Папки-передвижки

Открытый урок по истории России в 10 классе «Индустриализация и коллективизация»

Татьяна Химочкина
Открытый урок по истории России в 10 классе «Индустриализация и коллективизация»

Открытый урок по истории России

в 10 классе

Тема занятия: «Индустриализация и коллективизация"

Подготовила учитель истории и обществознания МКОУ «Кировский сельский лицей» Химочкина Татьяна Ивановна.

Цели занятия:

- изучить основные направления развития экономики СССР в 30 годы 20 века и его итоги;

Публикация «Открытый урок по истории России в 10 классе „Индустриализация и коллективизация“» размещена в разделах

- формировать умения самостоятельного анализа, сравнения исторического материала, представленного в различных источниках (сравнивать пути развития СССР в данный период, выделять цели и средства модернизации экономики, подводить итоги развития)

- давать оценку историческим событиям, проводить исторические параллели;

Тип урока : урок формирования новых знаний, навыков и умений

Методы обучения: частично- поисковый, наглядно- иллюстративный.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал (таблицы, документы с вопросами»)

Новые термины: индустриализация, коллективизация, раскулачивание, стахановское движение.

Учащиеся заранее поделены на группы (ГРУППА «А» и ГРУППА «Б»)

Ход УРОКА:

I. Организационный момент. Добрый день, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

Итак, прежде чем, мы с вами определимся с темой урока. Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

СЛАЙД 1.

II. Проверка домашнего задания:

Ученик 1. Работа у доски с заданием:

1. Какие три из перечисленных явлений относятся к «военному коммунизму»? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) аренда мелких и средних предприятий

2) продразвёрстка

3) всеобщая трудовая повинность

4) концессии иностранным предпринимателям

5) бесплатные коммунальные услуги

6) широкое кооперативное движение

Ответ:2,3,5

2. К какому направлению экономики в 1920-е годы относятся другие явления?

Ответ – Новая экономическая политика.

3. Что такое новая экономическая политика?

Ответ: Новая экономическая политика (НЭП) - проводилась советской властью в период с 1921 по 1928 годы. Это была попытка вывести страну из кризиса и придать толчок в развитии экономики и сельского хозяйства.

Ученик №2

Карточка №1

1. Расскажите о причинах перехода государства в 1920-е годы к Новой экономической политике.

2. Какие сферы экономики в годы НЭПа государтсво сохранило за собой, а что передало в частные руки?

Ученик №3.

Карточка №2. Перечислите основные явления Нэпа и назовите его итоги.

УЧИТЕЛЬ: Но итоги НЭПа оказались ужасными, и в конечном итоге Сталину пришлось в спешном порядке прерывать этот процесс.

III.Актуализация знаний.

СЛАЙД 2. Прочитайте строки А. Блока. 2-3 мин.

. Двадцатый век.

. Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены, Невиданные мятежи. (А. Блок.)

Учитель: Как вы думаете, о каких переменах идет речь?

Ответы учащихся: установление советской власти, гражданская война, военный коммунизм, НЭП.

Учитель: Мы можем сказать о многих переменах в России, которые произошли в начале XX века. Но нас сейчас интересуют те, которые произошли после Гражданской войны и установления в стране Советской власти, образования СССР. Сегодня

поговорим о модернизации экономики и оборонной системы в стране в 1930-е годы.

СЛАЙД 3

ПОСМОТРИТЕ НА СЛАЙД. Постарайтесь отгадать название темы.

СЛАЙД 4 Запишите тему урока : «Индустриализация и коллективизация».

СЛАЙД 5 Учитель: Как, вы, думаете, какой будет проблемный вопрос урока?

Учитель:

Сегодня нам предстоит выяснить что такое «индустриализация» и «коллективизация». Какими методами они проводились. Насколько эти методы были оправданы руководством страны?

Вспомните, что такое модернизация? (осуществляемый в короткие сроки переход к новому укладу хозяйственной жизни, сопровождающийся изменениями в характере

IV.Мотивация к учебной деятельности.

УЧИТЕЛЬ: У вас на столе находятся рабочие листы, в которых вы будете отмечать важные моменты урока.

V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель:

В середине 1920-х гг., двигаясь на рельсах НЭПа, экономика приблизилась к показателям 1913 г.

СЛАЙД 6. Учитель: Сталин говорил:«Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут. Вот что диктуют нам наши обязательства перед рабочими и крестьянами СССР».

СЛАЙД 7

ЗАДАНИЕ: Обратите внимание на слайд. Рассмотрите плакаты, посвященные тому времени и скажите, как вы, думаете, какие задачи ставило д руководство страны перед населением?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:

- Догнать и перегнать передовые страны, достичь экономической независимости, укрепить обороноспособность страны.

- Создание крепких коллективных хозяйств, за счет которых проводилась перекачка средств из деревни в промышленность

ВЫВОД: Итак, возникла проблема источников накопления индустриального развития страны.

СЛАЙД 8-10

ЗАДАНИЕ: Посмотрите на слайды (фото заводов, фабрик и т. д.) Это предприятия, которые считаются одними из самых крупнейших в России и странах ближнего зарубежья.

А что их еще объединяет? ( варианты ответов: построены в 30 годы)

УЧИТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАССКАЗ.

На первый план выдвинулась задача строительства новых предприятий. Ведь страна по-прежнему оставалась аграрной. Председатель ВСНХ СССР Феликс Эдмундович Дзержинский в то время сказал: «Если исходить из имеющихся у нас заводов – социализма нам никогда не создать. И количественно и качественно они для этой цели не годятся».

А какие отрасли необходимо развивать, чтобы страна была экономически независимой?

( Варианты ответа: машиностроение, металлургия, оборонная промышленность, сельское хозяйство)

А где взять деньги на развитие этих отраслей?

( Варианты ответа: занять у населения, за границей, продавать сырье, зерно.)

СЛАЙД 11

Учитель: Существовало 2 пути выхода кризиса:

1) Государственное регулирование хозяйственной жизни и социальных отношений, но с сохранением демократических ценностей. (у Англии, США, Франции) – колонии.

2) Введение диктаторских форм правления с полным свертыванием демократии, жесткий контроль государства над экономикой, возобновление борьбы за передел мира. ("фашизм"- Италия, Испания, Германия).

Пути выхода из хлебозаготовительного кризиса, которые обсуждались в руководстве страны:

Точка зрения Н. И. Бухарина Точка зрения И. В. Сталина

Не замедляя темпов индустриализации Форсировать индустриализацию,

увеличить выпуск промтоваров, провести сплошную коллективизацию,

сбалансировать цены на зерно и колхозы - надежный канал перекачки

технические культуры, усилить ресурсов на нужды индустриализации из

налогообложение кулаков деревни. В то же время будет уничтожено

(менее противоречива, кулачество и обеспечен полный

социальное спокойствие) гос. контроль над крестьянами

(огромные социальные издержки,

гибель тысяч людей)

РЕЗУЛЬТАТ: Как вы думаете, какая точка зрения была более демократичной? (Н. И. Бухарина, но победила точка зрения Сталина, а Бухарина обвинили в "правом уклоне", а его соратников лишили высоких постов.

УЧИТЕЛЬ: Форсированная индустриализация была основа на усилении плановых начал и централизации экономики. В середине 1920-х гг. Госплан начал разработку годовых планов, затем в практику вошли так называемые пятилетки.

ЗАПИШИТЕ: Первый пятилетний план был рассчитан на 1928-1932гг.

УЧИТЕЛЬ: В 30 годы СССР производил все виды промышленной продукции и был экономически независим. Давайте рассмотрим, как это стало возможным

СЛАЙД 12

УЧИТЕЛЬ: Ребята, вы поделены на группы. Вам предстоит разобраться в каждом из направлений, работая по группам.

1 ГРУППА: Развитие индустриализации в 1930-е годы в СССР

(СЛАЙДы 13-14 открываются во время ответов)

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:

1. Индустриализация - создание тяжелой промышленности, крупного машинного производства.

2. Откуда брали большевики средства на индустриализацию?

Ответы учащихся.

1. Средства изымались из сельского хозяйства и легкой промышленности;

2. Средства шли от продажи сырья (Нефть, золото, лес, зерно и т. д.);

3. Продавались некоторых сокровища музеев и церквей;

4. Облагался налогами частный сектор вплоть до полной конфискации имущества.

5. Путем снижения уровня жизни населения, вследствие роста цен, введение карточной системой распределения, индивидуальных государственных займов и т. д.

6. Путем энтузиазма трудящихся, строящих для себя новый мир без эксплуатации человека человеком.

7. Путем мощнейшей пропаганды и агитации новых форм и новых, коллективистических методов организации труда.

8. Путем организации передового стахановского движения как в промышленном производстве, так и в сельском хозяйстве.

9. Путем введение государственных наград за трудовые достижения.

10. Путем развитие системы бесплатных социальных льгот и гарантий государства для человека труда: бесплатное образование и бесплатная медицина для всех групп населения, бесплатные детские ясли, детские сады, пионерлагеря, санатории и так далее

После ответа на второе задание -заслушивается сообщение «Стахановское движение в 1930-е годы».

ИТОГИ:

Индустриализация- создание отраслей тяжелой промышленности.

Цель – экономическая независимость, ликвидация технической отсталости.

В 1929 году был принят 1 пятилетний план: построить 1500 современных промышленных предприятий. 50 из них – наиболее важными (Днепрогэс, Магнитогорский, Липецкий, Челябинский, Новокузнецкий, Норильский металлургические комбинаты, Уралмаш, Сталинградский, Челябинский, Харьковский тракторные заводы, ГАЗ, ЗИС, московское метро.

Пятилетка была выполнена досрочно за 4 года 3 месяца.

Вторая пятилетка (1932-1937гг.) продолжила развитие отраслей тяжелой промышленности. Безработица исчезла. А в это время в США был тяжелейший экономический кризис. Американские компании активно сотрудничали с СССР.

Большую роль в индустриализации сыграл трудовой энтузиазм молодежи и стахановское движение.

2 ГРУППА «Коллективизация».

(СЛАЙДЫ 15-17 открываются после ответов учащихся)

Коллективизация – процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные (колхозы).

Коллективизация проводилась принудительно, более того, применялись меры карательного режима.

Раскулачивание- это уничтожение зажиточного крестьянства с целью получения средств на коллективизацию

Ответ на ЗАДАНИЕ №2

Дата Название мероприятия

Декабрь 1927г.

XV съезд ВКП (б, на котором была поставлена задача о проведении коллективизации

Декабрь 1929г.

Сплошная коллективизация. «Год великого перелома»

Январь 1930 г.

Постановление ЦК ВКП (б, предусматривавшее завершение сплошной коллективизации

Декабрь

1930г. Секретное постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств»

Март 1930г.

Выступление Сталина со статьёй «Головокружение от успехов»

После работы с приложением

Примерные ответы учащихся

Итоги и последствия коллективизации :

- ликвидация слоя самостоятельных зажиточных крестьян

- уничтожение последнего элемента рыночной экономики – частного сектора в сельском хозяйстве

- замедление темпов роста сельскохозяйственного производства

- отчуждение крестьян от собственности и земли

- потеря экономических стимулов к труду в сельском хозяйстве, безразличие многих колхозников к общему имуществу и результату своего труда

- сложилась удобная форма получения государством максимальной продукции из деревни. (колхозы напрямую подчинялись государству, выполняли государственные заказы)

- обострение продовольственной проблемы в стране. Политика сплошной коллективизации привела к катастрофическим результатам: производство зерна, крупного рогатого скота резко сократилось. Крестьяне сами закалывали свой скот, не желая отдавать его в колхоз. Были неурожайные годы. В итоге в 1932-1933 гг. разразился сильный голод, от которого погибло около 7 млн человек. Власти запретили упоминать о голоде во всех средствах массовой информации.

ЗАСЛУШИВАЕТСЯ СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ О СОЗДАНИИ СОВХОЗА №112.

СЛАЙД 18

VI. Закрепление нового материала.

ВСПОМНИТЕ проблемный вопрос урока : Какими методами проводилась модернизация экономики в стране в 1930-е годы? И насколько они были оправданы?

Блиц – опрос»

1. Понятие индустриализация.

2. Цели индустриализации.

3. Итоги индустриализации.

4. Какими методами и средствами она проводилась.

5. Какие цели преследовало правительство СССР, проводя политику индустриализации

6. Какими методами эта политика проводилась?

7. Оправдали ли эти методы цели?

Прослушайте фрагмент песни «Москва майская».

Какое настроение создает эта песня?

УЧИТЕЛЬ: В 1935 году Сталин заявил в своем выступлении, что «жить стало лучше, жить стало веселей».

Учитель подводит итоги:Мы сегодня с вами говорили об очень сложном периоде российской истории. Модернизация страны имела серьезные издержки: сложилась система бюрократического управления экономикой, усилились диспропорции в развитии отдельных отраслей, резко усилилось экономическое и политическое давление государства на крестьянство, был разрушен традиционный уклад сельской жизни.

VII.РЕФЛЕКСИЯ.

Подведение итогов занятия.

VIII.Домашнее задание.

СЛАЙД 19

Параграф 11 Стр. 109. Раздел «Для тех, кто хочет знать больше» выполнить задания 2-5.

«Без индустриализации не было бы победы над фашисткой Германией. В этом и состоит историческое значение трудового подвига советских людей». Дайте оценку этому высказыванию.

Параграф 12 стр 109-113 и составить аналитическую таблицу

«Итоги индустриализации и коллективизации».

IX.Оценки за урок.

Приложение №1

РАБОЧИЙ ЛИСТ

___(фамилия, имя ученика)

Тема урока :___

Первый пятилетний план был рассчитан на ___гг.

1 ГРУППА:

ЗАДАНИЕ№ 1: Прочитайте стр. 102-104. Учебника Ответить на вопросы

ВОПРОСЫ:

1. Что такое индустриализация?

Индустриализация – это___

2. Каковы были причины проведения индустриализации?

3. На что был нацелен первый пятилетний план?

4. Назовите источники средств для проведения индустриализации.

Выпишите источники средств для индустриализации :

Откуда брали большевики средства на индустриализацию?

1___

2___

3___

4___

5___

6___

ЗАДАНИЕ № 2: Рассмотрите плакат на стр. 102 учебника и ответьте на вопрос: Какой ресурс индустриализации автор плаката считал главным?

ЗАДАНИЕ: Прочитайте документ. Как оценивался энтузиазм среди молодежи?

“Энтузиазм, … а к годам первой пятилетки другого слова не подберёшь, именно энтузиазм вдохновлял молодёжь на ежедневные и малоприятные подвиги ”.

(И. Эренбург).

“Зажженные огнем революции, мечтой о близком рае равенства и братства, о коммунизме, жили в бараках, или на работу с песнями, возводили могучую индустрию пылко и самоотверженно. Романтику тех лет нельзя обесценить никакими пересмотрами и пересчётами. Она была всенародной, исполненной глубокой верой, и люди трудились, делая чудеса.

Гранин Д. Дорога к здравому смыслу // Правда. 1988. 5 августа

Заслушивается сообщение «Стахановское движение в 1930-е годы».

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте стр. учебника 104. Назовите итоги первой пятилетки проведения индустриализации.

Приложение №2

РАБОЧИЙ ЛИСТ

___(фамилия, имя ученика)

Тема урока :___

Первый пятилетний план был рассчитан на ___гг.

2 ГРУППА:

ЗАДАНИЕ №1.

Прочитайте стр. 104-105 учебника и ответьте на вопросы:

1. Что такое коллективизация?

Коллективизация – это___

2. Что такое раскулачивание?

Раскулачивание – это___

ЗАДАНИЕ 2. Запишите даты основных мероприятий коллективизации в первом столбце, используя стр. 104-108 учебника.

Дата Название мероприятия

XV съезд ВКП (б, на котором была поставлена задача о проведении коллективизации

Сплошная коллективизация. «Год великого перелома»

Постановление ЦК ВКП (б, предусматривавшее завершение сплошной коллективизации

Секретное постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств»

Выступление Сталина со статьёй «Головокружение от успехов»

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте текст документа и ответьте на вопросы

Документ № 1

Из постановления Политбюро ЦК ВКП (б) "О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации" 30 января 1930 года: "

«Принять в отношении кулаков следующие меры: а)первая категория – контрреволюционный кулацкий актив немедленно ликвидировать путем заключения в концлагеря, не останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессии; б)вторую категорию должны составить остальные элементы кулацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полупомещиков, которые подлежат высылке в отдаленные местности Союза ССР и в пределах данного края в отдаленные районы края; в)в третью категорию входят оставляемые в пределах района кулаки, которые подлежат расселению на новых, отводимых им за пределами колхозных хозяйств участках".

Вопрос к документу:

Какие категории кулаков выделялись? Какие к ним принимались меры?

Документ № 2.

Из письма М. А. Шолохова И. В. Сталину (1933 г.)

«В Вешенском районе, как и в других районах Северного Кавказа, сейчас умирают от голода колхозники и единоличники; взрослые и дети пухнут и питаются тем, чем не положено человеку питаться, начиная от падали и кончая дубовой корой и всякими кореньями. В таком положении - 99 % населения района. Произошло это потому, что урожайность в 1932 году была определена в 1,5 раза выше фактической и был установлен план хлебозаготовок в 53 тысячи тонн (при сборе в 57 тыс. тонн) Чтобы выполнить план хлебозаготовок уполномоченные крайкома партии и местные работники широко практиковали «допрос с пристрастием» : колхозников допрашивали ночью с применением пыток… В поисках хлеба разваливали печи в домах, раскрывали крыши, выбрасывали с семьями на улицу. Я видел такое, что нельзя забыть до смерти. В хуторе Волховском Лебяженского колхоза ночью, на лютом ветру, когда даже собаки прячутся от холода, выкинутые из домов семьи жгли в проулках костры и сидели у костра. Детей заворачивали в лохмотья и клали на оттаявшую от огня землю. Сплошной крик стоял над проулком. Да разве так можно издеваться над людьми?»

На основе текста определите причины голода, методы выполнения плана хлебозаготовок, отношения автора к событиям.

ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте стр. 108. Учебника. Назовите по итогам первой пятилетки, к чему привела коллективизация.

Приложение №3

Карточка №1

1. Расскажите о причинах перехода государства в 1920-е годы к Новой экономической политике.

2. Какие сферы экономики в годы НЭПа государтсво сохранило за собой, а что передало в частные руки?

Карточка №2. Перечислите основные явления Нэпа и назовите его итоги.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Открытый урок по биологии в 6 классе «Природа. Влияние человека на растительный мир, охрана растений» Муниципальная автономная общеобразовательная организация средняя общеобразовательная школа №4 г. о. Звенигород ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ.

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе на тему «Домашние питомцы» МБОУ Новоселовская ООШ Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема урока: «Домашние питомцы» Учитель: Олейникова Людмила.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок по русскому языку во 2 классе «Использование на письме разделительного мягкого знака» Урок русского языка во 2 классе Дата проведения 24.01.2019 г. Тема урока: Использование на письме разделительного мягкого знака. (упр.

Открытый урок по технологии в 5 классе «Свойства волокон растительного происхождения» урок разработан в соответствии с ФГОС. Цель: формировать представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах.

Открытый урок «Словосочетание и предложение» в 8 классе для обучающихся с недостатками слуха Урок составлен для обучающихся с недостатками слуха. Тема урока. Словосочетание и предложение. Предмет Русский язык Класс 8 Автор урока.

Открытый урок в 1 классе по азбуке «Согласные звуки [Л]-[Л’], [М]-[М’]» Цели урока: 1. Познакомить учащихся с согласными звуками [л]-[л], [м]-[м] и буквами эль, эм. 2. Развивать навык чтения и фонетический слух.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

Урок окружающего мира в 4 классе «Природные зоны России» Тема: Природные зоны России Цель: познакомить с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Автор публикации:
Открытый урок по истории России в 10 классе «Индустриализация и коллективизация»
Опубликовано: 9 декабря 2020 в 21:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД