МААМ-картинки

Открытое занятие «Знакомство с народоведением»

Ольга Антонец
Открытое занятие «Знакомство с народоведением»

Открытое занятие «Знакомство с народоведением»

Цель : развитие художественно- творческих способностей у воспитанников.

Задачи:

- развить эстетические чувства и понимание прекрасного.

- воспитать интерес и любовь к искусству, дать первоначальные знания о необходимости изучения и сохранения народных традиций.

Материалы: медиаустановка, самовар, шкатулки, матрёшка, глиняная игрушка, карточки с названиями «Загадка», «Игра», «Пословица».

Публикация «Открытое занятие „Знакомство с народоведением“» размещена в разделах

Пожалуйте, гости дорогие!

Веселья вам да радости!

Давно вас жду, поджидаю, занятие без вас не начинаю!

Здесь для каждого найдется и местечко и словечко!

Добро пожаловать! Будьте как дома!

Знакомьтесь с кем еще не знакомы!

Меня зовут Ольга Владимировна. Пожалуйста, давайте повторим, Ольга Владимировна! А вас как зовут?

Наверное, вы ребята-котята?

Ребята-утята?

Ребята-цыплята?

Ребята-жеребята?

А кто же вы?

Вы дети?

Тогда назовите свои имена.

Вызываю одного ребенка, он называет детей по именам. Играем два раза.

Вот мы и познакомились.

Ребята, вы в гостях у объединения «Карусель». А кто знает что такое карусель?

Дети отвечают.

Правильно это такой аттракцион. Кататься на карусели всегда весело и интересно. Любому понравится кружиться на карусели под веселую музыку. И мне бы хотелось, чтобы и на моем занятии вам было интересно, потому что вы мне уже понравились.

А тема нашей сегодняшней встречи «Знакомство с народоведением». Попробуем разобраться с таким сложным словом - НАРОДОВЕДЕНИЕ. Кто может сказать, из каких слов оно состоит?

Дети отвечают.

Правильно: народ и ведение. Народ как вы сказали это общество в котором мы живем. А «ведение» - кто догадается из какого слово его образовали.

Дети отвечают.

Совершенно верно. Ведение. Ведать, знать. То есть НАРОДОВЕДЕНИЕ – знать народ. Сохранять и уважать традиции, потому что и литература и искусство и вся наша культура основана на лучших достижениях народного творчества. А что же такое - НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Дети отвечают.

Звонит телефон.

Извините, я давно жду этого звонка.

Отвечаю на звонок. Грустно кладу трубку.

Я сегодня вас решила к себе в гости пригласить

И девчонок и мальчишек,

Всех вас чем-то удивить!

Но сейчас мне сказали, что занятие нужно отменить. Появился какой-то Шурум-Бурум и все испортил, он вообще сомневается в нужности НАРОДОВЕДЕНИЯ.

У меня надежда на вас, гости мои дорогие. Только вы можете помочь мне убедить его, что, не зная прошлого, у человека не может быть будущего. А мы только что с вами говорили, что народоведение помогает сохранять и передавать самые важные для человека знания. Мало того, Шурум-Бурум попрятал все темы занятий.

Давайте попробуем вместе разобраться в чем важность народных знаний и как их можно сохранить. Давайте подумаем, как же в настоящее время мы можем сохранить знания.

Дети отвечают.

Совершенно верно. В нашем 21 веке, существует Интернет, который помогает нам сохранить много информации и поделиться ею с другими.

Давайте создадим и мы свою страничку народоведения.

Дети отвечают. На ПК появляется надпись «Отыщите старинный предмет…»

Посмотрите вокруг, здесь есть вещи достаточно необычные для нашего времени. Какие?

Дети называют.

А чем они отличаются от обычных вещей? (Старинные)

Загянем-ка, в него.

Достает записку, читает.

Все ласточки спят, и касаточки спят,

И куницы спят, и синицы спят,

Нашему Ванечке спать велят.

Ходит сон близ окон.

Ходит Дрема возле дома,

И глядят – все ли спят?

Что же этот за стишок, кто из вас отгадает?

Правильно, это колыбельная песня.

Колыбельные песни пришли к нам из глубины веков. Они нас, еще совсем маленьких убаюкивают, завораживают, успокаивают, все дневные, непонятные впечатления превращает в тихую печальную сказку.

Звучит музыка.

Вам знакома эта музыка? Споем?

Поют «Спят усталые игрушки».

Спасибо, какие вы молодцы, всю песню знаете.

Да с колыбельной песни совсем маленький ребенок начинает знакомство с речью. Узнает родные голоса, чувствует нежность и любовь в напевных мелодиях. Как вы думаете, можем ли мы обойтись без колыбельных песен?

Дети отвечают.

Пусть это будет первая строчка, которую мы напишем в нашей страничке.

Посмотрим что же еще спрятано?

Вот сундучок не простой, расписной,

Нет в нем алых ленточек и разноцветных платочков,

а лежат здесь загадки! Попробуем отгадать?

Дети отвечают.

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице. Морковь.

Без окон, без дверей,

Полна горница людей. Огурец.

Сидит дед - во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. Лук.

Очень хорошо загадки умеете отгадывать. А знаете ли вы что, загадки возникли в те далекие времена, когда человеку казалось что предметы его окружавшие, могут ожить. Поэтому люди пользовались словами со скрытым смыслом. Например, ворону называли «верховым», змею – «худою», а кошку – «запеченкой». Как вы думаете, важно ли уметь отгадывать загадки?

Дети отвечают.

А почему?

Дети отвечают.

Совершенно верно.

Знание загадок всегда считалось признаком мудрости. Долгими зимними вечерами, в избе собирался народ, и, старики загадывали загадки, молодые старались их отгадать. Так передавались секреты «тайной», загадочной речи. Умение отгадывать загадки считалось особым даром, которым обладали избранные. Таких людей очень уважали. Отгадывание загадок развивает смекалку, логическое мышление и память. Загадки являются мудростью народа, как вы думаете, нужны ли они нам?

Дети отвечают.

Вот и следующая строчка нашей странички.

Вот еще кувшинчик расписной. Заглянем в него. Так и есть.

Достаю листочек с пословицами.

Я буду начинать пословицу, а вы заканчивайте.

Труд человека кормит, а лень портит.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Маленькое дело лучше большого безделья.

От скуки бери дело в руки.

Давайте вспомним, какие пословицы вы знаете.

Не поклоняясь до земли, и грибка не подымишь.

Глаза страшат, а руки делают.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

В пословицах собрана вся мудрость поколений. Это свод правил, составленный в течение времен. Это историческая память народа.

В пословицах осуждается лень (спросить детей) нерадивость, глупость, хвастовство, а восхваляется ум, трудолюбие, скромность. Считается, что первая пословица была связана с необходимостью, закрепить в сознании людей какие-то законы, правила, советы и обычаи. Можем ли мы вычеркнуть их из народной мудрости? Может нам не нужны правила?

Дети отвечают.

Еще много знаний хранится в народных поговорках, прибаутках, пестушках которые сейчас хранятся в книгах (показать). А знаете ли вы как можно все эти народные премудрости назвать?

Правильно, устное народное творчество, которое дошло до наших времен, передаваясь из уст в уста.

У нас получилась большая глава, которую мы так и назовем устное народное творчество.

Беру в руки куклу-матрешку.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к вам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

А вы знаете как зовут эту куклу?

Дети отвечают.

Правильно матрешка. У неё очень интересная история. Вначале, кукла изображала девочку в красном сарафане с черным петухом в руках. Она родилась много сотен лет назад, когда мастеру в руки попала китайская игрушка, которая раскрывалась. А уж русский мастер сделал так, что матрешка живет не одна, а целой семьей.

Матрешка на окошке

Под ярким сарафаном,

И вся семья в матрешке,

Как в доме деревянном.

Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке.

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.

А знаете ли вы что матрешка и все эти предметы тоже можно объединить одним словосочетанием. Декоративно-прикладное творчество, это – народные игрушки, различная посуда, вязаные изделия, все то что создано руками человека. ДПИ возникло очень давно, и до сих пор по росписи различных предметов мы можем определить ту местность, откуда они появились. Потому что сохранились секреты и традиции их создания.

Примеры.

Нравятся вам эти вещи. Согласитесь, что мир становится ярче, настроение поднимается, когда смотришь на эти произведения искусства.

Как вы думаете, можем ли мы отказаться от этого искусства?

Дети отвечают.

Совершенно верно. И пусть ДПТ станет следующей главой нашей странички.

Кроме традиций ДПТ рассказывает и хранит секреты обрядов, которые дошли до наших времен в виде игр.

Ой, смотрите, здесь какие ленты яркие. Какие разноцветные.

Знаю я одну игру, как раз для этих ярких лент. Возьмите в руке по ленте и запоминайте слова.

Еле, еле, еле, еле закружились карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом,

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра.

Давайте еще раз сыграем. Только будете бежать в другую сторону. Повторяйте слова вместе.

Поиграли, отдохнули, рассаживайтесь на свои места. Интересно играть?

Так вот игры пришли к нам из древности, передаваясь из поколения в поколения. Ведь если подумать, то любая игра чему-то учит. Например, как вы думаете,

«Кошки-мышки» это …. Подготовка к охоте. Учит ловкости, смекалке.

Жмурки. Учит хитро прятаться или выслеживать добычу.

Догонялки. Развивает ноги, руки, физически укрепляет.

Как вы думаете, нужно знакомится с играми?

Дети отвечают.

Мы продолжаем заполнять нашу страничку. Итак,Народные игры.

Вот и следующий сундучок.

Интересно, опять загадка. Мы же уже встречались сегодня с загадками. Давайте её отгадаем, может секрет в отгадке.

У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит. Самовар.

Не иначе гостя в дом ждать нужно, Ведь русских народ издавна славится гостеприимством. Всем известна пословица: «Гость на порог – хозяйке радость».

Открывает сундучок.

А вот и гость к нам на порог. Здравствуй, Петрушка!

-Здравствуйте!

-Что случилось, Петрушка, ты не заболел?

- Наверное заболел, потому что забыл зачем я всегда к людям выходил? Что я делал? Все позабыл.

- Ребята, а не помочь ли нам Петрушке. Разговор с петрушкой.

Дети отвечают.

- Точно еще я сказки люблю рассказывать.

- Правильно, ведь Петрушка любимый герой на народных праздниках. На ярмарках всегда ждали появления Петрушки, ведь где Петрушка там и смех. И сегодня Петрушкой может побыть каждый из вас. Давайте, попробуем. Кто хочет быть Петрушкой? И сегодня мы расскажем сказку о труде и дружбе. Репка.

Петрушка рассказывает сказку, дети показывают её.

Молодцы ребята. Очень интересно было смотреть, вот так разыгрывались сказки в народе, это и было зарождением фольклорного театра на Руси. Спасибо тебе Петрушка ты помог нам открыть еще одну очень любимую всеми ребятами главу ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТЕАТР или другими словами НАРОДНЫЙ.

Сюда входили и игры и обряды, кукольные представления.

- До свидания! Я рад, что помог вам.

Посмотрите, сколько мы уже записали в нашу страничку народоведения, давайте подумаем может и правда здесь есть что-то лишнее, как сказал Шурум-Бурум.

Дети отвечают.

Да отказаться невозможно. Давайте нашу страничку отправим Шурум-БурумУ. Наверняка он и сам поймет, что знакомится с народоведением очень важно.

И вот в нашем объединении «Карусель» мы узнаем и сохраняем традиции нашего народа. Знакомимся с народными играми, разыгрываем различные обряды, например, Масленица, Рождество, Зимние посиделки. И сегодня вы тоже стали хранителями народной мудрости, в то время когда показывали сказку. Недаром говорится «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.»

Друзья, наша встреча подходит к концу, и я надеюсь, что сегодняшний разговор для вас был интересным. И хотелось бы узнать, о чем вы хотели бы узнать побольше. Рассказать о кружочках.

Звонок. Разговор.

Ребята, какая радость. Мы хорошо сегодня поработали. Мне только что звонил Шурум-Бурум и очень хвалил вас, вы смогли убедить его в том, что сохранение знаний народа важно для людей.

А еще он сказал, что за дверью нас ждет сюрприз. Посмотрим.

Разбирайте пирожки не даром говорят «Не красна изба углами, а красна пирогами», мы прощаемся с вами, но надеюсь, что вам понравилось в объединении «Карусель» и вы обязательно к нам придете еще.

Публикации по теме:

«Моя родная Балашиха» Открытое занятие с использованием ИКТ Цель: • систематизировать и обобщить знания детей о родном городе; • формировать основы патриотического воспитания; • развивать интерес.

Интегрированная опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Полезное угощение» по теме «Фрукты»Интегрированная опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Полезное угощение» по теме «Фрукты» Интегрированная опытно-экспериментальная деятельность в средней группе «Полезное угощение» Цели и задачи: 1. Закреплять знания детей о.

Фотоотчет «Открытое занятие «Путешествие по сказкам»Фотоотчет «Открытое занятие «Путешествие по сказкам» Фотоотчет. Открытое занятие «Путешествие по сказкам». Все дети любят сказки, а еще больше путешествовать по ним. Вот в одно такое путешествие.

Открытое занятие «Покров» (фотоотёт)Открытое занятие «Покров» (фотоотёт) Совсем недавно у меня прошло открытое занятие на районном уровне. Присутствовали представители Отдела Образования и воспитатели нашего родного.

Открытое занятие по развитию речи «Насекомые»Открытое занятие по развитию речи «Насекомые» Задачи: образовательные: - расширение и уточнение знаний детей о насекомых; - активизация словаря по теме; развивающие: -развитие познавательной.

Открытое занятие по теме: «Оригами»Открытое занятие по теме: «Оригами» Открытое интегрированное занятие с применением здоровьесберегающих технологий. Тема: «Оригами. Изготовление куклы-оригами». Цель: обучать.

Открытое занятие с детьми раннего возраста «Мишка пришёл в гости к малышам» Цели: 1. Формировать умение действовать с предметами. 2. Учить различать предметы по величине. 3. Закреплять умение группировать объекты.

Открытое занятие «Знакомство с дорожными знаками» во второй младшей группеОткрытое занятие «Знакомство с дорожными знаками» во второй младшей группе МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СЕМИЦВЕТИК» ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «Знакомство с дорожными знаками».

Открытое занятие «Сергей Владимирович Михалков»Открытое занятие «Сергей Владимирович Михалков» .

Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие во второй младшей группеЗнакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). Открытое интегрированное занятие во второй младшей группе Образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация, социализация. Предварительная работа: Просмотр презентации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие «Знакомство с народоведением»
Опубликовано: 13 августа 2020 в 21:13
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД