Папки-передвижки

Конспект открытого занятия «Знакомство с Подземным царством» в подготовительной группе

Анна Толочко
Конспект открытого занятия «Знакомство с Подземным царством» в подготовительной группе

Цель: формировать основы экологической культуры.

Программные задачи:

• Дать первоначальные представления о почве, как о компоненте природы и круговороте веществ, о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений, животных;

• Познакомить с представителями почвенной фауны на примере дождевого червя;

• Продолжить знакомить детей с правилами поведения на природе.

Публикация «Конспект открытого занятия „Знакомство с Подземным царством“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Оборудование и материалы: мешочек с землей, коробочка с ключом от Подземного царства, два условных знака, конверт с письмом от хозяина тропинки-Боровичка, листы белой бумаги, лупы (для каждого ребенка, дождевой червь в банке, грибы (муляжи, грецкие орехи в фольге.

Подготовительная работа: выбрать на тропе два дерева, под которыми на небольшой глубине нужно зарыть: в одной яме-конверт с письмом от Боровичка, в другой-коробочку с ключом от Подземного царства (необходимо обозначить эти места любыми знаками). Приготовить мешочек с землей-подарок Боровичка. На тропинке вырыть углубление (50-60 см) так, чтобы были видно слои почвы, вырытую землю нужно сложить рядом. Найти живого дождевого червя и создать или заказать муляжи грибов, на деревьях развесить грецкие орехи, завернутые в фольгу-это сюрприз для детей.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям подарок от Боровичка-мешочек с землей.

Воспитатель: Старичок Боровичок прислал нам очень ценный подарок - мешочек волшебной земли со своей тропинки. Он просил сказать вам, что эта волшебная земля, называется почвой и что она очень нужна растениям. Я каждому из вас дам немного этой земли, и мы положим ее в горшки, в которых растут комнатные цветы, чтобы они лучше росли. (Дети высыпают почву в горшки с комнатными растениями).

Боровичок приглашает всех нас к себе в гости на экологическую тропу, где нас ждут сюрпризы.

(На экологической тропе воспитатель предлагает детям найти условный знак, под которым Боровичок зарыл в землю свое письмо. Дети находят знак, и воспитатель читает письмо от хозяина тропинки).

Письмо Боровичка

Дорогие дети, надеюсь, что вам понравился мой мешочек с волшебной землей, и вы подарили ее комнатным растениям. Почему земля волшебная? Потому что это не просто земля-это почва! Она кормит и поит растения, а они отдают ей свои опавшие листья, ветки. В почве много жильцов: дождевые черви, кроты, жучки, паучки. Это целое Подземное царство, которое вы не видите! Хотите с ним познакомиться? Тогда громко-громко позовите меня: "Наш любимый старичок, старичок Боровичок!" - и я приду к вам.

До встречи. Хозяин тропинки Боровичок

(Дети зовут Боровичка, и он появляется).

Боровичок: Как я рад гостям! Сегодня я расскажу вам о Подземном царстве. А для этого приглашу в гости его хозяина - Подземного царя, без которого нам не справиться. Только он не любит, чтобы его зря беспокоили, тогда он сердится и топает ногами так, что на мое тропинке земля дрожит, и деревья качаются.

Воспитатель: Мы приготовили много интересных вопросов к подземному царю, так что он, надеемся, не будет на нас сердится.

Боровичок: Подземный царь очень любит рассказывать о своих владениях, потому что считает их лучшими в мире. Для того, чтобы попасть в подземное царство и познакомиться с его царем, нужно открыть дверцу, а чтобы открыть дверцу, нужно найти на моей тропинке ключ, для этого необходимо увидеть на тропинке еще один знак. Ищите его!

(Дети находят знак и колюч. (Дверца вырезана из картона).

Боровичок предлагает детям открыть дверцу ключом, чтобы все поучаствовали в этой игре, скажите, что дверь откроется только тогда, когда каждый ребенок "повернет" ключ в земле. Как это произойдет, появится Подземный царь. (Так как он живет под землей, то при появлении должен закрыть глаза рукой от яркого света - тем самым обращаем внимание детей на то, что под землей темно).[/i]

Подземный царь: Ох, как у вас тут светло! Никак не могу привыкнуть к солнцу, потому что у меня под землей так хорошо-темно, прохладно. Люблю я свое царство (надевает солнцезащитные очки). Вот теперь лучше видно! Ну, рассказывайте, дети, для чего меня побеспокоили? Для чего вызвали, от дел оторвали?

Дети: Мы хотели узнать как можно больше о Подземном царстве. Кто живет в Ваших владениях? Чем дышат почвенные животные? Почему они так любят свое царство?

Подземный царь: Не зря я к вам пришел, теперь вы будете о моем царстве больше знать. А то многие ходят по крыше моего подземного дома (почве) и даже не задумываются о том, что ее нужно беречь. Да еще и возмущаются: то пыльно, то грязно! А я землю - матушку люблю.

Боровичок: Дорогой царь, давай познакомим детей с землей-почвой на моей тропе. Я обещал им это сделать.

Подземный царь: Давай, но сначала пусть они скажут, что мы найдем в земле, если выкопаем яму?

(Дети высказывают свои предположения).

Запомните то, что вы сказали и чуть позже сравните с тем, что действительно обнаружили.

(Все вместе, и взрослые и дети, идут к яме. Дети становятся так, чтобы всем было видно почву).

Боровичок: А яма для чего? Я туда могу упасть во время обхода своих владений? Не должно быть ям на моей тропинке!

Подземный царь: Погоди, Боровичок, не волнуйся. Это не простая яма, это один из входов в мое царство. Я ведь обещал рассказать о том, что у меня под землей. Твоя тропа- сверху, а моя-под землей.

Воспитатель: Мы с детьми обязательно закопаем потом эту яму, так что вход в Подземное царство опять станет незаметным.

(Подземный царь дает каждому ребенку комочек земли, а воспитатель раздает листы белой бумаги).

Подземный царь: Дети, потрогайте почву, раскрошите ее, найдите в ней корешки растений, камешки, насекомых.

Боровичок: Возьмите лупы-волшебные стекла и поподробнее рассмотрите содержимое ваших комочков. Расскажите нам, что же вы там увидели?

(Желательно, чтобы каждый рассказал о том, что он видит. Подземный царь может обобщить результаты "исследований", перечислив все, что дети обнаружили в почве).

Воспитатель: Дети, а помните, что вы предполагали увидеть под землей? Сравните теперь эти предположения с тем, что вы действительно обнаружили в почве. Какая находка вам понравилась больше всего?

(Ответы детей).

Подземный царь: Как вы думаете, почему я такой грязный?

(Ответы детей).

Правда, под землей этого не заметно, даже мыться не надо. Посмотрите на свои руки-сейчас они такого же цвета, как и я.

Боровичок: Возьмите комочек земли и нарисуйте им что-нибудь на листе бумаги. Рисунки какого цвета у вас получились?

Дети: Коричневого!

Подземный царь: Да, в моем царстве красок не много - черные, коричневые, но все они по-своему красивы! Посмотрите сюда (показывает на стенки ямы), какие цвета вы тут видите? Моя почва похожа на слоеный пирог. Самая верхняя полоса - самая темная, в ней больше всего "еды" для растений, много жучков, личинок. Чем глубже мы будем опускаться в мое царство, тем меньше будет "еды" для растений, меньше корешков и почвенных жителей.

Боровичок: А теперь давайте подойдем вон к тому дереву и посмотрим, есть ли под ним земля-почва? Дети, потрогайте землю под деревом и определите какая она: теплая или холодная, мягкая или твердая, сухая или влажная, гладкая или шершавая? Есть ли в ней корни? (Боровичок еще раз объясняет детям, что почва кормит и поит растения на его тропе).

Поэтому, ребята, мы очень дружны с Подземным царем, друг без друга и дня не можем прожить, точно так же, как и растения ни дня не могут прожить без почвы. Чем больше в земле "еды" для растений, тем быстрее они растут. А как вы думаете, ребята, откуда в берется "еда" в почве?

(Ответы детей).

Подземный царь: Природа- великая волшебница. В ней так все устроено, что ничего зря не пропадает. Кто из вас, дети, видел, как осенью опадают листья? А куда они потом исчезают? Ведь каждый год на землю падает очень много листьев, а их и следа нет.

(дети делают предположения).

Дело в том, что все опавшие листья, сухие ветки и даже пни, как по волшебству, превращаются в почву. Она становится богатой, в ней появляется "еда" для растений. Так и происходит, земля-почва кормит растения, а потом-они ее.

Боровичок: Поземный царь, давай познакомим детей с теми, кто помогает таким волшебным превращениям, благодаря кому моя тропа не завалена кучами сухих листьев, веток.

(Подземный царь ведет всех к месту, где в банке с увлажненной почвой лежит дождевой червь).

Подземный царь: Ребята, кто это?

Дети: Дождевой червь.

Подземный царь: (обращается к дождевому червю) Любезный дождевой червь, большое спасибо за то, что вы согласились познакомиться с моими гостями. Я знаю, что у вас под землей очень много дел. (Наклоняется к банке, делая вид, что выслушивает ответы червя). Дети, дождевой червь говорит, что рад с вами познакомиться. Он надеется, что среди вас нет таких, которые давят его родственников, когда те выбираются на поверхность земли во время дождя. И еще дождевой червь просит узнать, знаете ли вы, что он делает в земле.

(Предположения детей).

