МААМ-картинки

Ознакомление детей якутским прикладным искусствам

Светлана Осорова
Ознакомление детей якутским прикладным искусствам

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЯКУТСКИМ ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ

Народное прикладное искусство глубоко традиционно, что проявляется не только в преемственности художественных навыков, но и в устойчивом сохранении на протяжении длительного времени наиболее характерных образов, форм, мотивов. Оно донесло до нашей эпохи богатое художественное наследие, ставшее основой для развития современного декоративного искусства.

Публикация «Ознакомление детей якутским прикладным искусствам» размещена в разделах

Связь с бытом и трудом определяет особенности художественного языка народного прикладного искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, лён, шерсть, мех, обрабатывая которые с помощью несложных орудий, они достигали высокого художественного уровня и технического совершенства.

Надо сформировать у детей представление о том, что наша страна многонациональна и каждый народ имеет свой язык, свои песни, сказки, о других народах нашей страны. Эта задача решается у нас с младших групп детского сада, со знакомства детей с родным краем — Якутией, с якутским искусством. Декоративно-прикладное искусство — древняя, самобытная область изобразительного творчества якутского народа.

В детском саду мы знакомим детей с некоторыми видами народного декоративно-прикладного искусства. Во всех группах создаются уголки прикладного искусства Якутии, где сосредотачиваются различные виды утвари - это чороны, кытыйа - чаши из дерева; ыагайа, ыагас - туеса из бересты; игрушки из тальника, музыкальные инструменты - хомус, тюнюр; изделия из меха, украшенные бисером, малая скульптура, значки о Якутии, макеты, отображающие быт якутского народа, национальные игры. Материал этих уголков постоянно меняется, пополняется из музея якутского

национального искусства, который создан в детском саду силами пе-дагогов, родителей. Замечательные чороны — деревянные сосуды в виде огромных бокалов, покрытые тонкой геометрической резьбой. Они выдалбливались из дерева с помощью простейших инструментов. Их пропитывали животным жиром и сушили на открытом воздухе, благодаря чему они приобретали коричневый или красновато-коричне-вый цвет.

Наибольшее распространение получили чороны на одной ножке, но встречаются чороны и на трех ножках, причем ножки сходны с лошадиным копытцем. Пояса геометрического орнамента украшают чорон. Так, поскольку почитаемым числом у якутов в древности было число девять, то и поясов чаще всего девять. После того, как у детей возникает достаточное представление о чороне, вносим чорон на занятия по изобразительной деятельности. Дети рисуют с натуры, отображая внешний вид, форму чорона, узор на стенках. Освоение отдельных технических приёмов вполне доступно детям дошкольного возраста и делает их творчество более интересным и привлекательным.

В качестве будничной домашней посуды якуты пользовались долблёнными чашами — кытыйа. Исследователи отмечают, что в якутских семьях имеется немало деревянных кытыйа, разной величины для пищи — они выдалбливаются из дерева берёзы или лиственницы при помощи особого инструмента. Дети рисуют чаши, украшают этим своеобразным орнаментом.

В детском саду в каждой группе имеются якутские национальные игрушки из дерева. Они представляют зачатки круглой деревянной скульптуры. Это очень стилизованные изображения коров, телят и быков, вырезанные из веток тальника, поверхность их покрыта глу-бокими, на толщину коры, геометрическими прорезями. Узоры самые

простые, впереди вырезаны рога. В основном используем эти игрушки для того, чтобы познакомить детей с прошлым якутского народа. |

В хозяйственном инвентаре якутской семьи было много берестяной посуды. Изделия из бересты были известны в Якутии давно. Обращаем внимание детей на то, как скрепляют бытовые берестяные изделия обручами из прутьев тальника и оплетают шнурами из конского волоса.

Детей знакомим также и с таким искусным занятием якутов, как шитьё бисером. Предлагаем для рассматривания альбомы с национальными узорами для унтов, рукавиц, сумочек, кошельков. Знакомим с историей проникновения бисера в Сибирь, а затем в Якутию.

Затем представляем для рассмотрения натуральные изделия — рукавички, сумки, кошельки, унты. Обращаем внимание на сочетание различных материалов при выполнении работ — меха, бисера, бусов, замши. Делаем сравнительный анализ узоров для рукавиц и унтов.

Ювелирное дело занимало особое место. В традиционном понимании ювелирными называли изделия, изготовленные из серебра и золота. В ассортименте якутских изделий из серебра и золота преобладали украшения женского наряда. Серебряный декор применялся и в мужской одежде. Якуты, как древние коневоды, уделяли большое внимание красоте и разнообразию убранства верхового коня. Декорировке серебром или цветными металлами подвергалась почти вся конская сбруя.

Сравнительно позднее якутские ювелиры освоили и изготовление различной посуды, личных вещей. Знакомим детей с видами ювелирных изделий, используя книгу Ф. М. Зыкова «Ювелирные изделия якутов», а также вносим натуральные вещи из золота и серебра для рас-сматривания.

Делятся ювелирные изделия на три вида:

1) Украшения и предметы личного обихода — серьги, якутские серьги — бусиные, колечки, с подвесками; шейное ожерелье, браслеты, косоплетка для украшения волос, наспинное украшение, нагрудное украшение, начельник — бастынга, серебряная бляха — солнце, нарядный пояс — мужской и женский, ухочистка, щипчики, сумочка с серебряными бляшками, украшение ножен, рукоятки ножей и опахал, гребёнки.

2) Посуда и убранство стола: ложки, вилки, чайники, сахарницы, украшенные орнаментом. Деревянная посуда украшалась ободами и подвесками из серебра и меди.

3) Украшение конской сбруи.

Украшались седло, чепрак для коня - накидка. Как произведения народного современная якутская, декоративного искусства интересен праздничный конский чепрак. Чепраки из сукна и бархата расшиваются бисером и ШТампованными металлическими бляшками.

Особое место среди всех видов декоративного искусства Якутии занимает художественная резьба по кости. На Севере Якутии в слоях вечной мерзлоты до сих пор находят бивни мамонта. Мамонтовая кость является драгоценным материалом, который хорошо поддается обработке и полировке.

Большую роль в системе ознакомления детей с якутским народным прикладным творчествам играет кукла. В детском саду много кукол в якутских национальных костюмах. Костюмы кукол разнообразные: летняя праздничная, современная якутская и меховая зимняя одежда.

Таким образом, мы видим, что в народном якутском творчестве заключён богатейший воспитательный материал для знакомства с

родным краем. Используя этот материал, мы показываем ребёнку широкий мир деятельности якутского народа, раскрываем его жизнь в новых для него чертах и образах.

Знакомство с национальным прикладным искусством ведё тся на основе наглядности: при подготовке наглядных пособий педагоги ставят перед собою и решают задачу полнее и разнообразнее отобразить черты якутского народного искусства. Наряду с народными образцами, используются фотографии, зарисовки, стенды, выполненные в различных вариантах.

Рассматривание иллюстраций в книгах М. В. Хабаровой «Народное искусство Якутии», Н. И. Каплан «Декоративно-прикладное искусство народов Крайнего Севера», А. Житомирского «Река-Лена», Ю. Семёнова «Якутия сегодня», М. Егорова «Город Якутск», В. Гусева «Город на Лене» позволяет воспитателю познакомить детей со старинной якутской одеждой, с её названиями («бастынга», «хасыаччык», «илин кэбисэр» и другие, рассмотреть орнаментальную и цветовую композицию.

Сочетание методов, перечисленных выше, воспитывает у детей интерес к искусству Якутии, способствует закреплению знаний о родном крае и применению этих знаний на занятиях по рисованию, аппликации и в самостоятельной деятельности, тем самым развитию у детей художественного вкуса, творчества. Они становятся любознательнее, учатся видеть красивое в природе и быту.

Осорова Светлана Дмитриевна

МБДОУ №56 «Пушинка»

г. Якутск

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?»Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?» Педагогам-дошкольникам известно, какую неоценимое значение для развития дошкольников имеют игры. Ведь именно в игре дети лучше усваивают.

Консультация «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством» «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,.

Консультация «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством» «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,.

Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством Русский народный костюм. Легенда «Откуда появились знаки в рисовании». (Знакомство со знаками народных орнаментов) вариант.

Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством родного края. Михайловское кружевоОзнакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством родного края. Михайловское кружево Для подготовительной логопедической группы Цель: Через декоративное рисование формировать художественно-творческие способности детей и.

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством «Расписное чудо» Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством "Расписное чудо"Паспорт проекта Тип проекта:.

Развитие координационных способностей детей при занятиях спортивно-прикладным фехтованием Отличительной особенностью современной системы образования является расширение спектра образовательных услуг, наряду с традиционными, появился.

Презентация «Создание модели одежды с национальным якутским колоритом» С помощью традиционной одежды человек органично (гармонично) вписывался в окружающую среду, так как на цвет материалов большое влияние оказывают.

Занятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группеЗанятие по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством в подготовительной группе Цель: познакомить детей с декоративно - прикладным искусством. Задачи:- Образовательная: расширять и закреплять представления детей об.

Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством в объединении ДЮЦ «Волшебный клубок» Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно – прикладным творчеством в объединении "Волшебный клубок" Проблема здоровья сейчас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей якутским прикладным искусствам
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 08:40
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД