Айзанат Магомедовна Алилова
Открытое занятие в старшей группе «Кто как видит» (с экспериментальной деятельностью)
▼ Скачать + Заказать документы
программные задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с тем, как видят разные животные;
-проследить зависимость особенностей зрения животных от среды обитания
и образа жизни
Развивающие:
-путём экспериментирования установить, как видят человек и некоторые
животные-птицы, змеи, рыбы;
-учить устанавливать причинно-следственные связи в природе;
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к своему зрению, соблюдать меры предосторожности и правила ухода за ними.
Материал и оборудование:
-очки с маленьким отверстиями для глаз;
Публикация «Открытое занятие в старшей группе „Кто как видит“ (с экспериментальной деятельностью)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
-очки с большими отверстиями для глаз;
-очки из прозрачного целлофана;
-прозрачные баночки с водой;
-молоко;
-пластмассовые крышки и палочки для размешивания;
-мелкие игрушки;
-проектор
Работа с родителями:
-привлечь родителей к теме «Зрение человека и животных», подготовка
сообщений по теме, заучивание стихотворений.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня вы узнаете много интересного, удивительного. Надеюсь, что и вы будете активными, любознательными, чтобы наши гости не почувствовали время, проведённое с нами напрасно потраченным. Но для начала нужно пройти интеллектуальную разминку.
Разминка:
1. Какое сейчас время года?
2. Назовите весенние месяцы.
3. Назовите приметы весны
4. Сколько дней в недели? Назовите 8 –й день.
5. Люди, каких профессий работают в нашем детском саду?
6. Как называется наша республика?
7. Назовите города Кабардино- Балкарии.
8. Какие произведения для детей написал Лев Толстой?
9. Какие произведения Л. Толстого вам известны7
10. Кто автор сказок «Доктор Айболит», «Муха Цокотуха», «Мойдодыр»?
11. Назовите времена года.
(дети садятся на ковёр перед экраном)
2. Основная часть
Воспитатель: отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы будем говорить
На ночь два оконца сами закрываются
А с восходом солнца снова закрываются.
Дети: глаза
Воспитатель: правильно, мы будем говорить о глазах.
Слайд № 1- глаза человека
Воспитатель: мы прошли тему «Зрение человека», поэтому я предлагаю краткий блиц-опрос
1. Что такое зрение?
2. Где расположены глаза человека, рядом или по бокам?
3. Что мы видим при помощи глаз?
4. Из чего состоит глаз человека?
5. Что такое зрачок?
6. От чего зависит цвет глаз человека?
7. Как мы различаем цвета предметов?
8. Как называют людей, которые видят мир в чёрно-белом иображении7
9. К какому врачу нужно обратиться, если возникает проблема со зрением?
10. Глаз очень хрупкий и легкоранимый. Природа его очень заботливо охраняет. Что это?
11. Острое зрение нужно всем. Чтобы сохранить его до глубокой старости нужно соблюдать определённые правила. Какие?
А ещё обязательно нужно делать гимнастику для глаз
Гимнастика для глаз
Воспитатель: о зрении человека мы уже знаем всё, а хотите узнать, как видят птицы, рыбы, змеи?
Дети: да
Воспитатель: тогда представьте, что вы будущие научные работники, а это наша научно- исследовательская лаборатория, где вы с помощью опытов будете делать научные открытия
Слайд №2- птицы
Воспитатель: рассмотрите птицу. Как расположены у неё глаза- рядом или по бокам? Представим, что мы птицы и глаза у нас по бокам. Проведём эксперимент.
Поверните голову вправо, как можно сильнее и запомните, что видите.
Поверните голову влево. Теперь левый глаз оказался на боку. Какой вывод вы можете сделать?
Дети: птица видит больше, чем человек. Он видит всё пространство впереди, по бокам и сзади.
Слайд № 3-птицы с большими и маленькими глазами
Воспитатель: обратите внимание на этих птиц. Как они называются?
Дети: орёл, воробей.
Воспитатель: что можно сказать об и глаза? Как вы думаете, какие глаза видят лучше большие или маленькие? (ответы)
Давайте проверим. Возьмите очки с маленькими отверстиями и посмотрите через них вокруг.
Теперь посмотрите через очки с большими отверстиями. Вы видите столько же? Какой вывод можно сделать?
Дети: большие глаза видят больше, чем маленькие.
Воспитатель: некоторые наши дети получили домашнее задание: подготовить с родителями интересные сообщения о зрении различных животных.
1 слайд-гусеница
Ребё нок: гусеница имеет 12 глазков по 6 с каждой стороны
2 слайд- богомол
Ребё нок: это единственное насекомое, способное свободно поворачивать свою голову вокруг оси тела, глаза выпуклые
3 слайд –паук
Ребё нок: на голове у паука 8 глаз и рот, 8 ног. На брюшке у него находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину.
4 слайд –муха
Ребё нок: у неё огромные глаза облегают почти всю голову, поэтому к ней нелегко подобраться.
5 слайд- крот
Ребё нок: крот всё время живёт под землёй и очень редко выходит на поверхность. Он постоянно роет норы и ищет свою пищу. Присмотритесь, у него есть веки, но они срослись, полностью закрыв глаза. Так природа защищает его от попадания земли в глаза. Пока сидит в норе, ему темно; когда вылезает на свет, отличает свет от тьмы, но предметов не видит.
Ребё нок: отгадайте загадку, и вы узнаете, какое животное имеет самые длинные ресницы
По песку идёт гора,
Воду пьёт по два ведра.
Зверь горбаты, добродушный,
И в пустыне очень нужный.
Дети: верблюд
6 слайд – верблюд
Воспитатель: правильно. Он живёт в пустыне, где много песка, который во время ветра попадает в глаза и может их повредить. Поэтому длинные ресницы защищают его глаза.
7 слайд – змея
Воспитатель: интересно как видит змея? Рассмотрите внимательно её глаза. Есть у неё ресницы?
Дети: нет
Воспитатель: а веки?
Дети: есть
Воспитатель: веки у змеи есть, но они срослись, как у крота. Но в отличии от крота, веки змеи прозрачные.
Давайте проведём новый эксперимент и узнаем, как видит змея. Берите красные очки с прозрачной плёнкой и приложите к глазам.
- как мы видим окружающее : хорошо или плохо?
Дети: хорошо.
Воспитатель: как вы думаете, почему срослись веки у змеи?
Дети: змея находится близко к земле и может повредить глаза камнями, песком, пылью.
Воспитатель: а веки прозрачные для того, чтобы хорошо видеть добычу, за которой охотится.
8 слайд- рыбы
Воспитатель: где живут рыбы?
Дети: в воде
Воспитатель: посмотрите на банку с водой. Какая вода в банке?
Дети: чистая, прозрачная
Воспитатель: осторожно возьмите баночки, поднесите к глазам. Видите предметы на столе?
Дети: да
Воспитатель: а вдали?
Дети: плохо
Воспитатель: вывод- рыбы видят хорошо вблизи, плохо вдали. Они близорукие. Возьмите игрушку, бросьте её в воду. Что изменилось? Какой вывод можно сделать?
Дети: предметы в воде увеличиваются
Воспитатель: не всегда вода в реках бывает чистой и прозрачной. Предлагаю провести следующий эксперимент :
-вылейте молоко в воду и размешайте палочкой. Что теперь видно через воду?
Дети: ничего
Воспитатель: вывод- предмет, лежащий в мутной воде, виден плохо, а окружающее не видно вообще.
Что нужно делать, чтобы рыбы не погибали?
Дети: не бросать мусор в воду. Не мыть в водоёмах машины.
Воспитатель: узнав о зрении птиц, змей, рыб, какие же открытия вы сделали?
Дети: у всех есть глаза. Одни глаза большие, другие маленькие. Все они видят по-разному и приспосабливаются к среде, в которой они обитают.
Воспитатель: до закрытия нашей лаборатории осталось 5 минут.
-Что вам особенно понравилось?
-Что было для вас трудным?
-О зрении каких животных вы ещё хотели бы узнать?