Лучший педагог года

Открытый урок «Число имен существительных»

Лобова Татьяна
Открытый урок «Число имен существительных»

Цель урока :

- формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению формы числа имени существительного.

Обучающие задачи:

- учить учащихся употреблять в речи имена существительные, классифицировать их;

- изменять имена существительные по числам.

Развивающие задачи:

- способствовать развитию речи, внимания.

Воспитательные задачи:

- воспитывать в учащихся бережное отношение к природе.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

Публикация «Открытый урок „Число имен существительных“» размещена в разделах

ценностное отношение к процессу определения числа имени существительного;

осознание учащимися ценности изучаемого способа определения числа имени существительного;

ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

умение принимать и сохранять цель урока;

умение находить способы решения поставленной цели по определению формы числа имён существительных;

умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

* знание о постоянных и непостоянных признаках существительного,

* умение применять знания в жизненных ситуациях;

* умение определять число имён существительных.

Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка В. П. Канакиной, ноутбук, проектор, карточки для работы в группах.

Ход УРОКА

I.Организационный момент.

- С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Начинаем урок!

II. Актуализация опорных знаний.

- Откройте тетради и запишите число. Сегодня 22 января. Классная работа.

Минутка чистописания.

Дд Дн Ду …

Днепр Дунай Днестр

- О каких особенностях начертания букв нужно помнить? (Высота буквы, наклон, закругление элементов.)

- Запишите пары букв, самую красивую и правильную подчеркните.

- Какие орфограммы встретились в словах? (Заглавная буква.)

- Прочитайте слова, напечатанные на карточках:

Птицы, холодная, корм, дерево, голодные.

- Найдите лишнее слово. (Холодная, голодные)

- Почему? (Все имена существительные, а холодная и голодные – имена прилагательные.)

- Запишите имена существительные к себе в тетрадь.

- Какое одушевлённое им. сущ. встретилось, подчеркните его.

- Что ещё вы можете сказать о других именах существительных? (неодущ. ,нариц.)

III. Самоопределение к деятельности.

Формулировка задачи.

Слайд №1

- Прочитайте слова: Флаг, страна, поля, флаги, поле, страны.

- Что общего у этих слов? (Имена существительные)

- Разделите данные имена сущю на две группы. Запишите в тетрадь.

- Какие имена сущ. вы отнесли к первой группе?

- Почему именно эти существительные? (объясняют)

- Какие имена сущ. вошли во вторую группу? (Дети отвечают)

- Проверяем:

Слайд №2

флаг флаги

Страна страны

Поле поля

- Как вы думаете им. сущ. из первого столбика находятся в форме ед. ч. или мн. Ч.? (отвечают)

- Значит, им. сущ. второго столбика, которые обозначают несколько предметов находятся в форме… (мн. числа)

Слайд №3

Единственное число Множественное число

Флаг флаги

Страна страны

Поле поля

- Прочитайте написанные слова парами.

- Как в данном случае изменяются имена существительные? (Изменяются по числам.)

- Изменение имён существительных по числам – один из грамматических признаков имён существительных.

- Сформулируйте тему урока.

Слайд№4 «Число имён существительных»

- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Что об этом говорит наш учебник.

IV. Работа по теме урока.

Наблюдение над изменением имён сущ. по числам

Игра «Наоборот»

- Я называю один предмет, а вы называете много предметов, и наоборот, когда я называю много предметов, вы называете один предмет.

Школа -, вёдра -, сапог -, воробей -, поле -, шапка -, карандаши -, яблоко - …. (Дети отвечают по цепочке).

- Какое слово было первым? Какое слово начиналось на эту же букву?

- Какое встретилось одушевлённые им. сущ. ?

- Вы правильно изменили слова по числам, и мы двигаемся дальше.

Работа по учебнику (с. 20 у. 28)

- Прочитайте задание. В чём сходство и различие слов в каждой паре?

Пчела – пчёлы девочка – девочки

Учитель – учителя книга - книги

Озеро – озёра страна - страны

Деревня – деревни кресло – кресла

- Как определить в каком числе употребляется каждое им. сущ. ?

- Какая значимая часть в слове указывает на изменение его по числам?

- Спишите. Над именами сущ. укажите их число. Выделите окончания

V. Физминутка.

- Я буду называть сущ. ед. числа и мн. Ч. Если я назову сущ. ед. ч., то приседают девочки.

- Если я назову сущ. мн. ч., то приседают мальчики.

( Слова: дом, дома, город, города, улицы, улица, тюльпаны, тюльпан, загадки, загадка, лебедь, земля, горы.)

VI. Закрепление изученного материала.

1. Дифференцированная работа

1-ый уровень: уч. С. 21 у. 29.

Проверка:

- Прочитайте предложения, которые вы написали.

- Какие изменения произошли со словами?

- Прочитайте распространённое предложение.

2-ой уровень: работа у доски

- Поставить сущ. в форму мн. ч.

Пирог – альбом -

Яблоко – конверт -

Дорога - огород –

Проверка: Кому было трудно выполнять задание?

- Кто не испытывал трудностей?

2. Проблемная ситуация.

- Зимой, как правило нам не хватает витаминов. Следующее задание будет связано с правильными продуктами питания, богатыми витаминами и минералами.

- Поставьте слова в форму мн. ч. Слайд №5

Яблоко, мёд, молоко, апельсин, груша, сок, лимон.

-Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму мн. числа.

-Проверяем:

- Какие слова удалось легко поставить в форму мн. ч. ?

- Какое затруднение возникло? (молоко и мёд)

В русском языке есть слова, которые употребляются в ед. числе, и их нельзя поставить в форму мн. ч.

- Употребляются только в форме ед. числа : Слайд №6

Мёд, молоко, творог, соль.

- Запишем их в строчку через запятую:

- Когда им. сущ. стоит в форме ед. числа? (Когда обозначает один предмет.)

- Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употребить в речи.

3. Работа с текстом. Дополнение текста им. сущ.

- В воскресенье вся страна будет отмечать День студентов и Татьянин день. У всех есть родственники студенты, а также мамы с именем Татьяна, у нас в школе тоже две Татьяны. Мы не останемся в стороне, и сделаем для них сюрприз. Какой вы узнаете прочитав текст.

- А что такое текст? (Это несколько предложений, связанных по смыслу и объединённых одной темой. Текст можно озаглавить.)

4. Работа в группе.

-Сейчас нам предстоит работать в группе.

- Возьмите карточку.

- Напишите прямо в карточке вместо пропусков подходящие по смыслу имена существительные, используя словf для справок. Слова для справок вы найдёте в классе)

(сюрприз, муки, молока, пирог, яйца, соли, сахара, фруктами)

Мы захотели поздравить маму с праздником и сделать ей. В качестве сюрприза решили испечь ей. Для этого взяли два стакана ___, налили полстакана ___, разбили в тесто три ___, добавили для сладости ___ и чуть-чуть. Сверху всё украсили. Наш сюрприз понравится маме!

- Прочитайте, какой текст у вас получился.

- Ребята в этом тексте есть слова, которые употребляются только в форме ед. ч. Назовите их. (Соль, сахар, молоко, мука, сахар.)

- А что вы можете сказать о других именах сущ., которыми вы дополнили текст? (Имеют форму ед. ч. И мн. числа).

5. Игра на внимание. Работа со словом пальто.

пальто (карточка на доске)

- Что вы можете о нём сказать (Имя сущ., ед. ч., неодуш., нариц., трёхсложное, словарное)

-Слово пальто не изменяется по числам. Это имя сущ. ср. рода имеет окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.

- Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны.

Всегда, всегда, всегда «пальто»

Оканчивается на «о».

Но вас сегодня, так и быть,

Я постараюсь с толку сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате?

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без…

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …

С тревогой к вешалке иду,

Иду к забытому…

Ну, кто его оставил, кто?

Ах, это же моё !

- Составьте предложение со словом пальто. (уч-ся придумывают и говорят вслух)

- А мы запишем предложение:

Зимой дети выходят на улицу всегда в пальто.

- Подчеркните основу предложения. Обозначьте части речи.

VII. Рефлексия

- Оцените собственные результаты по изученной теме.

Я знаю …

Я умею ….

У меня получается ….

Я могу ….

Мне ещё надо поучиться ….

Мне ещё трудно …

- Оцените работу на уроке.

VIII. Итог урока.

Вот и закончился урок!

Подведём скорей итог!

- Какие тайны скрывает число имён существительных?

(есть им. сущ., которые употребляются только в форме ед. ч. И им. сущ., которые употребляются только в форме мн. ч.)

- Чем отличаются сущ. в ед. ч. от сущ. во мн. ч.

(Сущ. в ед. ч. обозначают один предмет, им. сущ. во мн. ч. обозначают несколько предметов)

- Где нам пригодятся полученные знания? (при выполнении к/р, на уроках, в жизни, при написании писем)

IX. Домашнее задание.

с. 21 у. 32

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка «Именительный и винительный падеж имен существительных» И. п. и В. п. имён существительных. Цели урока: 1. Развивающие: развивать наблюдательность, произвольное внимание, используя приемы анализа,.

Видеоматериал «Как прошел открытый урок» Сегодня я вам расскажу о моей занимательной и увлекательной работе с малышами в детском саду! Начну с того, что эта работа мне очень нравится.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Дательный падеж имен существительных» Тема: «Дательный падеж имен существительных». Тип урока: Урок открытия нового знания. Вид : урок-игра. Цель: Деятельностная: научить детей.

Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Цель урока: Создание условия для.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Три склонения имен существительных» Конспект урока русского языка В 4 классе «Б» Тема урока: Три склонения имен существительных. Цель урока: Научить различать склонения имен.

Конспект урока в 3 классе «Склонение имен существительных» Тип урока: Усвоение новых знаний. Вид урока: Урок - исследование. Технология: информационно-коммуникативная Методы: интерактивные, работа.

Открытый урок по природоведению в 5 классе по программе VIII вида. Обобщающий урок «Вода» Открытый урок по природоведению в 5 «в» классе по программе VIII вида. Тема урока : «Обобщающий урок по теме «Вода». Цели коррекционно.

Открытый урок «Традиции народных праздников» Тема: «Традиции народных праздников» Цель: формировать знания детей о праздничных традициях русского народа. Задачи: • обучать умению.

Открытый урок по изготовлению подвески «Черепашка» .

Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Тип урока: Обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок «Число имен существительных»
Опубликовано: 15 октября 2018 в 10:40
+75Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД