МААМ-картинки

Открытый урок по литературному чтению «О друзьях хороших и верных»

Инна Щоголева
Открытый урок по литературному чтению «О друзьях хороших и верных»

Тип урока : систематизация и обобщение знаний и умений.

ЦЕЛИ:

• Помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия «дружба»

• Воспитание чувства любви и уважения к своим друзьям

• Сплочение коллектива учащихся

• Учить слушать понимать и помогать друг другу

• На примере прочитанных стихотворений дать понятие о настоящей бескорыстной дружбе

Оборудование: карточки со словами; карточки с иллюстрациями; веник; задания викторины на каждого уч-ся; правила дружбы на каждого уч-ся, телевизор; солнышко с лучами; дерево Дружбы; листочки на каждого учащегося.

Публикация «Открытый урок по литературному чтению „О друзьях хороших и верных“» размещена в разделах

Ход урока

1. Орг. момент

Звенит звонок дети под музыку (песня «От улыбки») входят в класс.

-Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада видеть всех вас в нашем уютном классе.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

А теперь к гостям повернёмся,

Головкой кивнём, улыбнёмся.

Мы вперёд повернёмся теперь.

На урок приоткрыта уж дверь.

Тихо сядем, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнём

И занятие начнём.

2. Упражнение «Тепло ладоней»

- Поможем друг другу настроиться на урок. Повернитесь друг к другу, прикоснитесь ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой. Улыбнитесь друг другу, опустите ладошки.

-Что подарили вы своему соседу?

3. Введение в тему. Сообщение темы занятия.

-Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Мы подводим итоги темы, которую изучали на уроках литературного чтения

4. Постановка проблемной ситуации. Слушаем басню.

-Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам послушать басню Л. Н. Толстого «Отец и сыновья» (Слушаем басню и определяем тему)

Отец и сыновья

(басня)

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться, да всё врозь –вас всякий легко погубит».

-О чём мы будем говорить на уроке? (Открыть доску и показать тему. Дети читают тему).

О друзьях хороших и верных.

5. Цели урока :

-Чему нас учит эта басня (показать веник и предложить поломать, предложить поломать прутики)

-Сегодня нам предстоит выяснить, что такое дружба, узнаем какими качествами должен обладать настоящий друг, составим правила дружбы, которые помогут вам построить отношения с другом.

Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть и спрашивать смешно.

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

6. Мозговой штурм «Дружба-это?»

-Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово дружба? (На доске солнышко без лучей, дети называют ассоциацию и прикрепляют лучик).

-С какой погодой вы бы сравнили ДРУЖБУ?

-Дружбу можно сравнить с теплом солнца.

Работа со словарём

В толковом словаре Ожегова значение слова ДРУЖБА поясняется так:

Дружба. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

-Дружба –это когда люди хотят быть вместе, когда они доверяют друг другу. Мы слышим слово ДРУЖБА и вспоминаем своих друзей.

7. Микрофон

-Поднимите руку у кого есть друг.

-Кто твой друг? Почему (корреспондент берёт интервью у детей)

-А вот с кем ещё можно дружить вы узнаете прослушав стихотворения.

1уч:

Друг-это верный товарищ,

С которым хорошо играть. (Даниил)

2 уч:

Друг-это книга,

Которую интересно читать. (Эвелина)

3 уч:

Друг-это школьный учитель,

Который нас учит наукам. (Элиза)

4 уч:

Друг-это мама,

Которая всегда поможет в трудную минуту. (Кирилл)

-Кого, ещё можно назвать другом?

-Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

-А с кем дружил мальчик из рассказа «Друг детства» по В. Драгунскому?

Друг –это тот кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.

8. Викторина

-О дружбе много книг. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.

Я предлагаю вам ребята викторину «Отгадай произведение».

Перед вами листочки с заданием. Положите их перед собой.

Нужно по краткому описанию или отрывку из произведения вспомнить название и автора этих произведений, которые мы изучали на уроках литературного чтения

1. В этом произведении говорится о том, как насекомые и звери прятались от сильного дождя и им вместе не было тесно. (В. Сутеев «Под грибОм»)

2. Герой этого стихотворения не любит ходить на прогулки один (А. Барто «Я люблю ходить вдвоём»)

3. «Жили –были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.»(В. Осеева «В одном доме»)

4. «Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый. У него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый из пуговицы от наволочки.»(По В. Драгунскому «Друг детства»)

-Молодцы, хорошо запомнили программный материал!

В учебнике «Литературное чтение» малая часть произведений о дружбе.

Предлагаю вашему вниманию выставку книг, все произведения в этих книгах объединяет общая тема.

-Кто догадался какая? Произведения каких авторов вы видите на выставке? Какие из этих произведений вы уже читали и смогли бы посоветовать прочитать своим друзьям.

9. Пословицы о дружбе.

-Ребята какие пословицы о дружбе вы помните?

9. Игра «Кто с кем дружит?”

-В книгах и в мультфильмах мы очень часто встречаем верных друзей. Посмотрим, знаете ли вы их.

А теперь скажите кто с кем дружит? Найти пары на доске и соединить.

1. Зелёный крокодил Гена и ….(Чебурашка)

2. Доверчивый Буратино и (Мальвина,Пьеро)

3. Смешной мишка Винни-Пух и ….(Пяточок)

4. Мальчик по имени Малыш и….(Карлсон)

5. Добрая Белоснежка и….(семь гномов)

6. Терпиливый Медведь и (Маша)

7. Шапокляк

-Каких ещё верных друзей из книг вы знаете?

10. Физминутка «Машенька»

К нам на урок тоже пришла Маша- настало время отдохнуть.

11. Правила ДРУЖБЫ

-Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы или правила. Давайте вместе поразмышляем по каким законам Дружбы нам хотелось бы жить.

-Правила напечатаны на карточках.

Нужно выбрать только те законы, которые считаете нужными. (поставить плюс или минус)

Дети показывают жестом.

Помогай другу в беде

Умей с другом разделить радость

Обманывай своего друга

Останови друга, если он делает что-то плохое.

Умей принять помощь.

Не помогай ни в чём другу.

Не обманывай своего друга

Не предавай друга

Будь жадным

Относись к другу как к себе.

-Какие нужные законы дружбы вы запомнили?

-Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.

12. Практикум

-Давайте потренируемся в применении этих правил (законов) на практике.

-Как вы поступите в ситуации.

Если мой друг добился в чём-то успеха, то я…

Если я обидел своего друга, то я….

Если мой друг предлагает мне похулиганить, то я….

13. Качества дружбы

-Многие считают себя друзьями, но не являются настоящими.

ДРУЖБА это или нет?

Выслушай и дай ответ.

-Послушайте стихотворение А. Барто «Друг напомнил мне вчера».

-Можно ли назвать этого героя настоящим другом? Почему?

-Каждому из нас хочется иметь верных, надёжных, добрых друзей. Но важно помнить, что и вы сами должны обладать теми качествами, которые хотите видеть в своих друзьях, поступать с друзьями так, как хотели бы, чтобы они поступали с вами. Недаром народная мудрость гласит: «Скажи мне кто твой друг и я скажу, кто ты».

Игра “Берем – не берем”.

Учитель: А теперь немного поиграем. Игра называется “ Берем – не берем”. Я называю вам черты характера, а вы, если берём- хлопаете, если не берём- молчите (Карточки с названиями черт характера цепляю на доску)

Скромность Болтливость

Рассеянность

Грубость Лживость

Пунктуальность Аккуратность

Доброта Вежливость

Жадность Честность

Справедливость Щедрость

Далее учащиеся группируют положительные и отрицательные качества.

- Могут ли у человека быть только положительные качества? (Нет.)

- Про человека, у которого много положительных качеств говорят – “хороший человек”.

- Будем же стараться быть хорошими детьми.

Коллективная работа «Дерево ДРУЖБЫ»-посадим дерево

-У вас на партах лежат листочки напишите на нем то качество, которое является главным в дружбе.

-На желтом, то качество, которое мешает вам стать настоящим другом (выбросить в урну плохое качество)

Итог

-Вот и подошёл к концу наш урок.

-Над какой темой работали

-Скажите, что такое дружба?

-Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга,

уметь дорожить дружбой.

Дети читают стихи о дружбе:

Дружба- главное чудо всегда.

Сто открытий- для всех настоящие.

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие. (Алёна)

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится. (Антон)

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадёт,

В любой беде не пропадёт. (Юля)

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надёжный друг (Никита, Эмилия или вместе)

Ему протянет руку.

Дом. задание-Наш друг Ислям попал в беду, он сейчас в больнице. Нарисуйте ему, что интересного вы узнали на уроке, как вы поняли что такое дружба, подпишите свои работы, и когда его папа поедет к нему в Симферополь мы сможем передать свои послания. Я надеюсь, что это поможет ему поскорее выздоровить.

-Дома выучить нужные законы дружбы и соблюдать их. Каждому придумать свой закон и вписать.

Оценивание

-Поднимите руку, кто считает, что активно работал на уроке.

Встаньте, дети, встаньте в круг, Я твой друг и ты мой друг, Пусть будет шире Дружбы круг.

А теперь я бы хотела завершить наш праздник словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» (Дети повторяют хором.)

Публикации по теме:

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе «А. П. Чехов «Мальчики» Пояснительная записка УМК «Школа России» Тема урока: А. П. Чехов «Мальчики» Место урока: это 14-й урок по разделу «Чудесный мир классики».

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Н. Носов «Телефон» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «29» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Федорино горе» Урок литературного чтения К. И. Чуковский «Федорино горе», 2 класс Тема урока: «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе».

Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка» Тема: Русская народная сказка «Сивка- Бурка» Цели: познакомить детей с произведением устного народного творчества «Сивка-Бурка». Планируемые.

Открытый урок по литературному чтению в 1 классе учащихся с ЗПР «Звук [р], [р’]. Буква Р» Тема урока: Звук [р] [р"].Буква Р Тип урока: Комбинированный. Цели урока: Создать условие для создания и осмысления нового материала. Знакомство.

Открытый урок по литературному чтению на конкурс «Учитель года-2018» на тему «И. А. Крылов «Мартышка и очки» в 3 классе ТЕМА: И. А. Крылов «Мартышка и очки» ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И. А. Крылова для.

Проектная задача по литературному чтению в 1 классе «Школа России» Проектная задача по литературному чтению в 1 классе по программе «Школа России», учебник Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М.

Промежуточная аттестация по литературному чтению в 4 классе Промежуточная аттестация 2017/2018 учебного года по литературному чтению в 4 классе Пояснительная записка Раздел 1. Спецификация итоговой.

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс УМК Школа России 1. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 1 класса составлена в соответствии.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок по литературному чтению «О друзьях хороших и верных»
Опубликовано: 22 января 2019 в 16:06
+122Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД