Елена Чикина
Открытое занятие в подготовительной к школе группе по ФЭМП «Игра-путешествие в страну Математики. Счет в пределах 20»
Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить умение выкладывать числовой ряд.
- Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 20.
- Упражнять в порядковом счёте.
- Закрепить умение отгадывать математические загадки, записывать при помощи карточек с числами и знаков решение и ответ загадок.
Публикация «Открытое занятие в подготовительной к школе группе по ФЭМП „Игра-путешествие в страну Математики, Счет в пределах 20“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты по ФЭМП, сенсорике
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Закреплять знания о днях недели, временах года.
- Закрепить представление о геометрических фигурах, навык группировки фигур по определенным признакам.
- Закрепить пространственные представления: слева, справа, сзади, перед, на.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения.
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно или в парах, действовать по инструкции педагога.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа:
Занятия по ФЭМП, изготовление атрибутов, пособий для дидактических игр, дидактические игры с математическим содержанием, разучивание гимнастики для глаз.
Методические приёмы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Материал:
Демонстрационный: Магнитная доска, карточки с числами и знаками, проектор, мишка Паддингтон.
Раздаточный: Кубики, фигурки животных, карточки с числами от 1 до 20, цветные карточки с заданиями, дидактическая игра «Найди пару» (на состав чисел).
Организационный момент:
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.
- Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
- В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.
А теперь пойдем налево 1, 2. 3.
В центре круга соберемся 1, 2. 3
И на место все вернемся 1, 2. 3.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём.
(Дети совместно с воспитателем выполняют упражнения в соответствии с текстом 1 раз).
- В: Занимайте свои места за столами. (дети занимают свои места)
- У нас сейчас занятие по математике.
- Без математики, дети, не может прожить ни один человек. Она нужна нам всегда и везде: математика учит нас считать, сравнивать, складывать, вычитать и т. д. И сегодня, на нашем занятии, мы будем выполнять все эти действия.
- Но прежде чем мы начнем заниматься математикой, давайте вспомним правила поведения во время занятия:
- Во время занятия ты, сиди спокойно и веди себя. (достойно)
- Стул и стол - это не кровать и на них нельзя (лежать) - Ответить хочешь – не шуми, а только руку …. (подними)
- Я вас попрошу на протяжении всего занятия не забывать про эти правила.

- А прежде чем поднимите руку, хорошо подумайте над ответом, не спешите. Помните, что говорят про тех людей, которые всегда спешат? («Поспешишь - людей насмешишь»)
Ход занятия:
- Ребята, вы помните такого сказочного персонажа? Как его зовут
- Ответы детей…
- В: Паддингтон? Кто это?
- Ответ детей…
- Мы с вами читали много разных историй об этом медвежонке. Сегодня этот непоседа заблудился и, оказался в стране Математики, теперь, чтобы попасть домой ему надо пройти через несколько городов, двери которых закрыты на замок. Чтобы их открыть надо справиться со всеми заданиями.
- Вы готовы помочь медвежонку вернуться домой?
- Дети высказывают свои мнения…
- Отлично, что вы такие смелые ребята и не боитесь трудностей.
Я уверена, что у вас обязательно всё получится, и вы сможете помочь медвежонку выполнить все задания.
- Ребята, а мы начинаем наше путешествие. И пока мы идем в ближайший город математической страны, предлагаю вам небольшую разминку под названием: «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!».
Кто знает правильный ответ поднимает руку.
1. Какой сегодня день недели?
2. Какой вчера был день недели?
3. Какой завтра день недели?
4. Сколько всего дней в неделе?
5. Какой день идёт после вторника?
6. Как называется пятый день недели?
7. Как называются выходные дни?
8. Сколько времён года?
9. Какое время года наступает после зимы?
10. Какое время года наступает после лета?
12. Сколько частей в сутках?

- Молодцы, справились с разминкой! И мы добрались с вами до первого города, который называется «Числоград», в этом городе живут числа, они так долго готовились к встрече с гостями, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.
Дидактическая игра «Найди место в ряду».
Цель: закреплять умение детей составлять числовой ряд, упражнять в прямом и обратном счёте.
- Раздаются детям карточки от 1 до 20. Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на своих местах. Нужно выложить числовой ряд от 1 до 20. Затем выполняется проверка.

Игра "По порядку становись".
Порядковый счёт от 1 до 20 и от 20 до 1. (хором считаем).
- Посчитайте от 9 до 15, от 4 до 11
- Посчитайте от 12 до 5, от 7 до 13.
Дидактическая игра «Соседи числа».
Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному числу.
- У каждого числа есть соседи, предыдущее и последующее число.
- Маша назови соседей числа 5.
- Миша назови соседей числа 8.
- Настя назови соседей числа 9.
- Вот мы и добрались до города «Весёлые задачи»!
- Здесь в мире и согласии живут все животные.
- Они приготовили для вас математические задачки, если вы правильно решите их, то Паддингтон сможет пройти дальше в следующий город. Попробуем решить эти задачки?
- Ответы детей…
Дидактическая игра «Весёлые задачи».
Цель: Закрепить умение отгадывать математические загадки, записывать при помощи карточек с числами и знаками решение и ответ задачи. (Дети выполняют на своих рабочих местах, а один ребёнок на мольберте, потом выполняется проверка)
1. Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?
- Как получилось число 6? ИМЯ, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ задачки. (2+4=6)
2. Семь малюсеньких котят
Что дают им, всё едят,
А один - добавки просит
Сколько всех котяток? (8)
- Как получилось число 8? ИМЯ, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки (7+1=8)
3.Ёж по лесу шёл,
На обед грибы нашёл.
Два – под берёзой, три – под осиной
Сколько их будет в плетёной корзине? (5)
- Как получилось число 5? ИМЯ, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки (2+3=5)

- Молодцы, вы решили все задачки, и медвежонок можем пройти в следующий город, который называется «Геометрические фигуры». Вход в город закрыт на замок.
Чтобы замок открылся, мы должны провести гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз:
Мы так долго занимались.
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Мы закроем не спеша
Все ладошками глаза (дети трут ладони, разогревают их)
Посидим в темноте
Краска чёрная везде.
А теперь их открываем
И немного поморгаем: раз, два, три, четыре, пять.
Головою не верти,
Влево, Вправо погляди.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!

- Замок открылся, и нас встречают жители этого города, геометрические фигуры, посмотрите какие они все разные!
Вам предлагается задание "Дорисуй недостающую фигуру" (Работа на листочках)
-В: Вы молодцы! Справились! А теперь давайте немного поиграем!
Игра «Найди место» (на ориентировку в пространстве).
Цель: Выявить знания детей на ориентировку в пространстве.
На каждого ребенка раздаётся кубик и игрушка. Дети должны выполнять действия, которые им задаёт воспитатель.

- Молодцы, и с этим заданием справились! И посмотрите, перед нами последний город на нашем пути, и называется он «Состав чисел»
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: Закрепить знания детей о составе чисел.
-В: Посмотрите, у вас на столах есть карточка, на которой нарисованы варежки, а на них примеры. Чтобы правильно найти пару, нужно посчитать примеры. Там где ответы совпадают, и будет пара.
Итог занятия.
- А теперь давайте вспомним, в какие города Паддингтон попадал, прежде чем добрался домой?
- Ответы детей…
- Что вам понравилось?
- Ответы детей…
Какие задания для вас были лёгкими, а какие трудными?
- Ответы детей…
- Вы большущие молодцы! Помогли медвежонку добраться до дома, справились со всеми заданиями, которые ему встречались на пути. Он очень рад, что обратился за помощью именно к вам!