Дождевой червь, просил передать, что приносит извинения за то, что у него много работы и мало времени. Он должен как можно скорее вернуться в Подземное царство. Ему необходимо успеть превратить в почву много сухих листиков. Давайте попрощаемся с ним и отпустим домой. А еще пожелаем успехов в его нелегкой работе.

(Подземный царь предлагает каждому ребенку попрощаться с червем, затем отпускает его - кладет на землю, под дерево. После этого он ведет детей к следующей точке на тропе).

Подземный царь: Кто из вас собирал грибы? Какие? А теперь признавайтесь, кто топтал или просто так срывал грибы? Так, к сожалению, делают многие, наверное потому, что ничего не знают о моём царстве. Ведь грибы тоже нужны для волшебных превращений: они помогают пням и сухим деревьям превращаться в почву. Давайте посмотрим на грибы, которые растут на дереве. Это дерево очень старое, поэтому на нем и появились эти грибы. Когда дерево состарится и умрет, грибы помогут ему превратится в почву.

Мы с вами смотрим на гриб, но видим лишь его часть. Все остальное-под землей. У меня в Подземном царстве тоже есть грибные места, и я себя иногда балую грибным супом. Но вообще я свои грибы берегу-все до одного: и съедобные, и несъедобные, и даже ядовитые. В моем царстве они все нужны.

Боровичок: Если вы на моей тропе или в лесу грибы найдете, не срывайте их просто так, не топчите. Договорились? Подземный царь вам за это спасибо скажет. Ну а сейчас, наверное, пора отпускать его домой.

Подземный царь: Устал я, глаза от света болят, да и в Подземном царстве у меня дел много. Пойду-ка я к себе за порядком следить, грибы выращивать, дождевых червей охранять. Если нужен буду вам-зовите.

(Прощается и уходит).

Боровичок: Ну что ж, ребята, понравилось вам наше путешествие? Что интересного вы узнали о Подземном царстве?

(Ответы детей).

Теперь вы понимаете, что почва весьма важный компонент природы, что это не просто земля, по которой вы ходите, это сложный мир со своими обитателями, требующими бережного отношения.

Я был рад познакомиться с вами, но мне пора уходить, на прощание я оставил для вас, ребята, сюрприз! Царский подарочек! Ищите его на деревьях, а я исчезаю. До свидания, дети! (Уходит).

(Дети находят на деревьях грецкие орехи в фольге).

Публикации по теме:

Стихи «Сказ и цифрах. Знакомство с царством цифр» Сказ о цифрах автор Вернигора Е. В. В математическом царстве, В арифметическом государстве Жила была единица Она любила веселиться. Девять.

Конспект открытого занятия для подготовительной группы «Знакомство с дымковской барыней» Конспект открытого занятия для подготовительной группы: «Знакомство с дымковской барыней» Цель: Формирование у детей знания о дымковской.

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Знакомство с порядковым значением числа 6 и 7» Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Знакомство с порядковым значением числа 6 и 7» Анна МОРОЗ Конспект открытого занятия.

Конспект открытого занятия по ФЭМП «Знакомство с цифрой и числом 6» Открытое занятие по ФЭМП Знакомство с цифрой и числом 6 Задачи: - познакомить с образованием числа 6 и цифрой 6 -закреплять навыки счета.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Знакомство со свойствами бумаги»  (вторая младшая группа)Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Знакомство со свойствами бумаги»  (вторая младшая группа) Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Помощь роботу с планеты Шелезяка или Знакомство со свойствами бумаги» вторая младшая.

Конспект открытого занятия по теме «Знакомство с работниками супермаркета бытовой техники»Конспект открытого занятия по теме «Знакомство с работниками супермаркета бытовой техники» Цель: актуализировать знания детей по теме: «Бытовая техника», развивать слуховое внимание и память. Задачи: Обучающие: - Формировать.

Конспект открытого занятия «Знакомство с числом 10» в старшей группе Конспект открытого занятия «Знакомство с числом 10» старшая группа Цель: познакомить с числом 10 и с записью числа 10. Программное содержание:.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Знакомство со свойствами снега» Место проведения: МБДОУ д/с «Золотой петушок». Дата проведения: 22.01.2015. Цель: формирование у детей первоначальных представлений о свойствах.

Конспект открытого занятия «Знакомство с падежами» в 4 классе коррекционной школы Образовательные: - формировать умение правильно образовывать формы В. п. и Т. п. имен существительных; - упражнять в умении самостоятельно.

План-конспект открытого занятия в подготовительной группе «Знакомство с диатоническими колокольчиками» Разработка открытого занятия в подготовительной группе «Знакомство с диатоническими колокольчиками» (дети под музыку входят в зал и рассаживаются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Знакомство с Подземным царством» в подготовительной группе
Опубликовано: 27 июня 2019 в 18:25
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД