Лучший педагог года

Оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Наталия Кучина
Оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Система мероприятий по оздоровлению детей

с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Как известно, период от рождения до поступления в школу является наиболее важным для физического и психического развития ребенка, для формирования качеств, необходимых в последующей жизни. Кроме этого, в данном возрасте закладывается фундамент здоровья. Однако современные исследования показывают: более чем у 70% детей имеются отклонения, связанные с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (ОДА). Нарушения ОДА неблагоприятно влияют на работу всех органов и систем растущего организма.

Публикация «Оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах

Дошкольный возраст – самый благоприятный для исправления и коррекции нарушений осанки. Наиболее эффективным средством, на наш взгляд в детском саду, является:

I. Закаливающие мероприятия:

1) прогулки на воздухе с использованием подвижных игр с повышенным двигательным режимом, с упражнениями циклического характера (оздоровительный бег, прыжки, пробежки, игры с мячом). Интенсивность нагрузки средняя, допускается легкая испарина у детей.

2) метод контрастного воздушного закаливания. Заключается в перебежках из одной «холодной» комнаты в другую «теплую». Разница температур начинается с 3 – 5 градусов до 15 градусов через 3 месяца. Используется спался и игровая комната после дневного сна. Выкладываются «игровые дорожки», ребристая доска, сухие и влажные коврики и инвентарь для развития и укрепления сводов стопы. Инвентарь располагается так, что бы дети всей группы могли заниматься одновременно, переходя от одно снаряда к другому, включая работу всех групп мышц. Заканчивается процедура быстрыми перебежками из «холодной» комнаты в «теплую» в ходе игр: «самолетики» или «перелетные птицы».

При контрастном воздушном закаливании неукоснительно соблюдается принцип постепенности увеличения дозы холодного воздействия, а так же сопровождающая ритмичная музыка, что положительно влияет на эмоциональное состояние детей.

Использование респираторной гимнастики:

1. И. п. – сидя на стуле. Спокойное диафрагмальное дыхание.

2. И. п. – сидя на стуле. Вдох – руки сгибаются в локтевых суставах, кисти – к плечам. Круговые движения в плечевых суставах на удлиненном выдохе (до конца вдоха или на счет 1, 2 – вдох, 3, 4, 5, 6 – выдох). Пауза.

3. И. п. – сидя, руки на поясе. Отвести правую руку в сторону с поворотом туловища – вдох, вернуться в и. п. – выдох. То же в другую сторону.

4. И. п. – то же. Сгибание и разгибание стоп. Дыхание произвольное.

5. И. п. – сидя, ноги вместе. Развести руки в стороны на уровне плеч – вдох, согнуть правую ногу и подтянуть ее к груди руками – выдох. Это же движение левой ногой.

6. И. п. – сидя. Кисти рук охватывают нижнебоковые отделы грудной клетки (пальцы направлены вперед). Нижнегрудное дыхание.

7. И. п. – стоя, ноги вместе, опущенными руками держать перед собой гимнастическую палку. Поднять палку вверх, отставить правую ногу назад, на носок – вдох, вернуться в и. п. – выдох. Повторить аналогичное движение другой ногой.

8. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки, согнуты в локтевых суставах, держат палку за головой. Поворот туловища влево, поднять палку вверх – выдох, вернуться в и. п. – вдох. Повоторить аналогичное движение с поворотом туловища вправо.

9. И. п. – стоя, ноги вместе, руки держат палку сзади на плечах. Повороты туловища вокруг вертикальной оси вправо и влево. Дыхание произвольное.

10. И. п. – сидя. «Ходьба сидя». Дыхание на счет: 1, 2 – вдох; 3, 4, 5 – выдох.

11. И. п. – сидя, руки на поясе. Сгибание и разгибание стоп. Дыхание произвольное.

12. И. п. – сидя, руки лежат на коленях. Поднять плечи – вдох, расслабленно опустить – выдох.

13. И. п. – сидя (стоя). Полное дыхание.

II. Плавание в сочетании с дыхательной гимнастикой.

Обучение плаванию в нашем детском саду проводиться по «Программе по плаванию для детей от 2-х до 7-ми лет», основанной на методике которая предусматривает одновременное освоение всех способов плавания. В первую очередь по элементам, начиная с движений руками, затем координированного плавания. В саду есть бассейн размер (3.0 х 7.0 х 0.7 м., оборудованный всем необходимым.

Занятия проводятся два раза в неделю с каждой возрастной группой по 15 – 30 минут. На ряду с общеразвивающими и специальными упражнениями используются корригирующие дыхательные упражнения, которые способствуют коррекции осанки во время активного отдыха в воде обусловленного тем, что движение грудной клетки во всех фазах способствуют изменению кривизны позвоночного столба.

По мере освоения воспитанниками старших и подготовительных к школе групп с начало облегченных, а затем спортивных способов плавания в занятия включаются элементы прикладного плавания (со связанными ногами или руками, транспортировка различных предметов и грузов, оказание помощи «уставшему» на воде, плавание в одежде, ныряние на глубину, умение задерживать дыхание до 40 сек.).

По итогам диагностики развития основных физических качеств наши дошколята улучшили показатели скоростных, скоростно-силовых и координационных качеств, силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса. За счет плавания детей в ластах укрепляются мышцы сводов стопы и голени, что так же ведет к формированию правильной осанки.

Комплекс корригирующих дыхательных упражнений

для старших групп.

Комплекс 4 (с нудлсом).

1. «Насос». И. п. – о. с., нудлс в согнутых перед грудью руках. 1 – вдох; 2 – 4 – наклон с жимом руками с нудлсом вниз, выход.

2. «Хлопки за спиной». И. п. – о. с., нудлс широким хватом за спиной. 1 – вдох; 2 – 4 – присед, сводить пружинящими движениями прямые руки за спиной, продолжительный выдох.

3. «Жим за спиной». И. п. – о. с., нудлс средним хватом за спиной. 1 – вдох; 2 – присед, жим руками с нудлсом вниз, выдох; 3, 4 – то же.

4. «Хлопки под ногами». И. п. – о. с., нудлс широким хватом за спиной. 1 – вдох; 2 – присед, поднять вперед ноги, согнутые в коленях, хлопок под ними, выдох; 3, 4 – то же.

5. «Хлопки скрестно по коленям». И. п. – о. с., нудлс широким хватом за спиной. 1 – вдох; 2 – мах скрестно согнутой в колене ногой к противоположной руке, рука с нудлсом касается колена, выдох; 3 – вдох, и. п. ; 4 – мах скрестно другой ногой, выдох.

6. «Перекаты вперед – назад». И. п. – вис, нудлс широким хватом за спиной, руки вперед, группировка. 1 – вдох; 2 – перекат назад, ноги вперед, руки в стороны, выдох; 3 – вдох, и. п. ; 4 – перекат вперед, ноги назад, руки вперед, выдох.

7. «Скакалка». И. п. – о. с., нудлс средним хватом перед грудью. 1 – вдох; 2 – группировка, колени к груди, перевести нудлс под ногами назад, выдох; 3 – вдох, и. п. ; 4 – группировка, колени к груди, перевести нудлс под ногами вперед, выдох.

«Отдых на воде» с нудлсом:

- в вытянутых вперед руках и под грудью, и. п. (на груди с учетом нарушения осанки);

- за плечами, руки в стороны и под коленями на спине (с учетом нарушения осанки).

Плавание с движениями ногами кролем, дельфином, брассом на груди; нудлс в следующих положениях:

- в вытянутых вперед руках;

- под грудью;

- за спиной узким хватом.

Плавание с движениями ногами кролем, дельфином, брассом на спине; нудлс в следующих положениях:

- за головой;

- за плечами, руки широким хватом в стороны;

- прижав к груди;

- в прямых руках, прижатых к ногам.

Плавание на боку на стороне искривления.

«Баланс на воде» - сед на нудлсе, выполняя плавно гребковые движения руками.

Комплекс занятия по обучению плаванию дошкольников

с нарушениями в развитии ОДА.

Подготовительная к школе группа.

Задачи: Закреплять навык выполнения корригирующих упражнений с дыханием; совершенствовать навыки плавания спортивными способами; учить выполнению элементов прикладного плавания.

Место проведения: Плавательный бассейн (3.0х7.0х0.8х1.0 м); уровень воды – по грудь.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Необходимый инвентарь: Поручень на расстоянии 35 см от бортика; резинки для связывания рук и ног, колобашки, гимнастические палки, плавательные доски, бумажные свертки, «грузы» с водой, мяч надувной по количеству детей.

Содержание занятия Дозировка Организационно-методические указания

Подготовительная часть (1.5 минуты)

Построение, сообщение задач урока 0.5 мин

Движения руками брассом, дельфином, кролем на груди и кролем на спине 0.5 мин Обратить внимание на выполнение короткого вдоха и продолжительного выдоха; соблюдать указанную последовательность

Спуск в воду, выдохи 0.5 мин Из и. п. – сидя на бортике спуск в воду с выполнением скольжения на груди

Основная часть (26 минут)

Движения руками всеми способами плавания (брасс, дельфин, кроль на груди и на спине) 5 мин (4х15 м) Соблюдать указанную последовательность; плыть по кругу. Ноги «отдыхают» (связаны резинкой) или в ногах колобашка. После каждого круга выполнять корригирующие упражнения с выдохами в воду

Корригирующие упражнения в сочетании с выдохами в воду 6 – 8 раз Спину держать прямо, не наклоняться

Движения ногами всеми способами плавания (кроль на груди и на спине, дельфин, брасс) 5 мин (4х15 м) Соблюдать указанную последовательность; плыть по кругу. Гимнастическая палка хватом локтями, доска в руках или руки связаны. После каждого круга выполнять корригирующие упражнения с выдохами в воду

