Папки-передвижки

Ознакомление детей с народной культурой, историей и традициями родного края с использованием музейной педагогики

Ольга Потриденная
Ознакомление детей с народной культурой, историей и традициями родного края с использованием музейной педагогики

В современной ситуации переживания социальных и нравственных деформаций особенно обострилась проблема приобщения ребёнка к духовным и эстетическим ценностям.

Поэтому в рамках направления программы «Социально-личностного развития», образовательная область «Социализация» я провожу работа с детьми по развитию познавательного интереса к краеведению, к истории семьи, города; формированию эстетического и нравственного восприятия родного края.

Публикация «Ознакомление детей с народной культурой, историей и традициями родного края с использованием музейной педагогики» размещена в разделах

В своей работе использую методику музейной педагогики, задачей которой является наилучшее педагогическое использование музейных предметов для развития личности. Дети с удовольствием соприкасаются с предметами старины, действуют с ними,

Музейная педагогика помогает в решении насущных проблем воспитания, образования и духовного развития личности ребёнка.

«Музей способен дать человеку то, чего не могут дать ни школа, ни телевидение, ни другие новейшие достижения цивилизации - опыт личного соприкосновения с реальностью культуры и истории, опыт переживания времени через пространство, содержащее зримые, соразмерные человеку и человечеством порождённые ценности.»

В младших группах я начинала свою работу с организации и обыгрывания небольших выставок («Мои любимые игрушки», «Игрушки наших бабушек», «Что хранится у нас дома», «Старинные ёлочные игрушки», «Предметы быта в старину»). Дети и родители с удовольствием включились в организацию выставок, приносили экспонаты. Мы устраивали музейные дни, приглашали родителей и детей из других групп. Дети с удовольствием рассказывали о своих, принесённых экспонатах, часто, чтобы поддержать своих детей в рассказ включались и родители. С помощью музыкального руководителя и инструктора по физкультуре, я устраивала тематические развлечения для детей с использованием экспонатов : «Едем в гости к бабушке», «В сундуке у бабушки Арины». В этой работе формировались доброжелательные взаимоотношения между детьми и взрослыми, углублялись представления детей о семье, воспитывалась любовь к родному краю, развивалось свободное общение со взрослыми и детьми, развивались все компоненты устной речи.

Далее эти выставки переросли в минимузей. Экспонаты постоянно менялись, пополнялись детьми и родителями всего дошкольного учреждения. Была собрана экспозиция «Русская изба» в рамках которой мы проводили, совместную деятельность с детьми: игры, театрализованные представления, беседы, досуги, развлечения и т. д.

Многие родители проявили заинтересованность моей работой в этом направлении, оказывали помощь в сборе экспонатов, оформлении выставок. Участвовали в родительском собрании «Музейная педагогика нашим детям», в семинаре-практикуме «Детские игрушки сделаем сами». Оказывали помощь в изготовлении атрибутов, костюмов для театрализованных игр и представлений.

Следующим этапом моей работы стал выход в Приморский краеведческий музей. Сначала наши экскурсии были ознакомительными. Мы посетили все выставки устраиваемые в музее, позже в группе дети с удовольствием делились впечатлениями об увиденном, рассказывали родителям, делали рисунки.

В дальнейшем я стала проводить непосредственно образовательную деятельность («Развитие речи, «Ознакомление с окружающим») на базе экспозиций музея.

В старшей группе приобщаю детей к ценностям традиционной народной культуры, которая имеет значение корневой основы всего «древа» культуры. Название этапа объясняется важностью этого понятия в жизни человека и народной культуре. Дом – это первая жизненная среда, с которой сталкивается ребёнок, которая близка ему. С другой стороны дом – это модель, позволяющая воспроизвести картину целого мира и ввести ребёнка в этот мир. Дом – это «малая родина», где идёт воспитание этического самосознания.

В подготовительной к школе группе акцентирую внимание на познании народной культуры через познание традиций семьи и города. В неё, кроме знаний по истории, также включены элементы этнографии, и краеведения.

Углублённая работа по данному направлению даёт детям представление об истории и традициях семьи и г. Приморска, знакомит с памятниками архитектуры и культуры, для них Приморск (Койвисто) – Отечество, «малая родина», родной дом.

Кроме того, дети знакомятся с окружающим миром: запоминают на прогулке интересные места своего города, учатся объяснять их особенности, зарисовывать интересные достопримечательности, рассказывают, что интересного есть у нас в городе.

Ребята учатся беречь всё то, что нас окружает: памятники архитектуры, родную природу.

Дети, изучая традиции предков, принимают непосредственное участие в мини спектаклях, приобретая простейшие навыки работы с сельскохозяйственными инструментами, умение пользоваться предметами быта одеждой и обувью которыми пользовались их бабушки и дедушки.

Цель моей работы:

Пробуждение познавательного интереса к краеведению, к истории семьи, города; формирование эстетического и нравственного восприятия родного края.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с историей и традициями семьи и города;

• дать представление о предметном мире народной культуры, о составе и укладе жизни традиционных крестьянских семей дать базовые навыки применения бытовых предметов предыдущих поколений.

Развивающие:

• Развивать интерес к образу жизни и традициям предыдущих поколений;

• раскрывать и поддерживать внутренний творческий потенциал каждого ребёнка через включение в игру;

• развивать воображение, фантазию и творческую инициативу детей.

Воспитательные:

• Формировать бережное и уважительное отношение к традициям народной культуры и родному краю;

• способствовать развитию навыков коллективной деятельности;

• формировать у детей способность к сопереживанию;

Работа проводится на базе Приморского историко-краеведческого музея с использованием имеющихся в музее экспонатов, временные игровые площадки и наглядные пособия.

В основе совместной деятельности взрослого и детей лежит предметно- вещный мир культуры, музейный предмет, памятники, историко-культурная среда – как источник знаний, эмоций и ценностных ориентиров. В процессе обучения выставочные площадки музея могут превращаться в сценическую площадку и наоборот, игровой зал – в творческую мастерскую и наоборот.

Музей выступает в качестве инструмента познания, школы визуального и пространственного воспитания, социального инструмента памяти, передающего духовный, нравственный, эстетический исторический опыт, традиции поколений.

Публикации по теме:

Долгосрочный проект в детском саду «С чего начинается Родина?» Долгосрочный проект «С чего начинается Родина» ГБОУ СОШ № 1994 СП №2 (детский сад 2485) Срок реализации: 3 года руководитель: старший.

Педсовет-круглый стол: «К вопросу о социально-личностном развитии дошкольников». .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей с народной культурой, историей и традициями родного края с использованием музейной педагогики
Опубликовано: 18 января 2014 в 22:09
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД