Евгения Крюкова
Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей дошкольного возраста
с художественной литературой
2. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой,
по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведения и эмоциональную отзывчивость на него;
Публикация «Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой» размещена в разделах
Формировать первоначальные представления о жанрах художественной литературы, их особенностях; о композиции, о простейших элементах образности в языке; улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов;
Воспитывать литературно-художественный вкус, любовь к художественной литературе.
4. Основными методами ознакомления с х. л. являются:
• Чтение воспитателя по книге. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
• Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их толкования)
• Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
• Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
5. Виды занятий по ознакомлению с художественной литературой
• Чтение и рассказывание
- одного произведения;
- чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой. На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
- объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства: чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника; чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.
- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала: с игрушками; настольный театр; кукольный и теневой театр, фланелеграф; диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередача.
- чтение как часть занятия по развитию речи: оно может быть логически связано с содержанием занятия; чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).
• Беседы на литературные темы;
• Пересказ от лица литературного героя;
• Драматизация литературного произведения
6. Методика проведения занятия:
Подготовка к занятию включает следующие моменты:
- обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение, с учётом возраста детей
- определение программного содержания, литературной и воспитательной задач
- подготовка воспитателя к чтению произведения (нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею, эмоционально пережили прослушанное).
Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию и его построение зависят от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей.
7. В структуре типичного занятия можно выделить:
Вступительная часть (подготовка детей к восприятию произведения)
• показ обложки, картинки;
• напоминание аналогичного сюжета;
• короткая вступительная беседа;
• использование малых жанров фольклора;
• припоминание знакомых произведений данного автора;
• показ предметной наглядности;
• элементы инсценирования, создание игровых ситуаций;
• постановка проблемного вопроса;
• объяснение непонятных слов.
8. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова.
Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно – художественной формы, средств художественной выразительности. (углубить первоначальное восприятие, помочь осознать смысл произведения, усилить эмоциональное восприятие, побудить воображение).
9. Ведущий прием в беседе – вопрос
Виды вопросов:
• Вопросы по содержанию литературного произведения (в старших группах эти вопросы должны быть очень точными, воспроизводить существенные для понимания смысла детали);
• Вопросы, выясняющие эмоциональное отношение детей к прочитанному;
• Вопросы, помогающие ребенку установить причинно-следственные связи, раскрыть мотивы поступков героев;
• Вопросы, обогащающие внимание детей на авторские приемы изображения (язык);
• Вопросы, помогающие детям осознать авторский замысел произведения;
• Вопросы, помогающие детям связать личный жизненный опыт с авторским текстом.
10. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого. (повторное чтение произведения, если оно небольшое, или наиболее понравившихся детям эпизодов).
Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, чёткой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы. Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно понижение голоса или пауза.
11. В младшем дошкольном возрасте
В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия по художественной литературе неразрывно связаны с развитием речи.
Сначала ведётся работа с визуальными образами, когда при знакомстве с произведением (сказкой, песенкой, потешкой) воспитатель тем или иным образом использует принцип наглядности. Он сопровождает речь движениями и действиями, побуждая ребёнка реагировать и повторять за ним, читает книги с иллюстрациями, привлекает игрушки.
У детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. Самой важной задачей для этой возрастной группы является формирование навыка слушания. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге.
Например: рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей: «Петя – петушок, золотой гребешок». «Выросла репка большая – пребольшая». Назвать повторяющиеся обращения: «козлятушки – ребятушки, отомкнитеся, отопритеся», «теремок, теремок, кто в тереме живёт»? Назвать действия: «тянут - потянут, вытянуть не могут».
Одновременно, в соответствии с общими целями ознакомления с художественной литературой, у них закладываются базовые представления о способах выразительности: образности и поэтике языка, певучести интонаций народной речи и ритмичности стихотворений. Они начинают интуитивно распознавать жанры (сказку, стихотворение. А главное, у них просыпается интерес к книгам и художественное чутье, которые впоследствии превратятся в любовь и уважение.
12. В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события.
С детьми средней группы уже можно проводить более подробный анализ произведения, обсуждать жанровые и стилистические особенности, обращать их внимание на отдельные средства выразительности (эпитеты, метафоры и сравнения, сравнивать характеры персонажей и оценивать их взаимоотношения. Следует воздерживаться от искажения слов, обозначающих жанр произведения, используя полные формы без уменьшительных суффиксов (сказку — не сказочку, стихотворение — не стишок).
Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ, о чём рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказывать своё отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, даёт возможность поддерживать интерес к художественному слову, образным выражениям, грамматическим конструкциям.
Ребёнок уже может ответить на вопросы по содержанию текста и рассказать, что ему понравилось. Он распознаёт на слух более тонкие вещи и хочет этим поделиться.
13. В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт даёт ребёнку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения.
Стоит задача углубить знания ребёнка о разновидностях жанров. Для этого можно проводить тематические беседы по прочитанным произведениям, обсуждать книги любимых авторов, зачитывать фрагменты текста с последующим разбором их особенностей.
Важно не переусердствовать с аналитической составляющей в ущерб воображению и фантазии.
Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь. Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями. При этом используются словесные методические приё мы в сочетании с наглядными:
- беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание
-зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение)
-беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах
-знакомство с писателем, демонстрация портрета, рассказ о творчестве,
-рассматривание книг
- просмотр диафильмов, кинофильмов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги)
- прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова.
14. Формы работы
? Какие формы работы Вы используете при ознакомлении дошкольников с художественной литературой?
• Чтение художественных произведений; выразительное чтение создает эмоциональный контакт воспитателя с детьми, вызывает у них сопереживание чувств героев, заставляет активно работать мысль, развивать эмоции;
• Беседа после прочтения; помогает эстетически воспринять произведение в единстве его содержания и формы, и анализ;
• Проигрывание ситуаций;
• Тематические выставки, посвященные творчеству писателей; ознакомление с биографиями писателей; (можно составить календарь памятных дат, позволяющий ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки)
• Театрализация; Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.
• Придумывание сказок, рассказов;
• Оформление книжных уголков
• Создание «Книжкиной больницы»; в которой дети «лечат» книги, не только из своей группы, но и активно помогают в этом малышам, поможет привить детям бережное отношение к книге. (можно провести занятие «из прошлого книги», благодаря этому, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей)
• Выставки рисунков и поделок; нарисовать, слепить, конструировать по мотивам сказок, рассказов, а затем организовывать выставку работ, («Наши любимые книги», «По страницам сказок», «Животные в сказках», и др. (в их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки).
• Создание книжек-самоделок; Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать ее самому. Такие книги дети придумывают сами, но есть и такие, которые составлены по произведениям детских писателей. Это совершенствует умение детей отражать результаты восприятия литературных текстов.
• Празднование именин произведения; для этого нужно создать специальный календарь «Книжкины именины». В нем будут представлены книги, которые отмечают свой юбилей. (в 2020г. неделя детской книги с 24 по 30 марта)
150 лет - Некрасов Н. А. «Дедушка Мазай и зайцы» (1870,
95 лет - Маршак С. Я. «Сказка о глупом мышонке» (1925). Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо» (1925). Чуковский К. И. «Бармалей», «Доктор Айболит» (1925).
55 лет - Носов Н. Н. «Незнайка на Луне» (1965).
• Оформление макетов по мотивам любимых сказок; над такими макетами могут работать сами дошкольники, их родители и педагоги.
• Создание семейных библиотек; позволит привлечь к работе родителей воспитанников. (они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек, дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги
• Посещение занятий в библиотеках;
• Вечера сказок, загадок;
• Литературные викторины, конкурсы, выставки «Русские народные сказки», «Советские поэты — детям», «Зарубежные сказки» и т. д. «По страницам книг С. Я. Маршака»; конкурс инсценировок «Наш Чуковский»; конкурс чтеца «Мы любим и бережём природу», «Осенняя поэзия» и др.
• Просмотр мультфильмов по произведениям художественной литературы (сказки, рассказы, можно использовать, как одну из форм работы, но только в том случае, если это произведение было прочитано или рассказано взрослым, то есть оно уже ребёнку знакомо).
1. Только в устной речи ребёнок может услышать звук, выделив его в словах, что очень важно для фонематического слуха, усвоения правильного звукопроизношения. При прослушивании, аудиозаписей и мультфильмов, ребёнок этого сделать не может. Речь говорящего человека воспринимается чётче, чем на аудиозаписи или видеозаписи. У ребёнка 5-7 лет фонематических слух не совершенен, он находится на стадии формирования.
2. В мультфильмах быстрая смена картинок, что затрудняет их восприятие, а, следовательно, соотнесения о том о чём говорят в мультфильме с тем, что происходит – (понимание сюжетной линии) ограничено.
• Дидактические игры – это хороший способ для закрепления знаний детей при ознакомлении с художественной литературой. Они являются практическим методом в работе с книгой, способствуют развитию речи. д/игры, обогащающие и активизирующие словарный запас детей «Найди слово», «Забавные истории», «Истории в картинках», «Узнай сказку», «Расскажи сказку» «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ»; совершенствующие звуковую культуру «Так ли это звучит», «Цепочка слов», «Читаем сами»
15. Чтобы привить дошкольникам стойкий интерес к чтению, следует ввести в постоянную практику такие формы работы:
• ежедневное чтение различных по жанру произведений;
• самостоятельное знакомство детей с книгой в специально оборудованном литературном уголке;
• организованные плановые занятия;
• непринуждённое общение педагога с детьми на основе художественной литературы во время игр, прогулок, занятий другими видами деятельности;
• плодотворное сотрудничество с родителями, популяризация домашнего чтения:
o консультационная работа по поводу оптимального выбора литературы для чтения с учётом возрастных особенностей детей;
o участие родителей в оформлении книжных выставок, викторин, литературных праздников;
o оформление информационных стендов и книжек-передвижек;
o проведение открытых занятий для родителей.
Книжный уголок
Основная цель — усилить интерес к книге, создать особое уютное, уединённое место, где малыши могут спокойно и сосредоточенно пообщаться с книгой, с удовольствием полистать её страницы, внимательно рассмотреть иллюстрации, вспомнить волнительные эпизоды, «прожить» вместе с полюбившимися героями их историю.
Чтение детям художественной литературы должно быть ежедневным не только в детском саду, но и дома. Регулярное, интересное чтение должно войти в привычку, стать обычаем и традицией группы.