Корригирующие упражнения в сочетании с выдохами в воду 6 – 8 раз Следить за осанкой и продолжительным выдохом

Плавание спортивными способами (брасс, дельфин, кроль на груди и на спине) 4 мин (4х15 м) Обращать внимание на выполнение вдоха и выдоха в воду, на движения рук при плавании кролем на груди и на спине и дельфином, на движения ног брассом. После каждого круга выполнять корригирующие упражнения с выдохами в воду

Корригирующие упражнения в сочетании с выдохами в воду 6 – 8 раз Спину держать прямо, выполнять быстрый вдох и продолжительный выдох в воду

Выполнение элементов прикладного плавания: транспортировка «груза», помощь «уставшему» на воде, отдых на воде, транспортировка предмета 5 мин (4х15 м) Стараться плыть без остановки, при перевозке «груза» менять руки

Подвижная игра «Ловишка с мячом» 2 мин У водящего в руках мяч. По сигналу он начинает «пятнать» игроков. Тот, кого «запятнали», выполняет пять выдохов в воду и продолжает игру. По сигналу игра останавливается, и меняется ведущий

Заключительная часть (2.5 минуты)

Игра «Карусель» 1.5 мин Образовать круг, взявшись за руки; по команде дети через одного ложатся спиной на воду ногами в середину круга, остальные держат их крепко за руки на уровне воды, плавно идут по кругу; по команде меняться. Кружить «карусель» на середине бассейна, дальше от бортиков, по сигналу – менять направление

Выход из воды 0.5 мин

Подведение итогов 0.5 мин Обсудить результаты занятия, похвалить за успехи, дать домашнее задание

Общие коррекционные упражнения при сколиозе.

1. Само вытяжение, разгрузка и коррекция позвоночника. Скольжение в положении на груди, руки вверх; на спине руки вверх.

2. Развитие дыхательных мускулатуры и укрепление грудных мышц, мышцы спины и плечевого пояса. Скольжение на груди, плавание брассом руками в сочетании с дыханием.

3. Укрепление мышц стопы, голени, разгибателей и приводящих мышц бедра. Плавание на спине брассом.

4. Разгрузка и коррекция искривления позвоночника. Скольжение в положении на груди; плавание брасом с асимметричным положением рук.

5. Укрепление мышц брюшного пресса и нижних конечностей. Скольжение на спине; брасс ногами, руки вытянуты вдоль туловища.

6. Разгибание грудного отдела позвоночника, укрепление мышц брюшного пресса, нижних конечностей, улучшение легочной вентиляции и кровообращения. Скольжение на спине, брасс ногами.

7. Овладение навыками сочетания движений рук и ног при плавании брассом на спине. Увеличение подвижности грудной клетки.

8. Коррекция искривления позвоночника. Развитие мышц туловища. Улучшение кровообращения и легочной вентиляции.

9. Развитие мышечного корсета и дыхательной мускулатуры. Скольжение на груду с доской в вытянутых руках.

10. Разгибание грудного отдела позвоночника. Скольжение на спине с доской в вытянутых вверх руками, ноги кролем.

Анализ результатов обучения плаванию показал, что к февралю воспитанники проплавают облегченным способом уже в 2 раза расстояние больше, чем в сентябре, а заболеваемость снижается в 3 раза (ОРЗ и ОРВИ).

Дети дошкольных групп с нарушениями ОДА успешно справляются с «Программой по плаванию для детей от 2-х до 7-ми лет», при этом у них отмечается улучшение состояния ОДА.

Наши дошколята принимают участие в районных, окружных и городских водно-спортивных праздниках «Дельфиненок», плывут 25 метров всеми стилями плавания.

Публикации по теме:

Интегрированное обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Интегрированное обучение и воспитание детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата Условия обучения и воспитания детей с нарушениями.

Адаптивная гимнастика как средство профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей в ДОУ Оздоровление детей средствами физической культуры – одна из самых важных проблем современной медицины и педагогики. Вырастить здоровых,.

Календарно-тематическое планирование по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольников День недели (дата) Совместная деятельность педагога с детьми Показатели Организация различных видов детской деятельности и деятельности.

Конспект занятия по лечебному плаванию для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Конспект по лечебному плаванию (с нарушением опорно – двигательного аппарата) Подготовила и провела Инструктор физкультуры МБДОУ «Детский.

Немного о сутулости. Укрепление опорно-двигательного аппарата у детей Укрепление опорно - двигательного аппарата способствует формированию у детей правильной осанки. Осанка, то есть правильное положение тела.

Особенности психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Современная специальная психология и коррекционная педагогика изучают достаточно широкий круг дефицитарного развития. Особое место здесь.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата в процессе изодеятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Развитие системы помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Россиии Развитие системы помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Россиии. Авторы статьи Арланова В. М., Кожанова Т. М, Иванова.

Значение музыки в воспитании и оздоровлении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальная школа – детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Опубликовано: 30 сентября 2018 в 21:36
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД