Левинова Лариса Васильевна
«Лиса и журавль». Открытое занятие в подготовительной группе
Конспект занятия
Образовательная область «Развитие речи»
Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль»
Для детей подготовительной группы
Цель:развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты.
Задачи:
Обучающие.
Совершенствовать умение пересказывать сказку близко к тексту.
Публикация «„Лиса и журавль“, Открытое занятие в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- «Лиса и журавль», сказка
- Темочки
Учить детей понимать и запоминать средства выразительности, использовать их в собственном пересказе.
Формировать умение внимательно слушать других, продолжать пересказ с любого места сказки; обсуждать нравственные стороны поступков героев, давать аргументированные оценки.
Развивающие.
Развивать умение понимать смысл произведения, понимать «намек сказки».
Развивать диалогическую и монологическую речь детей,умение инсценировать сказку по ролям.
Развивать память, внимание, мыслительные операции.
Формировать умение понимать смысл пословиц.
Воспитывающие.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Воспитывать умение внимательно слушать других.
Воспитывать дружеское отношение друг к другу.
Методы и приё мы:
Чтение, беседа, пересказ по частям, объяснения, указания, показ наглядного материала, игра - драматизация, рассматривание.
Предварительная работа.
Чтение русских народных сказок, беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций к сказкам, заучивание пословиц.
Оборудование:
Мольберт, СД плеер, сундучок.
Демонстрационный материал.
Серия иллюстраций к русской народной сказке «Лиса и Журавль», аудиозапись для физкультминутки.
Раздаточный материал.
Атрибуты для инсценировки - маски журавля и лисы, картуз для журавля, фартук для лисы, тарелка и кувшин.
Ход занятия:
1 часть.
Звучит аудиозапись «Музыка к русским народным сказкам».
Дети стоят в полукруге.
Воспитатель.
Ребята к нам сегодня пришли, гости давайте поздороваемся, улыбнёмся и подарим всем хорошее настроение, а заодно и поздороваемся друг с другом.
«Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
Доброе утро, гости, друзья.
Дружба останется с нами всегда.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А куда, узнаете, разгадав загадку:
-Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ.
Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.
Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт?
Полный смеха, света, краски, а зовётся чудо - …сказки!
Воспитатель. Ребята, догадались, куда мы с вами отправимся?
Дети. В сказку.
Воспитатель. Правильно, в сказку.
А что бы попасть туда нужно повторять за мной.
Речевая гимнастика.
Во-во-во. Во-во-во -начинаем волшебство.
Ем-ем-ем. Ем-ем-ем -в сказку попадаем.
Жу-жу-жу. Жу-жу-жу - всем я сказку расскажу.
Тра-та-та. Тра-та-та – будет сказка весела!
Воспитатель. А собой я принесла сундучок бабушки Рассказушки. Бабушка Рассказушка повсюду ходит и сказки в волшебный сундучок собирает: какие в народе услышит, какие - сама сочинит. Ребята, а вы сказки любите?
Дети. Да. Сказки любим.
Воспитатель. Как люди передавали сказки друг другу?
Дети. Сказки сочинили люди и рассказывали друг другу, показывали в театрах, в мультфильмах. Печатали в книгах.
Воспитатель. Сказки передавали «из уст в уста», то есть на словах. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас.
Воспитатель. Чему нас учат сказки?
Дети. Нас учат сказки - доброте, заботе, любви, уважению, терпению, дружбе, трудолюбию и другим хорошим человеческим качествам.
Воспитатель. Кто может быть героем сказки?
Дети. Люди и звери. Растения.
Воспитатель. Ребята, внутри волшебного сундучка что-то есть. Давайте попробуем отгадать кто там.
Рыжая красавица
Идет по лесу – хвалится:
-Я красива и умна,
И пушиста, и хитра (Лиса)
Воспитатель достаёт картинку «лиса».
Воспитатель. Правильно, ребята! Это лиса, она прибежала к нам из сказок.
Давайте вместе вспомним в каких сказках мы с вами встречали лису?
Дети. «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Колобок», «Снегурушка и лиса».
Воспитатель. Да, действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала издругой сказки, а из какой вы узнаете, еслиразгадаете ребус – «Отгадай слова по первым буквам на картинках».
Воспитатель достаёт ребус, крепит на доске, 2 детей выкладывают буквы и читают.
Дети. Герои из сказки «Лиса и журавль».
Воспитатель достаёт картинку «журавль».
Воспитатель. В каких сказках мы с вами встречали журавля?
Дети. «Журавль и Цапля»
Воспитатель. Какой по характеру сказочный журавль?
Дети. Спокойный, дружелюбный.
Физкультминутка «Журавль»
Шел журавль на охоту, (ходьба на месте)
Искал лягушку на болоте.
Ноги длинные поднимал. (Ходьба с высоким подниманием колен)
Через кочки он шагал.
Посмотрел по сторонам. (повороты головы вправо-влево)
Нет её ни тут, ни там. (поднимание плеч вверх, опускание вниз)
Оглянулся, повернулся. (повороты туловища вправо-влево)
И назад домой вернулся (ходьба на месте)
Дети садятся на стульчики.
II часть.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на журавля, мне, кажется, он грустный.
Что же с ним случилось? В волшебный сундучок бабушка Рассказушка положила нам книгу со сказкой «Лиса и журавль». Вот мы сказку прочитаем и узнаем, что же случилось с лисой и журавлём.
Чтение воспитателем русской народной сказки «Лиса и журавль».
Лиса с журавлем подружились.
Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Пошел журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
— Покушай, голубчик куманек, — сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает!
А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.
Кашу съела и говорит:
— Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает :
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Воспитатель. Понравилась сказка?
Воспитатель. Назовите героев сказки?
Дети. Главные герои сказки лиса и журавль.
Воспитатель. У меня есть иллюстрации.
(Закрепить на доске).
Давайте последовательно расставим иллюстрации по ходу действия этой сказки.
Дети подходят к мольберту и определяют порядок иллюстраций к сказке, придумывают названия к каждой картинке.
1. Лиса приглашает Журавля.
2. В гостях у Лисы.
3. Журавль приглашает Лису.
4. В гостях у Журавля.
5. Дружба врозь.
Воспитатель. Как называли друг друга лиса и журавль?
Дети. Дорогой, голубчик, лисонька
Воспитатель. Каким голосом лиса звала журавля?
Дети. Сладким, хитрым.
Воспитатель. Кто кого первым решил пригласить в гости?
Дети. Первой пригласила в гости лиса журавля.
Воспитатель. Какое угощение приготовила лиса журавлю?
Дети. Лиса приготовила манную кашу.
Воспитатель. Почему лиса решила угостить журавля?
Дети. Захотела дружить.
Воспитатель. В какой посуде она подала угощение?
Дети. Лиса кашу положила в тарелку.
Воспитатель. Почему она размазала кашу по тарелке?
Дети. Чтобы слизать самой.
Воспитатель. Кому было удобнее есть из тарелки?
Дети. Лисе удобно есть с тарелки.
Воспитатель. Распробовал ли журавль угощение?
Дети. Журавль так ничего и не съел.
Воспитатель. Как журавль поблагодарил лису за угощенье?
Дети. С обидой в голосе – Спасибо, лисонька и на этом
Воспитатель. А как журавль приглашал лису в гости, каким голосом?
Дети. С усмешкой, с ухмылкой – Приходи же ты теперь ко мне
Воспитатель. Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким горлышком?
Дети. Решил лису проучить.
Воспитатель. Как принимала угощение журавля лиса?
Дети. Вертелась, кружилась вокруг кувшина, то лизнёт, то понюхает, но ничего не достанет.
Воспитатель. Осталась ли лиса довольна?
Дети. Нет
Воспитатель. В сказке встретились незнакомые слова. Давайте сначала их вспомним.
Потчевать, стряпала, не обессудь, окрошка, не солоно хлебавши.
- Кто знает их значение? (Дети объясняют их значение, воспитатель помогает)
Потчевать – угощать;
Не обессудь – не отнесись строго, не суди, не обижайся;
Стряпала – приготовила пищу;
Окрошка - блюдо национальной русской кухни, холодный суп, который приготовлен из смеси мелко нарезанного мяса или рыбы, и овощей. Заправлена окрошка квасом.
Несолоно хлебавши - остался ни с чем, ничего не добившись, остался голодным.
Воспитатель. Можно ли назвать лису и журавля настоящими друзьями?
Дети. Лису и журавля друзьями назвать нельзя, потому что они не пошли на уступки, не захотели узнать привычки друг друга и пойти на примирение.
Воспитатель. Как бы поступили настоящие друзья?
Дети. Каждый бы угощал из той посуды, из которой удобно кушать каждому.
Воспитатель. Ребята, я прочитаю сказку ещё раз, а вы запоминайте. Потом вам надо будет её пересказать.
Повторное чтение сказки «Лиса и журавль».
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам пересказать сказку, так- один начинает, второй продолжает, а третий заканчивает сказку. Но надо сохранить в пересказе выражения из текста.
Пересказ сказки «Лиса и журавль» детьми при помощи мнемосхемы (3 человека)
Динамическая пауза «Лиса»
У лисицы чёрныйнос, Дети показывают руками,
У нее пушистый хвост. Плавнымдвижением
Лиса павою похаживает, Демонстрируют походку лисы.
Шубу пышную поглаживает:
— Я — охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!
Как увижу — подкрадусь Ребенок-«лиса» тихо крадется, затем садится.
И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу. Вскакивает, «хватает» курицу, уносит ее
Деткам в норку отнесу.
Воспитатель. А теперь давайте попробуем превратиться в журавля и лису. И поиграем в героев этой сказки.
Я хочу пригласить выйти трёх ребят, которые покажут нам сказку (девочку идвух мальчиков).Как настоящие артисты будем стараться пересказывать точно по тексту и выразительно.
Дети надевают шапочки животных, и начинают показ.
Инсценировка сказки «Лиса и журавль» по ролям.
Воспитатель. Молодцы ребята хорошо показали сказку, сохранили выражения из текста.
III часть.
Воспитатель. Чему учит сказка «Лиса и Журавль»
Дети. Что бы не потерять друг друга, нужно думать не только о себе, но и о других.
Воспитатель. Послушайте пословицу: «Как аукнется, так и откликнется».
Подходит ли она к сказке «Лиса и Журавль»?Объясните пословицу.
Дети. Как лиса поступила с журавлём, так и журавль поступил с ней. Или как ты относишься к другим людям – так и с тобой поступят.
Воспитатель. В чем журавль оказался неправ?
Дети. Нужно было по-доброму обратить внимание лисы на совершённую оплошность. Если обиделся, поблагодарить хозяйку и не звать её в гости. А она бы задумалась, почему так случилось. Если пригласил, будь выше своей обиды, если хочешь дружить.
Воспитатель. Придумайте, как подружить лису с журавлём?
Дети. Если бы лиса угощала журавля из кувшина, а журавль угостил лису из тарелки, то все бы остались сытыми и довольными, и дружба лисы и журавля была крепкой и настоящей.
Воспитатель. Что бы вы сказали героям сказки?
Дети. Надо дружно жить, уважать друг друга.
Воспитатель. Правильно, ребята, недаром говорят: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступили с тобой», все должны жить дружно.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю поиграть в речевую игру «Подскажи словечко!»
Лексико-грамматическая работа
- Лиса была хитрая, а журавль еще (хитрее)
- Кувшин был высокий, а журавль еще (выше)
- Нос у журавля был длинный, а дорога еще (длиннее)
- Утро было жаркое, а день ещё (жарче)
Итог занятия.
Воспитатель. Ребята, вы очень хорошо потрудились сегодня.
Наше занятие завершаем, со сказкой мы прощаемся, спасибо скажем бабушке Рассказушке «спасибо» и волшебному сундучку.