Конспект ОД «Откуда берется шоколад» в подготовительной к школе группе

Эльвира Баймухаметова
Конспект ОД «Откуда берется шоколад» в подготовительной к школе группе

Конспект ОД

по познавательно-речевому развитию

в подготовительной к школе группе

Тема: «Секреты шоколада»

«СЕКРЕТЫ ШОКОЛАДА»

совместная познавательно-исследовательская деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Секреты шоколада»

Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная к школе группа).

Образовательные области:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная.

Цель:

Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи деятельности:

Развивающие:

развивать познавательный интерес, познавательную активность;

стремление к поисково – познавательной деятельности в моделируемых ситуациях, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать связную речь, формировать навыки словообразования.

Образовательные:

расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах; упражнять в чтении схем и приемов приготовления жидкого шоколада; познакомить детей с новой профессией – шоколатье.

Воспитательные:

воспитывать партнерские отношения; формировать навыки взаимопомощи; воспитывать чувства удовлетворенности, радости от проделанных открытий, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Активизация словаря:

какао, какао боб, какао дерево, жмых, шоколатье, пиктограмма.

Методические приемы и методы:

введение в игровую ситуацию, игра-путешествие, показ слайдов, пояснение; словесный, наглядно - иллюстративный, игровой, практический.

Предварительная работа:

знакомство с историей возникновения шоколада, коллекционирование оберток от шоколада, продуктивная деятельность «Украсим шоколадные фантики», изготовление конфет к сюжетно-ролевой игре «Магазин», обыгрывание дидактических игр по теме.

Материал и оборудование:

ноутбук, проектор, экран, магнитная доска, слайды с изображением последовательной цепочки происхождение шоколада, какао порошок, блюдца, шпателя, салфетки, 2 стакана, клеенка на стол, плитка шоколада, минеральная вода, подносы, одноразовые тарелки, 10 одноразовых ложек, магниты, прихватка, посуда для нагревания, фартуки для детей, чепчики, нарукавники, стакан для горячего шоколада, подставка, свеча, ингредиенты для приготовления шоколада, венчик.

Мотивационно-ориентировочный этап:

выявление сути проблемы, актуализация потребности ее разрешить, формулирование цели, волеизъявление детей

Ход ОД:

Дети стоят в кругу с воспитателем

Пальчиковая игра «Здравствуй, солнце»

«Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, быстрый ручеек.

Здравствуй, маленький дубок.

Я живу в краю родном,

Всех вас очень я люблю»

Воспитатель предлагает поделиться с детьми хорошим настроением

Воспитатель обращает внимание детей на SMS -сообщение на ноутбуке.

Воспитатель: Читает SMS –сообщение и говорит детям, что пришло видеописьмо от детей младшей группы.

Все вместе смотрят видеописьмо.

Текст видеописьма:

Говорит воспитатель младшей группы.

«Здравствуйте, ребята! Скоро день рождение у наших детей (имена, дети получат много сладких подарков. Наши малыши очень любят шоколад и хотят знать (дети по очереди задают вопросы):

- Откуда берется шоколад, правда ли, что он растет на деревьях?

- Почему от шоколада пачкаются руки?

- Шоколад – это вредно или полезно?

Воспитатель: Пожалуйста, помогите нашим детям ответить на эти вопросы, Заранее всем спасибо»

Воспитатель: Поможем ребятишкам? Но, чтобы ответить на вопросы, нам нужно подготовиться. Так о чем же нас просят малыши? Что мы должны узнать?

Показать схему

1) Откуда берется шоколад?

2) Из чего делают шоколад?

Сначала давайте вспомним, что такое проблема (это ситуация, которая требует разрешения)

Давайте подумаем, каким образом мы можем решить наши проблемы?

Дети: Мы можем спросить взрослых, поискать ответы в интернете, прочитать об этом в книгах. Провести свое исследование.

Основная часть.

Воспитатель: Итак,перед нами стоит первая проблема: «Что такое шоколад? И откуда он к нам пришел?» Можно ли помочь малышам?

Дошкольники согласны помочь малышам и найти ответы на вопросы.

Проблема: малыши любят шоколад и хотят все знать о нем.

Цель работы: помочь малышам.

Дети делятся своими предложениями и анализируют их.

Поисковый этап

(Поиск путей решения проблемы, необходимых знаний, умений, определение порядка действий)

Проводится беседа «Как помочь малышам».По итогам беседы создается план:

1. Рассказать малышам, где и как растет шоколад;

2. Исследовать свойства шоколада: почему от шоколада пачкаются руки?

3.Выяснить: шоколад - вредный или полезный продукт.

Воспитатель помогает детям выяснить, что они уже знают, чтобы помочь малышам, а также вспомнить источники информации для получения новых знаний. (воспитатель использует пиктограммы).

Практический этап

Реализация плана (использование различных форм организации детских видов деятельности, позволяющих, с одной стороны, разрешить проблему, а с другой стороны - решить программные задачи обучения, воспитания, развития дошкольников)

Воспитатель:

Я думаю, что все дети и взрослые любят шоколад. Что вы знаете о шоколаде? (Дети рассуждают)

Воспитатель: Как вы думаете, в нашей стране растут шоколадные деревья?

Где, по-вашему, может расти шоколад? (Ответы детей)

Воспитатель: Родина шоколадного дерева тропическая Америка, острова Мексиканского залива. Мы ее увидим, если отправимся в виртуальное путешествие.

Физминутка «Полет на самолете»

Воспитатель: Вот и острова Мексиканского залива, именно здесь растут деревья- какао (слайд 2).

Экскурсию по острову проведен мой помощник Мелания.

Ребенок рассказывает:

Шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево

какао. Дерево какао выглядит вот так (слайд 3).

На этом дереве растут большие плоды, которые называются –плоды какао. Плоды какао похожи на лимоны, а внутри у плодов есть семечки –какао-бобы (слайд 4).

Когда они созревают, и становятся темно-коричневого цвета, плоды какао отрезают от дерева, отчищают от кожуры и достают бобы какао (слайд 5). Бобы какао сушат и складывают в мешки. Вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики, попадает бобы какао (слайд 6).

На фабриках их очищают от кожуры и перемалывают. Высушенные какао –бобы обжаривают, они приобретают вкус и аромат (слайд7).

Какао бобы дробят, размалываются в порошок и отжимают из них масло. Отжатое масло пойдет на изготовление шоколадных плиток (слайд 8).

А то, что осталось (жмых) размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао» (слайд 9).

А шоколад делают так: в какао – масло наливают молоко или сливки, сыплют какао – порошок, сахар, ваниль, орехи, изюм (в зависимости от сорта шоколада) и все перемешивают. Тесто разливают в формы и охлаждают, так получаются аппетитно пахнущие плитки (слайд 10).

Воспитатель: Решена ли наша первая проблема?

Верно, мы с вами узнали, откуда к нам пришел шоколад. А как вы думаете, тяжелый это труд, выращивать и собирать какао-бобы? Какие пословицы про труд вы знаете?

Дети называют пословицы о труде.

Ребята, на какой вопрос мы нашли ответ?

(ребенок убирает первую пиктограмму).

Продолжаем искать ответы на вопросы. На какой следующий вопрос мы должны ответить?

Дети:

Почему от шоколада пачкаются руки?

Правильно, но чтобы это узнать – нам нужно провести исследования.

Свойства шоколада

Опыт №1.

Перед вами два вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются. (Рассуждения детей)

- У нас кусочки воздушного шоколада и черного шоколада. А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так каким же свойством обладает шоколад?

Вывод: Шоколад твердый, имеет свойство ломаться, он – хрупкий.

Опыт №2.

Возьмите кусочек воздушного шоколада и попробуйте его на вкус.

Какой вкус имеет шоколад? (Вкусный, сладкий).

- А теперь черный шоколад, какой на вкус? (горький, горьковато-сладкий).

- Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга?

- Ребята, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус? (Рассуждения детей)

Вывод: Чем больше в шоколаде какао - порошка, тем он более горький на вкус.

Опыт №3.

Возьмите кусочек темного шоколада и положите в стакан с водой. Что произошло с шоколадом? (Шоколад утонул).

- А теперь положите кусочек от воздушного шоколада. Что произошло с шоколадом? (Шоколад всплыл на поверхность).

- Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет. (Ответы детей)

- Это произошло потому, ребята, что в этом шоколаде (Педагог показывает воздушный шоколад) имеется воздух, который при контакте с воды –

поднимается вверх и не тонет. Так какое же еще имеет свойство шоколад?

Вывод:

Он может тонуть, если он плотный в нем нет воздуха, и может плавать, если в нем имеется воздух.

Опыт №4.

Что будет с шоколадом, если его нагреть.

-Так что же произошло с шоколадом? (Он растаял, растопился). Какой делаем вывод?

Вывод:

Шоколад имеет свойство таять и плавится, превращаясь в темную тягучую смесь.

- Теперь мы можем ответить на второй вопрос малышей: почему от шоколада пачкаются руки? (ребенок убирает вторую пиктограмму)

Воспитатель: О шоколаде можно говорить долго и бесконечно. Ведь в шоколаде находится много полезных веществ, которые улучшают наше самочувствие и настроение.

Дидактическая игра

«Вред - польза».

«Польза»:

- Шоколад поднимает настроение, его аромат вызывает чувство наслаждения и удовольствия.

- Шоколад – источник энергии, шоколад полезен детям, а также тем, кто занимается спортом

- В шоколаде есть вещества, которые укрепляют зубную эмаль. Для зубов полезен горький чёрный шоколад.

- В шоколаде содержатся витамины А, В1, В2, железо, фосфор, калий, кальций. Эти витамины очень важны для растущего организма ребенка

- Шоколад полезен для сердца и сосудов, улучшает кровоток, работу сердца и мозга.

- Шоколад способствует повышению иммунитета.

- Каждый раз, съедая 2-3 маленьких шоколадных кусочка, вы можете сохранить хорошую память и ясность ума, что очень важно для занятий в школе.

- А всегда ли шоколад полезен? В каких случаях он может навредить человеку?

«Вред»:

- Шоколад виновник лишнего веса.

- Шоколад при безудержном поедании может вызвать аллергию.

- Шоколад обладает возбуждающим действием. Его не следует есть много на ночь (особенно детям, т. к. он может вызвать бессонницу).

Выводы:

- Шоколад не может быть вредным в ограниченном количестве!

- Самый полезный –это горький шоколад.

- Для нормального развития детям после 5 лет необходимо употреблять по 2-3 шоколадных маленьких плитки в день.

- После употребления любых сладостей необходимо чистить зубы!

- Есть шоколад лучше всего после завтрака, обеда или полдника с молоком или чаем.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы нашли ответы на все вопросы малышей. (ребенок убирает третью пиктограмму)

Теперь вы как настоящие мастера - шоколатье. Ребята, а вы знаете, кто такой шоколатье? Так называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада.

- Я вам предлагаю побыть шоколатье.

Для этого мы с вами наденем специальную одежду: шапочки, фартуки и нарукавники. Пройдите в наш кондитерский цех.

Продуктивная деятельность: изготовление шоколада. В кондитерском цеху детей встречает кондитер, приветствует детей.

Каждый ребенок береттарелочку с названным продуктом и аккуратно выкладывает в общую чашу: сначала какао, потом сгущенное молоко, потом масло и ванилин. Эти продукты взбиваются венчиком.

- А теперь я предлагаю нашему эксперту попробовать, что за вкус имеет наш полученный продукт? (шоколадный)

- Значит, что мы с вами получили? (шоколад)

- Ребята, каждый шоколад имеет своё название. Давайте и мы дадим нашему шоколаду своё «имя». (Предложения детей).

- А можем ли мы придать форму нашему шоколаду? Если да, то, как это можно сделать? (вылить в разные формочки).

- Что нам необходимо сделать, чтобы наш жидкий шоколад застыл?

Воспитатель разливает шоколадную массу в формочки и предлагает поставить формочки в прохладное место, чтобы шоколад быстрее затвердел.

- Итак, сегодня вы впервые создали свой рецепт приготовления шоколада.

- Ребята, назовите, какие продукты мы использовали для приготовления шоколада. (Дети перечисляют продукты).

Возвращение детей на «самолете» в детский сад

Рефлексивно – оценочный этап

(Выявление факта и путей достижения цели (разрешение проблемы, нашедших применение знаний, умений и личностных качеств детей)

Воспитатель благодарит всех за помощь. Отмечает отдельные достижения детей и выделяет их лучшие качества (готовность помочь малышам, находчивость, доброту, и др.)

Обратная связь: дети делятся своими впечатлениями о ходе занятия

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Декупаж. Мастер-класс, или «Откуда что берется» (с пошаговыми фотографиями)Декупаж. Мастер-класс, или «Откуда что берется» (с пошаговыми фотографиями) В прошлой своей публикации с мастер-классом по декупажу я обещала рассказать как состарить изделие кракелюром. Сначала я хотела просто.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришел»Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Откуда хлеб пришел» С нашим детским садом тесно сотрудничает филиал библиотеки №5. Стало хорошей традицией проводить совместные праздники и познавательные мероприятия.

Фотоотчёт о тематической неделе «Откуда хлеб пришёл?» в подготовительной группеФотоотчёт о тематической неделе «Откуда хлеб пришёл?» в подготовительной группе Интересно и плодотворно мы с ребятами провели неделю, посвящённую теме "Откуда хлеб пришёл?" Задачи: закрепить знания детей о хлебе, как.

Конспект НОД «Откуда книга к нам пришла» в подготовительной группеКонспект НОД «Откуда книга к нам пришла» в подготовительной группе Тема интегрированной непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Как появилась книга?» Цель. Развитие познавательного.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Еда, продукты питания
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Конспект ОД «Откуда берется шоколад» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 24 октября 2020 в 18:16
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 декабря. День банковского работника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику всех работников банковской сферы. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы заложить в детях основы финансовой грамотности и...

2 декабря. День сказки «Кошкин дом»

Скоро сказке Маршака «Кошкин дом» исполнится уже сто лет (он написал её в 1922 году), но она остаётся актуальной. По её содержанию детей можно учить и правилам пожарной безопасности, и нравственности....

Мастер-класс. Коллективная работа из ажурных салфеток «Зимняя сказка» в младшей группе
МАСТЕР - КЛАСС. КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА " ЗИМНЯЯ СКАЗКА " В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ, ЦЕЛЬ: - Выполнить коллективную работу из ажурных салфеток " Зимняя...
Осеннее оформление окна
Осень дарит нам очень много ярких красок. Практически вся природа меняет летний наряд на осенний. Вот и мне захотелось показать в оформлении окна это...
Детский мастер-класс по лепке из пластилина «Пингвин»
Детский мастер класс - «Пингвин» из пластилина. Цель: Научить детей делать пингвина из пластилина. Пингвины — жители холодных краев на планете Земля....