Открытый урок с учениками первого класса «Дифференциация звуков [с]-[з]»

Марианна Карлсен
Открытый урок с учениками первого класса «Дифференциация звуков [с]-[з]»

Подгрупповое логопедическое занятие по теме:

"Дифференциация звуков [С] – [З] в 1 классе

детский туберкулезный санаторий №17 города Москвы

Подготовила и провела: Карлсен М. В., логопед.

Цель: Закрепить умение различать на слух звуки «С» и «З» изолированно, в слогах, словах, фразах.

Речевые задачи:

• учить различать звуки «С», «З» изолированно, в словах, словосочетаниях

и правильно обозначать их на письме;

• развивать правильное речевое дыхание;

• развивать фонематические представления,

зрительное восприятие, память,

словесно-логическое мышление;

• развивать навыки самоконтроля;

• формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи в процессе выполнения упражнений;

• формировать установку на выполнение

артикуляционной гимнастики, физкультминутки.

Оборудование: индивидуальные зеркала, фланелевые буквы С,З; карточки с буквами С,З; Два круга со стелкой в центе С или З по краю (как на часах) А,О,У,И,Ы;

предметные картинки, в названии которых есть звуки «С», «З»;

индивидуальные карточки со словами с пропущенными звуками «С», «З»; тетради, ручки, цветные карандаши;динамик, музыка для физкультминутки, магнитная доска.

- Две корзинки «С», «З».

Ход занятия

1. Организационный момент:

– Здравствуйте, ребята!

– Рада видеть вас на уроке логопедии. Чем мы занимаемся на этом уроке?

Отвечайте “да” или “нет” на мое утверждение:

Очень любим мы учиться – …

И, конечно же, лениться – …

Выполняем все задания – …

Очень любим опоздания – …

Читаем, пишем, рассуждаем – …

Дисциплину нарушаем – …

Всем успехов пожелаем – …

И урок мы начинаем!

– Не забывайте: Отвечать – не кричать, только руку поднимать!

2. Работа по теме: Сообщение темы и целей занятия.

Логопед: Ребята, сейчас я назову слова, а вы определите первый звук каждого слова.

Логопед: заяц, звон, зонт;

– Какой первый звук в словах? (Звук З.)

Логопед: стул, собака, сад.

– Какой первый звук в словах? (Звук С.)

Логопед: Сегодня на занятии мы будем закреплять ранее пройденный материал, повторять звуки «с-з»

О каких звуках мы с вами будем говорить и учиться их не путать? Дети: «С-З»

3. Возьмите зеркала. Что мы делаем, чтобы правильно произносить эти звуки?

- с-с-с-накачиваем насос,

(засвистел ручной насос,накачает сто колес)

з-з-з- песенка комара.

(через лес комар летит,звонко,звонко он звенит)

• Губы слегка растянуты в улыбке.

• Зубки сближены, но между ними должна быть щель.

• Кончик языка широкий и находится за нижними зубками

• И воздушная струя, если поставить ладошку, должна быть холодная

• Единственная разница, что при произнесении звука З добавляется голос.

Логопед- ребята. Как вы думаете чем похожи эти звуки?

-оба согласные

Логопед: А кто скажет почему мы называем звуки «с-з» согласными?

-Потому что их нельзя петь и тянуть и когда мы их произносим. Воздух встречает преграду.

Логопед: Чем отличаются звуки «с-з» друг от друга

-С-глухой З-звонкий.

А почему мы говорим что звук «З»- звонкий?

звук «З»-голосок не спит - потому что когда мы произносим

звук «С» –голосок спит рука на горле.

Итак- звук «С» -согласный, твердый, глухой

«З» -согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Вы справились с этим заданием. Молодцы!

4. Логопед: Сегодня, ребята, мы с вами будем учиться различать звуки «С и З» и отправимся в путешествие в страну звуков С,З.

– Путешествовать отправимся! Готовы! Поехали! ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ

ОСТАНОВКА!

Игра: “Поймай звук”. Встали напротив друг друга.

Изолированно:

Слышим «С» –хлопаем, «З» – приседаем.

В слогах:

За, са, сы, со, зу,, зы, су;

злу, сло, злы, сли.

В словах:

Зубы, самовар, сыр, зонт, сумка, сани, самолет, завод, заяц.

Молодцы поехали. Садимся.

5).Артикуляционная гимнастика:

Станция «Послушный язычок». Чтобы красиво произносить звук

–сделаем гимнастику для язычка: ВОЗЬМИТЕ СВОИ ЗЕРКАЛА

– друг другу улыбнулись, сделали губами трубочку – надуваем шарики.

– Жил веселый язычок, выглянул в окошко, посмотрел направо, налево, вверх, вниз, пощелкал, облизал вкусное варенье (вправо, влево). (дети повторяют за логопедом).Пожуем язычок. Покачаем на качелях.

Какие звуки мы учимся различать? ДЕТИ: «С-З»

Мы с вами знаем много упражнений, но для наших звуков С-З нужны именно эти. Самые важные.

Молодцы!

Поехали дальше.

6.) Следующая станция “Слоговая”. Взяли по колесику.

У тебя звук «С». У тебя-«З».

Читаем по очереди- СА-ЗА-СО-ЗО и т,д.

Поменялись! Осанка, ПЛЕЧИ. Спинки!

– Молодцы, поехали дальше!

7.) Станция «Измени слог».

Я говорю слоги на «С», а вы меняете «С» на «З».

Са-за

Со-зо

Су-зу. Обратно-

аз-ас

уз-ус

оз-ос

8.) Станция: «Письменная». Откройте свои тетради.

Напишите тему занятия: «Буквы С-З».

Кто ответит: что такое звук,а что такое буква?

Звук мы слышим и говорим, букву мы пишем и читаем.

Буквой мы обозначаем звук на письме.

Инструкция: – Пишем под диктовку. Я говорю слоги, а вы их записываете.

Лексический материал:

за, зу, са, зо, сы, зы, со,су,зы.

Ты подчеркиваешь слоги с буквой С, а ты- с буквой-З

Идем от простого к сложному. Поехали дальше!

9.) Станция: «Угадай-ка»

Логопед: Сюрприз- потрогайте буквы. Какая у тебя? А у тебя?

Я говорю слова и показываю картинки.

Если слово с вашим звуком, вы поднимаете свою букву,

и говорите, как будет много.

Например- ананас, твоя-ты поднимаешь букву и говоришь-ананасы.

Понятно? Начали! Сова, Стакан, автобус, ананас, лиса;

зонт, заяц, замок, ваза, гнездо.

10. Физкультминутка: под музыку

11.) Станция: «Игровая». Корзинки с картинками.

У тебя корзина со звуком- «С», у тебя со звуком- «З».

Я показываю картинки, со своим звуком вы забираете.

Говорит тот, кому она нужна!

Молодцы! Выкладывайте свои картинки. Посчитайте их.

Назовите слова, выделяя свой звук.

И называете, где звук находится- в начале, в конце или в середине.

Наклоните головки, закройте глазки. Я меняю по одной картинке. Что изменилось? Молодцы.

Поехали дальше- не встаем. чух-чух!

12.) Следующая станция: “Чистоговорочная”.

Спинки выпрямили!

Мы научились правильно говорить звуки С и З – давайте красиво проговорим чистоговорки. Приготовили -Кулак-ладошка

• за-за-са -вот бежит лиса

• са-са-за – вот идет коза

• сы-сы-зы – нет у нас козы.

Обратный слог: Две ладошки перед собой, одну повернули.

• аз-аз-ас-у нас дома ананас

• Оз-оз-ос- у Сани в сумке есть кокос.

• Ос-ос-оз- мы пасем стадо коз

Молодцы! Едем дальше.

13.) Станция: «Доскажи словечко», картинки- суп-зуб; коса- коза.

Инструкция: – Вставьте нужные по смыслу слова.

1. Дети ели вкусный … зуб, суп.

У Зои разболелся …

2. У Зои русая … коса, коза.

В сад забрела…

Когда дети отвечают правильно, логопед говорит: «Нет, дети ели вусный зуб….может так?» Дети: «НЕТ, суп»

14. Итог урока: “ Мы с вами совершили увлекательное путешествие, и я надеюсь, что оно вам понравилось”.

Сегодня мы с вами научились различать звуки «С» и «З» изолированно и в словах, правильно обозначать их на письме.

15. Рефлексия.

Логопед: “Сейчас я вас попрошу, оценить свою работу.

Если вы были активны во время путешествия, старались выполнять задания, поднимите ладошку раскрытую - солнышко, если вам было тяжело выполнять задание, или вы мешали команде, поднимите кулачек.

А теперь посмотрим, как гости оценили наше занятие.

– Ребята! Вы молодцы! Вы очень хорошо выполняли все задания. Я надеюсь, что мы еще ни один раз совершим такие же увлекательные путешествия”.

Вы сегодня молодцы!

Публикации по теме:

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения на тему: «Автоматизация звука [Л] в прямых открытых слогах» Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения на тему: «Автоматизация звука [л] в прямых открытых слогах» Подготовила.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 5–7 лет (ОНР — III уровень речевого развития) Содержание коррекционной работы 1. Обследование всех сторон речи (арт. моторики, звукопроизношения, фонем, слуха, словарного запаса, слогового.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Открытый урок с учениками первого класса «Дифференциация звуков [с]-[з]»
Опубликовано: 11 марта 2015 в 21:24
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 декабря. День экспериментов со снегом на МААМ

Дошколята активно познают окружающий мир и задают нам, взрослым, множество разных интересных вопросов. Зимой это, к примеру «откуда берется снег», «почему он не тает», «почему на улице вода замерзает и...

16 декабря. День валенка на МААМ

Прадедушками валенок были пимы — традиционные войлочные сапоги кочевников, которые появились на Руси во времена монголо-татарского ига. Валяная обувь пришлась по душе нашим предкам — легкие и теплые...

Конспект НОД по рисованию «Цветочная поляна» для средней группы
Цель: развитие фантазии и творческого воображения. Задачи: 1. Воспитание эстетического отношения к цвету и краскам; 2. Развитие мелкой моторики пальцев и...
Конспект ООД «Дети-герои и их не детские подвиги» с детьми подготовительной к школе...
Конспект ООД «Дети-герои и их не детские подвиги» Авторы: Герасимова А. И, Турбаева С. М. Цель: расширение знаний воспитанников о героях нашего...
Сценарий утренника «Новогодние чудеса» для детей средней группы
Цель: Создать у детей, и родителей праздничное настроение Ход утренника: Звучит торжественная музыка, в зал входит ребёнок Девочка: Как приятно, что...