали самых отважных и полетели на далекую планету Сокровищ за рецептом от этих болезней. В пути нас ждали испытания, мы не смогли с ними справиться, нас взяли в плен. Спасите нас, помогите вернуться домой!
Жители сказочной страны.
Педагог:
- Ребята, может быть, поможем им?
(ответы детей)
- Тогда занятие отменяется, надо выручать своих друзей и поэтому, мы
посвятим наше путешествие борьбе с Ленью, Безделицей и Скукой.
- А на чем же мы отправимся? Послушайте загадку:
Ни пера, ни крыла
А быстрее орла. (ракета)
(слайд)
- Молодцы! Усаживайтесь поудобнее. Закройте глаза и представьте ракету. Полетели!
- Вот мы и в космосе, посмотрите впереди у нас планета, ровнее держите курс. Мы на месте, открывайте глаза – это планета Мудрецов. Здесь нам предстоит встреча с мудрецами и мыслителями. Они нам помогут разобрать, что собой представляет Лень, а чтобы бороться с ЛЕНЬЮ, мы должны все о ней знать. Скажите, кто знает, что такое лень?
- Обратимся к словарю Ожегова, из которого мы узнаем, что такое ЛЕНЬ :
(детям предлагаю превратиться в мудрецов и поочереди зачитать определения из словаря)
(слайд)
ЛЕНЬ-отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью».
- С давних пор люди замечали, что одно и тоже дело каждый выполняет по –разному. Кто-то прикладывает максимум старания, делает дело с душой, а некоторые работают «спустя рукава».
Многовековой опыт человечества, его мудрость нашли своё выражение в пословицах, а вы знаете пословицы о лени?
(ответы детей)
- я вам предлагаю зачитать и подумать над такими пословицами о лени:
(слайд)
У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
Ленивому всегда праздник.
Кто ленив, тот и сонлив.
(слайд)
Посмотрите, мудрецы предлагают вам ответить на вопрос:
- Знаете ли вы качества противоположные лени?
(ответы детей)
Пед:
- Правильно, давайте еще раз обратимся к словарю и посмотрим, какое в нем дается определение труду:
(слайд)
ТРУД - работа, занятие, упражненье, дело;
все, что требует усилий, старанья и заботы;
всякое напряженье телесных или умственных сил;
все, что утомляет.
Пед:
- А пословицы о труде вы знаете?
(ответы детей)
Мудрецы предлагают вам выполнить следующее задание. Пословицы перемешались между собой, давайте попробуем разобраться и сложим пословицы правильно.
( дети выполняют поочередно задание:
на магнитную доску они прикрепляют начало пословицы и к ней находят и прикрепляют ее конец)
- А теперь давайте проверим, правильно ли вы собрали пословицы.
(слайд)
Кто любит труд, того люди чтут.
Птицу узнают в полёте, а человека в работе.
Землю красит солнце, а человека труд.
Делу время, потехе час.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
-А теперь мне хочется услышать, как именно вы трудитесь?
Игра в кругу на формирование представлений о лени и трудолюбии.
Дети передают мяч по кругу и рассказывают, как они помогают воспитателям (убирают игрушки, расставляют тарелки, моют свои чашки, заправляют постель, помогают нести продукты, помогают одеваться младшим детям и т. д).
Пед:
- Ну что, ребята с заданиями на этой планете мы справились, полетели дальше?
(слайд)
- Впереди новая планета – планета Сказок.
(слайд)
Посмотрите, нас встречают сказочные жители, какие же задания они приготовили? Вы готовы их выполнить?
(ответы детей)
-Жители этой планеты для начала предлагают нам послушать одну сказку и обсудить ее.
«Ленивец»
В Лесной школе все ученики добросовестно относились к заданиям. Медвежонок сначала тоже старался, но потом стал уставать, появились равнодушие, лень и безделица. Все чаще его находили на мягком диванчике. Маму Медвежонка это сильно беспокоило.
- До зимней спячки еще далеко, а ты, сынок, уже выглядишь сонным и вялым, - говорила она.
- Я решил зря силы не тратить! - ответил ей Медвежонок.
- Учиться, узнавать новое очень полезно для каждого, и ты это знаешь, сынок! - ласково произнесла Медведица.
- Не хочу больше учиться! Надоело мне! - проворчал Медвежонок. - Я думал, что это легко - быть школьником. Что все будет получаться само собой, а оказывается, надо трудиться. Не хочу!
- Конечно, иногда хочется быстрых результатов, - вздохнула мама. - Но ведь хорошо быстро не бывает!.
- Ну и пусть! Тогда я буду лежать целыми днями! - воскликнул Медвежонок и отвернулся к стене, чтобы не видеть расстроенной Медведицы.
- Любой ребенок или взрослый испытывает чувство усталости, но хороший отдых на воздухе, сон помогают справиться с этой проблемой и вернуться к работе. А если ты будешь лежать целыми днями, то превратишься в Ленивца.
- Что это такое? - поинтересовался Медвежонок.
- Не что, а кто. Это зверек, наверное, родственник обезьянки. А может, он и был когда-то давным-давно обезьянкой, пока с ним не произошла одна история. Так же, как ты, он почувствовал однажды сильную усталость от работы и объявил всему лесу о том, что он отказывается трудиться, а желает только лениться. Целыми днями напролет Ленивец висел на дереве вниз головой, потому что подняться или перевернуться ему лень. Насекомые поселились в его шерсти, а он даже не шевелился, когда его покусывали. "Лень!" - думал он. Конечно же, Ленивец не умывался, не расчесывал шерстку и не чистил зубы. Из-за этого он выглядел лохматым, грязным. "Кому это нужно быть чистым и опрятным? Лень!" - продолжал размышлять Ленивец.
Обезьянки прыгали рядом, наслаждаясь сладкими бананами и вкусным кокосовым молочком. "Эй, Ленивец, поиграй с нами!" - кричали они ему. Но Ленивец молча наблюдал за своими подружками и медленно пожевывал листья с дерева, на котором он висел. "Даже есть лень!" - удивлялся сам себе Ленивец.
Жизнь протекала скучно и однообразно. Много интересного происходило рядом. Однако Ленивец продолжал неподвижно висеть на дереве. Вот и сейчас есть такой Ленивец в далеких лесах Америки, как яркий пример самого ленивого существа на свете.
- Ну что, сынок, ты хотел бы быть похожим на такого Ленивца? - закончила свой рассказ Медведица.
- Нет, не хочу! - твердо произнес Медвежонок. - Но можно я хоть отдохну немножко?
- Конечно, можно! Отдохни часок, а потом вновь за работу!
- Хорошо, мама! Я так и сделаю! - ответил Медвежонок.
-Ребята, скажите, а вы бы хотели быть похожими на этого ленивца?
-Мама медведица права?
-А как вы поступили бы на месте ленивца? Что ленивцу нужно было сделать?
-Все правильно, ребята, ленивцу нужно было приложить усилия и перестать лениться, отдохнуть часок как медвежоконок и дальше продолжать трудиться!
- Оказывается, с нами вместе должны были отправиться еще несколько сказочных персонажей, но по разным причинам не смогли, но прислали телеграммы. Так вот, нам предлагают, прочитав телеграмму узнать, кто еще должен быть в нашей команде.
(слайд)
1 телеграмма
«Приехать не смог, я ленюсь и вообще, моя печь в ракету не поместится…
(Емеля из сказки «По щучьему веленью»)»
(слайд)
2 телеграмма
«Рад бы приехать, но не могу. Все мечтаю о сладкой, сказочной жизни, в которой можно ничего не делать, а только уплетать за обе щеки мороженое, пирожное., а пока пытаюсь обхитрить этих двух здоровяков из ларца, которые не дают мне его даже попробовать.
(Вовка из Тридевятого царства)»
- Ребята, а что общего у этих сказочных персонажей? Какое человеческое качество их объединяет?
(ответы детей)
- Правильно, лень.
- Ребята, как вы думаете, а в вас живет это странное существо под названием лень? (ответы детей, а если бы она была, как бы она выглядела?
- Вот сейчас я попрошу вас фломастерами нарисовать «лень», которая живет именно в вас.
(слайд)
(дети выполняют задание)
Сейчас мы будем с ней сражаться с помощью наших карандашей. Я вам предлагаю поместить лень за кирпичную стену или за решетку, чтобы она оттуда не могла выбраться. Зарисуйте свою лень кирпичами или решеткой.
-Какие вы молодцы. Справились с ленью.
Работы детей вывешиваются на магнитную доску.
ФИЗ. МИН.
"Прочь усталость, лень и скука".
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать.
(руки к плечам, вращение вперед и назад)
А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети, скажем: нет на все на свете. (вращение головой)
А теперь мы приседаем и колени разминаем.
Ноги до конца сгибать, раз, два, три, четыре, пять. (приседания)
Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем (ходьба на месте).
Пед:
- А сейчас я вам предлагаю посмотреть, в каком образе еще может приходить лень и что случается с теми к кому она приходит. Задумайтесь, хотите ли вы, чтобы ЛЕНЬ пришла к вам в гости и у вас поселилась? Итак, смотрим - «Сказка про лень».
(просмотр отрывка сказки)
- Ребята, вы посмотрели отрывок сказки, что вы поняли (Лень убивает чувства, эмоции. Герои сказки все были с плохим настроением и сил не на что не было).
Хотите ли вы, чтобы рядом с вами жила вот такая «подруга» ЛЕНЬ? Что приходилось применить героям сказки, чтобы справиться с ЛЕНЬЮ?
- Правильно, усилие воли.
- Посмотрев отрывок сказки, мы увидели, что ЛЕНЬ не приходит одна, вместе с ней поселяются ее верные подруги СКУКА и БЕЗДЕЛИЦА.
-Сейчас я хочу, что бы вы обратили внимание на магнитную доску. Что вы видите? (Солнышко) -Что на нем написано (Хорошее настроение и самочувствие).
-Но солнышко могут закрыть тучки. У вас на столе лежат тучки, прочитайте, что на них написано? (Лень,безделье,скука). Я вас попрошу по очереди наклеить тучки на солнышко.
-Солнышко спряталось за тучками, так и с нашими чувствами и эмоциями. Когда появляется Лень, скука, безделица и мы поддаемся их чарам, то человек плохо себя чувствует, появляется плохое настроение, даже болезни, как и в сказке которую мы посмотрели.
-Скажите,что может победить лень? Правильно ТРУД! Он разгонит все тучи и самочувствие у человека налаживается, когда он трудится. (Приклеиваю большое солнце на тучи).
-Молодцы, ребята, мы с вами справились с ленью и безделицей! Теперь никто не будет ленить, а будет хорошо учиться и помогать взрослым.
-Только труд поможет нам справиться с ленью. Усилие воли, постоянная работа над собой помогает человеку в борьбе с ленью.
- Наше путешествие подходит к концу, уже близка та планета Сокровищ, к которой мы летели. Но наше путешествие не прошло даром.
- Задания мы все выполнили, значит, наших друзей отпустят домой,
(слайд)
-А нам остался последний перелет за сокровищами.
(слайд)
- Посмотрите, вот она какая планета Сокровищ! Что же за сокровища она скрывает? Давайте посмотрим.
Рецепт от лени
1. Каждый день с самого утра пить натощак напиток из улыбок, хорошего
настроения и нескольких капель эликсира трудолюбия.
2. В течение дня, через час после еды, несколько раз потянуться и громким
голосом произнести вслух все, что нужно сделать за день.
3. Перед сном необходимо вспомнить все, что сделано за день, и составить
план на следующий день.
4. Затем нужно выпить стакан теплого напитка удовольствия с несколькими
мятными конфетами для хорошего сна.
Пед:
- Этот рецепт мы подарим нашим друзьям, чтобы они вылечили свою страну от Лени, чтобы ни какая Скука и Безделица им больше не угрожала.
(слайд)
- А мы отправляемся домой. На обратном пути можно расслабиться. Усаживайтесь поудобнее, закройте глаза, подумайте о себе, как вы собираете силы, вы становитесь все крепче, представьте, что вы полны сил, вы становитесь крепче, умнее, здоровее и сможете всегда преодолеть лень, вы уже готовы для борьбы с ЛЕНЬЮ в себе. Вот мы и дома.
- Чему мы сегодня с вами учились? Какое у вас сейчас настроение? Вам понравилось занятие?
(ответы детей)
Закончить наше путешествие я хочу стихотворением:
Ничто, никогда не выходит само.
Само не приходит и на дом письмо;
Само не умеет свариться варенье;
Само не напишется стихотворенье.
Мы делать все это обязаны сами -
Своей головой и своими руками.
- А каждому из вас я дарю памятку с рецептом от лени.
- До новых встреч!