Наталья Перепелко
Конспект физкультурного занятия «Опора и двигатели нашего организма»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект физкультурного занятия.
(для детей 5-6 лет)
Опора и двигатели нашего организма.
Цель:
1. познакомить дошкольников с функцией скелета и мышечной системы в организме;
2. обучить правильной последовательности выполнения общеразвивающих упражнений на основе уже накопленного детьми опыта;
3. вырабатывать осознанное отношение к спортивным соревнованиям как к проверке натренированности своей мускулатуры;
4. обучить правилам первой помощи при повреждении кости или мышцы.
Публикация «Конспект физкультурного занятия „Опора и двигатели нашего организма“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
Материал: схемы человеческого скелета и мышц; мольберты с
закрепленными листами бумаги (по числу детей); мешочки
с песком (по числу детей); шведская стенка.
Литература:
1. А. П. Щербак «Тематические физкультурные заняти и праздники в дошкольном учреждении» - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
2 Лях В. И. «Мой друг физкультура» учебное пособие для учащихся 1-4
кл. М. : Просвещение, 2005
Ход занятия.
Я собираю детей у мольбертов и говорю, что хочу начать знакомить их с организмом человека.
- Мы с вами узнаем, из чего вы состоите и что происходит у вас внутри, когда вы занимаетесь физическими упражнениями. Опорой нашего организма является скелет, благодаря которому мы сохраняем свою форму.
Рассматривание схемы скелета.
- Если бы скелета внутри нас не было, наше тело стало бы похожим на бесформенный студенистый мешок с головой, безвольно болтающийся на тонкой шее, и гибкими, как из пластилина, руками и ногами.
- Скелет состоит из костей. Кости соединены суставами. На рисунке мы видим основные части скелета. От скелета в большей степени зависит форма и размер тела.
- Скелет не только опора тела, но и защита внутренних органов от травм и внешних воздействий. (Плакат Скелет человека)
- Без скелета мы не смогли бы стоять, ступить шагу, поднять руки. Они, как мешок, лежали бы без движения,- давайте мы сейчас сами нарисуем свой скелет.
Рисую схему (рис. 1).
Дети, ориентируясь на образец, тоже рисуют пастелью на закрепленных заранее листах бумаги.
- Молодцы! А кто из вас вспомнит, какими изображали древние греки своих богов, олимпийских чемпионов?
- А вы хотите быть похожими на них?
- А что вы для этого делаете?
- Правильно, во время движения мы тренируем мышцы.
Давайте немного подвигаемся.
Ходьба: на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы, в полуприседе, в приседе.
Бег: с высоким подниманием бедра, приставными шагами (левым и правым боком).
(Плакат Мышцы человека)
Педагог показывает схему мышц человека, объясняет:
- Мышцы- главные силачи нашего организма. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны. Большие и мощные мышцы предназначены для грубой работы, а совсем маленькие – для тонкой работы. Мышцы туго переплетаются вокруг скелета и образуют наше тело. Мышцы обладают одним замечательным свойством. Они могут напрягаться и расслабляться. Благодаря этому человек совершает разнообразные движения, например поднимает и опускает руки, вращает ими, сгибает и разгибает ноги, наклоняется и т. д
Физические упражнения делают мышцы сильными и крепкими.
- Пора нашим скелетам дорисовать и тело. Но делать это мы будем постепенно. Сегодня я хочу научить вас еще и правильному порядку выполнения упражнений для тренировки вашего тела.
Упражнения с гимнастической палкой.
1. Поднимание палки вверх.
И. п. : о. с., палка в руках внизу, хват сверху;
1 - одновременно поднять
палку вверх, отвести
правую (левую) ногу назад
на носок
2 – и. п.
2. Наклон вперед.
И. п. : ноги врозь;
1 – наклониться, положить
палку на пол;
2 - и. п.
3 – наклониться, взять палку;
4 – и. п.
3. Выпрямление ног.
И. п. : сидя, ноги скрестно, руки в упоре сзади, палка перед ногами;
1- приподнять ноги,
вытянуть вперед, перенести
через палку;
2 – и. п.
4. Повороты в стороны.
И. п. : стоя на коленях, палка за головой;
1 – поворот в право;
2 – и. п.
3 – поворот в лево;
4 – и. п.
5. «Палка вверх».
И. п. : лежа на животе, палка в руках;
1 – прогнуться, вытянуть
руки вперед-вверх;
2 – и. п.
6. «Пройди по палке, опираясь пятками об пол».
А теперь давайте дорисуем нашим скелетам мышцы.
Собрав детей вокруг себя, предлагаю вспомнить, как определяют силу мышц.
Заключаю:
- Метая мяч на дальность, можно узнать, насколько сильны мышцы твоих рук, а прыгая и бегая, - узнать, насколько сильны мышцы ног. И сейчас я хочу убедиться, что вы, занимаясь физкультурой в детском саду, смогли укрепить свои мышцы.
Упражнение «Кто добросит до стены?»- метание мешочков в противоположную стенку (расстояние не менее 5 м.) с проверкой правильности техники броска.
(В и. п. туловище прямо, мяч в слегка согнутой (у левши в левой) руке. Левая нога на пол шага впереди правой. Правая нога сзади на носке. После медленного замаха рука с мячом движется вверх-назад над плечом. Тяжесть тела переносится на стоящую сзади ногу. Отталкиваясь ею, плечи поддаются вперед. Рука с мячом резко выпрямляется, а перед самым вылетом за счет хлесткого движения кисть выпускает мяч.)
Упражнение «Кто дальше прыгнет. ?»
Подгруппа детей строится в шеренгу и делает по команде прыжок в сторону противоположной линии. Второй прыжок выполняется по команде с места приземления и т. д. Побеждает тот, кто преодолеет заданное расстояние с наименьшим количеством прыжков.
Игра «Охотники и обезьяны»- для закрепления освоенных упражнений.
Описание игры. Обезьяны поднимаются на деревья (шведская стенка). Охотники, чтобы выманить обезьян, договариваются между собой, показывают какое-нибудь упражнение и прячутся. Обезьяны должны сказать, мышцы каких частей тела участвовали в движении, после этого они спускаются с лестниц и «передразнивают» охотников – повторяют показанное ими упражнение. По команде педагога охотники догоняют обезьян, которые спасаются на деревьях.
По окончании игры, собрав детей вокруг себя, предлагаю им запомнить несколько правил, которые могут пригодиться, если сильно повредить мышцу или кость:
1. Лучше спокойно лежать и ждать, пока тебе не поможет кто- нибудь из взрослых, чем пытаться, идти с поврежденной ногой;
2. Покой особенно важен, когда повреждена спина или шея. Нужно лежать на спине плоско, как блин, и даже не пытаться двигаться, пока не придут на помощь;
3. Если повреждена рука и она сильно болит, держать ее как можно ближе к туловищу и стараться меньше ею двигать.
Тренинг. Я предлагаю одному ребенку или подгруппе представить, что у него повреждена кость или мышца. Дети должны сами оценить обстановку и соответственно себя вести.
На прощание я предлагаю детям забрать их рисунки домой и в выходные дни научить мам и пап правильному выполнению гимнастики.