Получи документы

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Сказка в музыке живёт»

Людмила Борисовна Тарасова
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Сказка в музыке живёт»

Непосредственно образовательная деятельность

с использованием информационно-коммуникационных технологий

из цикла «Сказка в музыке живет».

М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»

Цель: Воспитание у дошкольников чувства эмоциональной отзывчивости на красоту и изобразительность музыки М. П. Мусоргского.

Задачи:

* воспитательные:

- воспитывать коммуникативные качества;

- воспитывать чувства доброты, сострадания, взаимопомощи;

* развивающие:

Публикация «Конспект музыкального занятия в подготовительной группе „Сказка в музыке живёт“» размещена в разделах

- развивать образно-ассоциативное восприятие музыки;

- развивать творческие способности;

- побуждать к размышлению о связи музыки и изобразительного искусства;

* образовательные:

- создать условия для получения детьми знания о сюите;

- обзорно познакомить дошкольников с пьесами из цикла «Картинки с вы-ставки»;

Участники: музыкальный руководитель, воспитатель, дети подготовительной группы.

На экране – слайд № 1. Дети входят в зал под фонограмму «Приходите в гости к нам», проходят «змейкой», становятся в хоровод, выполняют танцевальные движения.

М. р. (поет) : Добрый день!

Дети (поют) : Добрый день! Заниматься нам не лень!

М. р. : Сказка, сказка – небылица,

Слышишь, музыка, как птица,

Ввысь взлетела, как стрела,

Волшебством и чудесами

Возвратится к нам она.

– Дети, вы любите сказки? Почему? А кто сочиняет сказки? (Ответы детей)

– А рисовать вы любите? Почему? Кто рисует большие и не очень большие картины? (Ответы детей)

– А любите ли вы петь песни и играть на детских музыкальных инструмен-тах? Почему? (Ответы детей)

– А кто сочиняет песни, которые вы поете и музыку, которую вы слушаете?

(Ответы детей).

– Чем рисуют художники? (Ответы детей)

– Как вы думаете, можно ли нарисовать картину музыкальными звуками?

(Ответы детей) .

– Чем рисует музыкальную картину композитор? (Ответы детей) .

Сегодня я приглашаю вас посетить выставку музыкальных картин. Хотите?

(после утвердительного ответа детей звучит пьеса «Прогулка», и, соблю-дая ритмичность, дети проходят «змейкой» спокойным шагом по залу и садятся на стульчики). (Слайд № 2).

Музыкальные картины нарисовал звуками известный всему миру великий русский композитор, которого даже зовут по-сказочному – Модест Петрович Мусоргский. А дело было так. Был у Модеста Петровича близкий друг – художник и архитектор (это тот, кто придумывает разные проекты – домов, мостов, разных сооружений). Звали его Виктор Александрович Гартман. Он создал много разных проектов, нарисовал много рисунков, акварелей, театральных декораций, даже театральных костюмов.

И вот однажды друзья художника решили организовать выставку его работ. Среди посетителей был и Модест Петрович Мусоргский (Слайд №3). Работы художника Гартмана произвели на композитора такое сильное впечатление, что он решил создать музыкальную прогулку по воображаемой выставочной галерее. Так на свет появилась серия музыкальных картин – сюита «Картинки с выставки».

Слово «сюита» для вас новое, непонятное. Что же оно обозначает? Это очень легко запомнить: сюита – одно произведение (Слайд №4, в котором один общий замысел, но много отдельных самостоятельных частей. В сюите «Картинки с выставки» посетитель выставки вместе с композитором как бы прогуливается от одной картины к другой: (кликнуть мышкой) вот сказочный гном, а вот старый замок, а вот дети, играющие в парке, а вот мрачное холодное подземелье – римские катакомбы, а вот часы в виде избушки на курьих ножках, а вот костюм смешных вылупляющихся из скорлупы цыплят. А вот архитектурный проект городских ворот в городе Киеве – древней столице русского государства.

Очень интересную сказочную музыкальную картину решил написать Мусоргский, когда увидел на выставке эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. (Слайд №5)

А кто хозяйка избушки?

– Хозяйка избушки на курьих ножках – Баба Яга! (кликнуть мышкой)

Композитор немного пофантазировал и изобразил в пьесе эту самую хозяйку избушки на курьих ножках – Бабу Ягу. Сейчас мы с вами с помощью музыки Мусоргского, которая звучит в мультфильме «Картинки с выставки», отправимся вместе с Машенькой в лес, где и встретим Бабу Ягу. В мультфильме герои не произносят ни одного слова, за них говорит музыка. Музыка изображает, как Баба Яга резко отталкивается от земли и начинает свой полет. А что произойдет дальше, послушаем и посмотрим.

Фрагмент м/ф «Картинки с выставки» - «Избушка на курьих ножках»

Вопросы для беседы:

- Какой характер у Бабы Яги?

- Какими музыкальными красками (звуками) рисует композитор образ Бабы Яги? (резкими, громкими, отрывистыми… Баба Яга злая, она обижает маленьких зверюшек)

- Как изменился характер музыки, когда в лесу появилась Машенька? (Музыка стала тревожная, таинственная, мрачная, потому что в лесу девочке страшно.)

- Как Машенька очутилась в избушке на курьих ножках?

- Кто помог Машеньке убежать от Бабы Яги?

А вы хотите превратиться в сказочных героев? (Хотим) Тогда надеваем маски и создаем музыкальную картину сами.

Распределить роли между детьми: Баба Яга, Машеньа, зайчик, медвежонок, ежик, лисичка. Кому не хватило ролей персонажей мультфильма, исполняют роли ветра, радуги, лесных цветов. Надеть атрибуты, вместе с детьми придумать движения и выполнять их под музыку.

Импровизация на музыку «Избушка на курьих ножках»

Вот Машенька с помощью зверят убежала от злой Бабы Яги. Она вышла на тропинку, увидела еще один домик, но сразу заходить не стала, решила сначала проверить, нет ли там какой-нибудь опасности. И что же она там увидела? Очень забавную сценку: цыплята, едва вылупившись из яиц, устроили в курятнике самый настоящий балет (слайд №6). Модест Петрович Мусоргский увидел на выставке рисунок своего друга художника – эскиз балетных костюмов в виде птенцов в яичной скорлупе. Композитор пофантазировал и сочинил пьесу, которая так и называется – «Балет невылупившихся птенцов».

Фрагмент м/ф «Картинки с выставки» -

«Балет невылупившихся птенцов»

Вы улыбались, а некоторые даже смеялись, когда слушали музыку и смотрели, как цыплята вылупляются из яиц и сразу начинают танцевать.

Вопросы для беседы:

– А почему вам было весело?

– Кто хочет рассказать, как танцевали цыплята?

– А вы сможете потанцевать, как цыплята?

– Давайте вспомним, с чего начинался танец?

– Как продолжался?

– Какие движения у цыплят были в конце танца?

– Попробуем потанцевать?

Танец-импровизация «Балет невылупившихся птенцов»

Надевают шапочки цыплят и танцуют (по желанию) мальчики и девочки парами.

Какие у нас замечательные цыплята-артисты!

Мы продолжаем нашу прогулку по выставке музыкальных картин. Завершает сюиту «Картинки с выставки» пьеса «Богатырские ворота в стольном городе Киеве». (Слайд № 7)

Посмотрите на рисунок художника Гартмана.

Вопросы для беседы:

- На что похожи башенки богатырских ворот? (Глава со звонницей, как богатырский шлем, а украшение над воротами в виде женского головного убора – кокошника).

- Какая по настроению музыка? (Музыка пьесы величественная, торже-ственная, наполнена светом и радостью).

- Что общего между рисунком и музыкой? (Величие и торжественность)

Под музыку «Богатырские ворота» на магнитной доске собираем пазл.

ИТОГ: Взять медальки (картинки Гартмана к пьесам Мусоргского) и вру-чать детям, отвечающим на вопросы и участвующим в дискуссии. Медальки должны получить все.

Слайд №8

Вопросы для беседы:

– Дети, на выставке каких картин мы сегодня побывали?

– Как называют музыканта, который сочиняет музыку?

– Как зовут композитора, который создал эти музыкальные картины?

Слайд №9

– Какое вы узнали красивое новое слово, обозначающее произведение, в котором много отдельных пьес, объединенных общим замыслом?

– Как называется сюита, пьесы из которой вы сегодня слушали?

– Какие названия пьес вы запомнили?

– Расскажите о них.

Слайд №10

М. р. : Наша встреча со сказкой подошла к концу. До свидания, сказка, которая живет в музыке, до следующей встречи!

(поет) : До свиданья!

Дети (поют) : До свиданья!

Дети покидают зал под музыку «Прогулки» из сюиты «Картинки с выставки».

Прикреплённые файлы:

musorgskii_fsfs5.pptx | 503,49 Кб
 
Публикации по теме:

«День Победы». Открытый показ НОД для детей младшего дошкольного возраста по познавательному развитию Вид деятельности: познавательный. Задачи: 1. «Познавательная деятельность» - расширить представление детей о празднике «День Победы», о.

«Освобождение бусинок из ледяного плена» — открытый показ по экспериментированию (средняя группа) Цели: • создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле; • развивать мышление при выборе способа действия;.

«Путешествие по земному шару». Открытый показ НОД на городском методическом объединении для воспитателей старших групп «Путешествие по земному шару» открытый показ нод на городском методическом объединении для воспитателей старших групп. Подготовила и провела.

Открытый показ непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Топиарий — дерево счастья» Конспект открытого занятия по художественному творчеству На тему: «Топиарий – дерево счастье» Виды детской деятельности: коммуникативная,.

Открытый показ НОД «Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки!» — рисование пластилином и развитие речи во второй младшей группе Образовательная деятельность «Художественно-творческое развитие» Задачи: 1. Учить детей составлять изображение целого объекта из частей,.

Открытый показ ОД «Путешествие в страну здоровья»Открытый показ ОД «Путешествие в страну здоровья» Открытый показ образовательной деятельности "Путешествие в страну здоровья" с детьми старшей группы. Задачи: Систематизировать представления.

Открытый показ занятия «Угощение для мышки»Открытый показ занятия «Угощение для мышки» Цели: Продолжать учить детей сминать пальцами мягкую бумагу в крепкие комочки, работать аккуратно, самостоятельно. Задачи: 1. Развивать.

Открытый урок в подготовительной группе «Зимующие птицы»Открытый урок в подготовительной группе «Зимующие птицы» Птицы зимой нуждаются в заботе. Очень много птиц погибает не от холода, а от голода. Необходимо воспитывать у детей заботливое отношение.

План — конспект НОД по ручному труду — совместная деятельность с детьми старшего возраста — открытый показ на РМО Тема: «Очень вкусный бутерброд» Задачи: расширять знания детей о роли труда в жизни человека на основе потребности к пище; формировать умение.

Семинар КМО «Ранний возраст». Открытый показ игры-занятия по развитию речи во второй младшей группе «Кто где живет» Цель: учить детей узнавать по внешнему виду и называть их. Задачи: Закреплять знания о животных (различать и называть их; запомнить, где.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе «Сказка в музыке живёт»
Опубликовано: 7 декабря 2015 в 21:35
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД