Ознакомление детей якутским прикладным искусствам

Светлана Осорова
Ознакомление детей якутским прикладным искусствам

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЯКУТСКИМ ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ

Народное прикладное искусство глубоко традиционно, что проявляется не только в преемственности художественных навыков, но и в устойчивом сохранении на протяжении длительного времени наиболее характерных образов, форм, мотивов. Оно донесло до нашей эпохи богатое художественное наследие, ставшее основой для развития современного декоративного искусства.

Связь с бытом и трудом определяет особенности художественного языка народного прикладного искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, лён, шерсть, мех, обрабатывая которые с помощью несложных орудий, они достигали высокого художественного уровня и технического совершенства.

Надо сформировать у детей представление о том, что наша страна многонациональна и каждый народ имеет свой язык, свои песни, сказки, о других народах нашей страны. Эта задача решается у нас с младших групп детского сада, со знакомства детей с родным краем — Якутией, с якутским искусством. Декоративно-прикладное искусство — древняя, самобытная область изобразительного творчества якутского народа.

В детском саду мы знакомим детей с некоторыми видами народного декоративно-прикладного искусства. Во всех группах создаются уголки прикладного искусства Якутии, где сосредотачиваются различные виды утвари - это чороны, кытыйа - чаши из дерева; ыагайа, ыагас - туеса из бересты; игрушки из тальника, музыкальные инструменты - хомус, тюнюр; изделия из меха, украшенные бисером, малая скульптура, значки о Якутии, макеты, отображающие быт якутского народа, национальные игры. Материал этих уголков постоянно меняется, пополняется из музея якутского

национального искусства, который создан в детском саду силами пе-дагогов, родителей. Замечательные чороны — деревянные сосуды в виде огромных бокалов, покрытые тонкой геометрической резьбой. Они выдалбливались из дерева с помощью простейших инструментов. Их пропитывали животным жиром и сушили на открытом воздухе, благодаря чему они приобретали коричневый или красновато-коричне-вый цвет.

Наибольшее распространение получили чороны на одной ножке, но встречаются чороны и на трех ножках, причем ножки сходны с лошадиным копытцем. Пояса геометрического орнамента украшают чорон. Так, поскольку почитаемым числом у якутов в древности было число девять, то и поясов чаще всего девять. После того, как у детей возникает достаточное представление о чороне, вносим чорон на занятия по изобразительной деятельности. Дети рисуют с натуры, отображая внешний вид, форму чорона, узор на стенках. Освоение отдельных технических приёмов вполне доступно детям дошкольного возраста и делает их творчество более интересным и привлекательным.

В качестве будничной домашней посуды якуты пользовались долблёнными чашами — кытыйа. Исследователи отмечают, что в якутских семьях имеется немало деревянных кытыйа, разной величины для пищи — они выдалбливаются из дерева берёзы или лиственницы при помощи особого инструмента. Дети рисуют чаши, украшают этим своеобразным орнаментом.

В детском саду в каждой группе имеются якутские национальные игрушки из дерева. Они представляют зачатки круглой деревянной скульптуры. Это очень стилизованные изображения коров, телят и быков, вырезанные из веток тальника, поверхность их покрыта глу-бокими, на толщину коры, геометрическими прорезями. Узоры самые

простые, впереди вырезаны рога. В основном используем эти игрушки для того, чтобы познакомить детей с прошлым якутского народа. |

В хозяйственном инвентаре якутской семьи было много берестяной посуды. Изделия из бересты были известны в Якутии давно. Обращаем внимание детей на то, как скрепляют бытовые берестяные изделия обручами из прутьев тальника и оплетают шнурами из конского волоса.

Детей знакомим также и с таким искусным занятием якутов, как шитьё бисером. Предлагаем для рассматривания альбомы с национальными узорами для унтов, рукавиц, сумочек, кошельков. Знакомим с историей проникновения бисера в Сибирь, а затем в Якутию.

Затем представляем для рассмотрения натуральные изделия — рукавички, сумки, кошельки, унты. Обращаем внимание на сочетание различных материалов при выполнении работ — меха, бисера, бусов, замши. Делаем сравнительный анализ узоров для рукавиц и унтов.

Ювелирное дело занимало особое место. В традиционном понимании ювелирными называли изделия, изготовленные из серебра и золота. В ассортименте якутских изделий из серебра и золота преобладали украшения женского наряда. Серебряный декор применялся и в мужской одежде. Якуты, как древние коневоды, уделяли большое внимание красоте и разнообразию убранства верхового коня. Декорировке серебром или цветными металлами подвергалась почти вся конская сбруя.

Сравнительно позднее якутские ювелиры освоили и изготовление различной посуды, личных вещей. Знакомим детей с видами ювелирных изделий, используя книгу Ф. М. Зыкова «Ювелирные изделия якутов», а также вносим натуральные вещи из золота и серебра для рас-сматривания.

Делятся ювелирные изделия на три вида:

1) Украшения и предметы личного обихода — серьги, якутские серьги — бусиные, колечки, с подвесками; шейное ожерелье, браслеты, косоплетка для украшения волос, наспинное украшение, нагрудное украшение, начельник — бастынга, серебряная бляха — солнце, нарядный пояс — мужской и женский, ухочистка, щипчики, сумочка с серебряными бляшками, украшение ножен, рукоятки ножей и опахал, гребёнки.

2) Посуда и убранство стола: ложки, вилки, чайники, сахарницы, украшенные орнаментом. Деревянная посуда украшалась ободами и подвесками из серебра и меди.

3) Украшение конской сбруи.

Украшались седло, чепрак для коня - накидка. Как произведения народного современная якутская, декоративного искусства интересен праздничный конский чепрак. Чепраки из сукна и бархата расшиваются бисером и ШТампованными металлическими бляшками.

Особое место среди всех видов декоративного искусства Якутии занимает художественная резьба по кости. На Севере Якутии в слоях вечной мерзлоты до сих пор находят бивни мамонта. Мамонтовая кость является драгоценным материалом, который хорошо поддается обработке и полировке.

Большую роль в системе ознакомления детей с якутским народным прикладным творчествам играет кукла. В детском саду много кукол в якутских национальных костюмах. Костюмы кукол разнообразные: летняя праздничная, современная якутская и меховая зимняя одежда.

Таким образом, мы видим, что в народном якутском творчестве заключён богатейший воспитательный материал для знакомства с

родным краем. Используя этот материал, мы показываем ребёнку широкий мир деятельности якутского народа, раскрываем его жизнь в новых для него чертах и образах.

Знакомство с национальным прикладным искусством ведётся на основе наглядности: при подготовке наглядных пособий педагоги ставят перед собою и решают задачу полнее и разнообразнее отобразить черты якутского народного искусства. Наряду с народными образцами, используются фотографии, зарисовки, стенды, выполненные в различных вариантах.

Рассматривание иллюстраций в книгах М. В. Хабаровой «Народное искусство Якутии», Н. И. Каплан «Декоративно-прикладное искусство народов Крайнего Севера», А. Житомирского «Река-Лена», Ю. Семёнова «Якутия сегодня», М. Егорова «Город Якутск», В. Гусева «Город на Лене» позволяет воспитателю познакомить детей со старинной якутской одеждой, с её названиями («бастынга», «хасыаччык», «илин кэбисэр» и другие, рассмотреть орнаментальную и цветовую композицию.

Сочетание методов, перечисленных выше, воспитывает у детей интерес к искусству Якутии, способствует закреплению знаний о родном крае и применению этих знаний на занятиях по рисованию, аппликации и в самостоятельной деятельности, тем самым развитию у детей художественного вкуса, творчества. Они становятся любознательнее, учатся видеть красивое в природе и быту.

Осорова Светлана Дмитриевна

МБДОУ №56 «Пушинка»

г. Якутск

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?»Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?» Педагогам-дошкольникам известно, какую неоценимое значение для развития дошкольников имеют игры. Ведь именно в игре дети лучше усваивают.

Консультация «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством» «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,.

Консультация «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством» «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,.

Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством Русский народный костюм. Легенда «Откуда появились знаки в рисовании». (Знакомство со знаками народных орнаментов) вариант.

Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством родного края. Михайловское кружевоОзнакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством родного края. Михайловское кружево Для подготовительной логопедической группы Цель: Через декоративное рисование формировать художественно-творческие способности детей и.

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством «Расписное чудо» Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством "Расписное чудо"Паспорт проекта Тип проекта:.

Развитие координационных способностей детей при занятиях спортивно-прикладным фехтованием Отличительной особенностью современной системы образования является расширение спектра образовательных услуг, наряду с традиционными, появился.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ознакомление детей якутским прикладным искусствам
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 08:40
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 сентября. Осенины

«Осенины – славной осени именины» – 24 сентября отмечается древнеславянский праздник Осенины. Для наших предков, живущих земледельческим календарем, это была особая дата. Этот день символизировал...

23 сентября. День викторин на МААМ

Интеллектуально-развлекательные игры становятся уместным детским мероприятием перед любым календарным праздником. Либо просто так, без повода. Формат викторины может быть самым разным, в том числе и...

Консультация для родителей «Почитай мне, мама!»
Консультация для родителей: "ПОЧИТАЙ МНЕ, МАМА! " Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, -...
Спортивное развлечение в форме квест-игры «Остров сокровищ» для детей старшей группы
Спортивное развлечение квест-игра «Остров сокровищ» для детей старшей группы Чиненов Александр Владимирович Инструктор по физической культуре г. Сасово...
Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Грибы на лесной полянке»
Программное содержание. Продолжать развивать навыки детей в работе с ножницами, учить размещать готовые формы на листе, способствовать совершенствованию...