Открытое занятие «Сграффито»

Зинаида Зацепина
Открытое занятие «Сграффито»

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

Центр развития творчества «Сокол» г. Липецка

План - конспект занятия с презентацией

в студии «Глиняная фантазия»

Тема: «Мир вокруг нас. И он прекрасен. Сграффито».

Занятие рассчитано на детей 9 - 11 лет.

(первый год обучения)

Педагог дополнительного

образования

Зацепина З. Д.

г. Липецк, 2018г.

Тема занятия: «Мир вокруг нас. И он прекрасен.

Сграффито»

Цели: развитие творческих способностей посредством работы с керамикой

Задачи:

- закрепить умения работать с керамическим пластом (изготовление тарелочки, плакетки);

- познакомить с видами монументальной живописи;

- учить декорировать керамику в технике сграффито;

- учить работать с трафаретами, шаблонами;

- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;

- развивать потребность в творчестве, воображение и фантазию; - воспитывать бережное отношение к животным (природе)

Оборудование, инструменты и материалы для занятия:

Для педагога: компьютер, мультимедийный проектор, экран, образцы изделий, украшенных в технике сграффито

Для детей: глина двух цветов, рейки, скалки, иглы, ткани, баночка для воды, кисточки, шаблоны, трафареты, тычки, упоры для руки, заточенные палочки.

Новые понятия: сграффито, силуэт.

План занятия

1. Огр. момент - 1-2 мин

2. Беседа о сграффито

а) сообщение темы занятия - 1 мин

б) Сообщение о новой технике – сграффито – 7-8 мин

3. Объяснение последовательности практической работы 8 - 9 мин

4. Практическая работа 60-65 мин

5. Подведение итогов рефлексия 3-4 мин

Ход занятия

1. Орг. момент.

Проверка готовности к занятию.

2. Беседа о сграффито.

а) Сообщение темы занятия

- Мы вами сегодня познакомимся с техникой декорирования керамики сграффито, украсим тарелочку или пласт.

- Что же это за техника? Где она применяется? Где ее можно увидеть?

б) Сообщение о новой технике декорирования керамики

Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним о монументальной живописи.

Что к ней относится? (слайд 2)

К монументальной живописи относятся произведения, непосредственно связанные с архитектурными сооружениями, помещенные на стены, потолки, своды, реже – на полы, а также все виды росписей по штукатурке – это фреска, энкаустика, темперная, масляная живопись, мозаика, написанные на холсте живописные панно, специально приспособленные для определенного места в архитектуре, а также витражи, сграффито, майолика и другие формы плоскостно-живописного декора в архитектуре.

- Что же это за техника сграффито? (слайд 3)

(Итал. sgraffito или graffito, букв. - выцарапанный) - разновидность монументально-декоративной живописи. Выполняется в два-три цвета специальными металлическими инструментами. Техника сграффито заключается в процарапывании рисунка по тонкому верхнему окрашенному слою штукатурки до обнажения нижнего, контрастно слоя. Или же в соскабливании отдельных участков нанесенных друг на друга тонких разноцветных слоев штукатурки.

- Откуда пришла эта техника? (слайд 4)

Древнейшие известные наскальные изображения – процарапанные контуры животных встречаются в пещерах Дордони во Франции, на юге Пиреней в Испании, на скалах Алтая.

- Особый расцвет этой техники случился в 15-17 вв. (слайд 5)

• В XV-XVII вв. сграффито активно применялось в Италии для украшения фасадов. Именно оттуда эта техника пришла в Центральную Европу - Германию, Чехию, другие страны. На фото: греческая улочка на острове Хиос; Дом в австрийском Вайтра; Декоративное сграффито на доме в Зренянин, Сербия

- А как в России? Прижилась ли техника сграффито у нас? (слайд 6)

• В XX в. сграффито по-прежнему широко применялась в монументально-декоративном искусстве. Ими украшались торцы и фасады общественных зданий. Темы диктовались стилем советской эпохи — учёные, космонавтика, наука и просвещение, военная тематика. Эта техника не забыта и наши дни. На фото фасады школ. Минск

- Монументальную живопись сграффито мы можем видеть и сейчас на стенах зданий снаружи и внутри. Сграффито бывает двуцветным и многоцветным (слайд 7)

• Двухцветного сграффито — нанесение на стену одного слоя штукатурки, отличающегося по цвету от основы. Если в некоторых местах процарапать слой, обнажится нижний, другого цвета и получится двухцветный рисунок. Для получения многоцветного сграффито на стену наносят несколько отличающихся по цвету слоёв штукатурки (штукатурку окрашивают разными пигментами); затем штукатурку соскребают на разную глубину, чтобы обнажить слой с нужным цветом.

Такие росписи очень трудоемки.

- Мы все про стены и про стены… А к керамике это какое имеет отношение? Оказывается, этой техникой пользовались керамисты в глубокой древности (слайд 8)

• В древние времена сграффито использовали в керамике при изготовлении архаических ваз Этрурии и Греции. Выцарапанные рисунки можно встретить на керамических изделиях древних народов Латинской Америки — инков и майя.

Работы современных керамистов (слайд 9)

- Посмотрите на экран и на нашу выставку. Что изображено на декоре? Деревья, облака, цветы, бабочки, рыбы, растения, птицы, животные. это все что нас окружает. Наш мир. И он прекрасен. Так называется наше занятие. Сегодняшнее занятие посвятим животным: домашним и диким, нашим Мурзикам и Шарикам… тем, которым живется хорошо или совсем не очень. Не зря же вы выбрали какое-то животное. Значит, вам есть что рассказать о нем. Может это бездомная дворняга, которую нужно устроить в приют или хорошие руки, или маленький котенок, которому нужно найти хозяина, может это птицы, которых необходимо подкармливать… а может это просто грациозное животное, которым вы восхищаетесь (Дети рассказывают о своем выборе).

- Итак, как же выполняется техника сграффито на керамике? (слайд 10).

1. Подготовка поверхности для сграффито

2. Нанесение рисунка

3. Выцарапывание

- А теперь рассмотрим подробнее этапы нашей работы (слайд11)

3. Объяснение последовательности практической работы

- Ребята мы с вами работали с пластами, можем сделать тарелочку.

- Кто может напомнить всем этапы работы?

- Какие инструменты необходимы?

- Правила техники безопасности.

Последовательность выполнения работы

• 1. Раскатать пласт.

• 2. Керамический пласт (вместе с тканью) переложить на тарелочку (слайд 12)

• 3. Ладонью осторожно нажать на середину пласта для того, чтобы он принял вогнутую форму (слайд 13)

• 4. Обрезать иглой лишний пласт (слайд 14)

• 5. Загладить края водой.

Тарелочка готова (слайд 15)

Правила безопасной работы с острыми предметами

Работай аккуратно, чтобы не уколоться и не обрезаться

Держи инструмент подальше от глаз, лица, острым концом от себя или вниз. Не отвлекайся во время работы

- Теперь посмотрите, как мы будем декорировать тарелочку?

Декорирование в технике сграффито

• 1. Выбрать бумажный силуэтный шаблон животного, которого изображаешь, поместить на тарелочку (слайд 16)

- Что такое силуэт?

Силуэт — одноцветное контурное изображение чего-либо на фоне другого цвета, смутные очертания чего-либо в темноте, вдали, в тумане, видимые без деталей.

• 2. Аккуратно покрыть поверхность тарелочки глиной другого цвета (слайд 17)

• 3. Губкой (постукивая) убрать все неровности (слайд 18)

• 4. Иглой удалить бумажный шаблон животного.

При необходимости и желании подрисовать тонкой кистью детали (или процарапать) (слайд 19)

• 5. Дополнить изображение на тарелочке орнаментом. Можно процарапать элементы природы (дерево, облако, траву)

Вместо бумажного шаблона можно использовать трафарет (слайд 20)

4. Практическая работа учащихся.

5. Рефлексия. Подведение итогов.

Публикации по теме:

Открытое занятие «Масленица»Открытое занятие «Масленица» МБДОУ детский сад №21 «Изумруд» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Широкая Масленица».

Открытое занятие «К бабушке за сказкой»Открытое занятие «К бабушке за сказкой» Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «К бабушке за сказкой» для воспитанников,второй группы раннего.

Открытое занятие «Пираты»Открытое занятие «Пираты» «День пиратов» Цель: создать у детей радостное, веселое настроение, совершенствовать двигательные навыки, закрепить дружеские отношения.

Открытое занятие «Птицы»Открытое занятие «Птицы» Открытое занятие «Птицы» Цель. Уточнить представления детей о перелетных и зимующих птицах. Познакомиться с интересными фактами из жизни.

Открытое занятие «Путешествие в космос»Открытое занятие «Путешествие в космос» I Программное содержание 1. Расширить представление детей о Дне космонавтики. Дать знания о профессии косонавта. Развивать стремление выражать.

Открытое занятие «Школа мяча»Открытое занятие «Школа мяча» Открытое занятие - досуг “ Школа мяча” Цели: 1) Повторить знакомство со спортивной игрой в баскетбол. 2) Повысить интерес к игровым видам.

Открытое занятие «Свойства воды» ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 6 лет ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ: познавательное развитие в интеграции с художественно-эстетическим и речевым.

Автор публикации:
Открытое занятие «Сграффито»
Опубликовано: 31 марта 2019 в 12:41
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 сентября. День лука на МААМ

Полезные и вкусовые свойства этой овощной культуры известны во всем мире. Почти в каждой национальной кухне можно встретить блюда из лука. «Лук от семи недуг» – говорили наши предки, которые не только ели...

19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

Картотека дидактических игр на развитие словаря
Картотека дидактических игр на развитие словаря Игра «Потому что» Цель: расширение словаря, активизация, уточнение значения обобщающих слов (...
Сценарий праздника «День дошкольного работника» в детском саду
Цель: создание праздничного настроения у детей и взрослых; Задачи: расширять представления детей о профессиях дошкольных работников; развивать речь, память,...
Конспект занятия по аппликации «Выносливый дуб»
Программные задачи: Учить детей вырезать симметричный предмет из бумаги, сложенной вдвое. Продолжать знакомить с техникой изготовления фрески (...