Папки-передвижки

Ознакомление детей старшей группы с народными промыслами на примере городецкой росписи

Елена Воронова
Ознакомление детей старшей группы с народными промыслами на примере городецкой росписи

Ознакомление детей старшей группы с народными промыслами (городецкий промысел)

В наше время немало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями.

Публикация «Ознакомление детей старшей группы с народными промыслами на примере городецкой росписи» размещена в разделах

При использовании городецкой росписи или другого народного промысла в художественном творчестве дошкольников формируются условия для приобщения детей к народному творчеству.

Детей следует как можно раньше приобщать к народной культуре, овладевая специальными знаниями и особенно умениями, дошкольники с увлечением включаются в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на их общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, добросовестному труду.

Конечно, дети не смогут с достаточной полнотой овладеть изучаемыми народными ремеслами, да этого и не требуется. Задачей воспитателя является создание условий, направленных на развитие художественных способностей детей, воображение и образное мышление, которые способствуют приобщению детей к народной городецкой росписи, помогают закрепить технические навыки, полученные ранее, учат анализировать и сравнивать и, используя народный промысел «Городецкая роспись», оптимизировать процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

О. А. Соломенникова при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с народным городецким промыслом выделяет следующие задачи:

Расширять знания детей о происхождении данного промысла. Расширять представления детей о том, что в городецких мотивах художники рисуют птиц, животных и человека. Учить детей выделять характерные особенности данного промысла. Учить выполнять декоративные элементы городецкой росписи. Закреплять навыки работы с палитрой и умение составлять оттенки цветов, смешивая цветную гуашь с белилами. Учить детей украшать городецкой росписью деревянные изделия.

Формировать у детей представления о стилизованных формах народной росписи. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров. Закреплять представления об особенностях народной росписи. Показать взаимосвязь изобразительного, устного и музыкального фольклора. Расширять представления детей об особенностях иллюстрирования произведений устного фольклора (потешки, загадки, сказки). Показать взаимосвязь народного искусства и профессионального творчества художников-иллюстраторов.

Развивать воображение, творчество, самостоятельность. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

К концу года ребенок может:

– различать и называть виды народного декоративно-прикладного искусства (дымковская, филимоновская игрушка, городецкий промысел);

– называть характерные особенности народной росписи;

– составлять узоры на бумажных силуэтах в соответствии с видом народной росписи;

– лепить игрушки из глины;

– композиционно располагать рисунок на листе бумаги;

– выполнять декоративные элементы городецкой росписи;

– закрашивать рисунок, не заходя за контур;

– смешивать краски на палитре.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснение, рассказы, а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, рисование, то выделяются методы наглядные, словесные, практические.

Воспитатель в своей работе применяет использование мотивационного материала на подготовительном этапе занятия. В качестве мотивирующего начала занятия педагогом могут быть применены разнообразные формы и привлечено дополнительное оборудование:

Использование наглядного материала: стенды с тематическими плакатами, картинками, раздаточный материал, выставка изделий городецких мастеров.

Использование текстов народных сказок.

Чтение стихотворений, потешек, пословиц и поговорок, загадок.

Музыкальное сопровождение (прослушивание русских народных песен, звучание народных инструментов — балалайка, гармонь, свирель и др.)

Создание сюрпризных моментов, проблемных ситуаций, проведение игр. Включение игровых элементов на различных этапах занятия соответствует ведущей форме получения знаний у детей 5–6 лет — игре. Проблемные ситуации и беседы выполняют задачу развития логического мышления и умения грамотного построения устной речи.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре касается всех образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Работая по принципу интеграции образовательных областей, педагог может организовать свою работу в этой области разнообразно и интересно, именно так, чтобы вся донесенная информация была воспринята дошкольниками глубоко и надолго осела в их сердцах.

Ознакомление старших дошкольников с произведениями народно-декоративного искусства О. В. Корчинова в своей книге «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях» осуществляется через:

1. Знакомство с историей появления вида декоративно-прикладного искусства.

2. Особенности декоративных образов.

3. Отличительные особенности декоративно-прикладного произведения.

4. Выделение выразительных средств.

Поэтому обучение детей необходимо начать с рассматривания с изделиями, расписанными городецкой росписью, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях городецкой росписи.

Городецкая роспись поражает детей своей яркостью, ни с чем не сравнимой красотой, красочностью. Контрастные сочетания, яркие цвета, пробуждают в детях интерес к городецкому промыслу, вызывают желание самим научиться так расписывать.

Детям показывая изделия, красочные иллюстрации, с огромным интересом, затаив дыхание, слушают рассказ воспитателя, ведь каждое изделие можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи.

При рассматривании с детьми изделий Городца или иллюстраций, обращается внимание, во-первых, на особенности городецкой росписи, во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих, необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету.

Целью рассматривания изделий городецких мастеров и их иллюстраций является приобщение детей к народному творчеству и выделение элементов городецкой росписи.

Большую помощь в приобщении детей к прекрасному могут оказать прогулки. Ведь наблюдения за природой доставляют детям большую радость и удовольствие, оставляя часто неизгладимый след в их жизни, сознании.

На основе этих впечатлений закладываются зачатки любви к родному краю, русской природе, нашему народному творчеству.

Целевые прогулки проводятся как предварительная работа по подготовке к занятию. Наблюдения можно организовать со всей группой детей в утренние или вечерние часы. Основным методом в процессе наблюдения является беседа.

Дети учатся не только наблюдать за объектами живой природы, но и зарисовывать их палочкой на земле, а впоследствии карандашами, красками на бумаге. Природа способствует умственному развитию детей, их восприятию и отношению к цвету как к важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса. Если приучить любоваться яркими красками природы (неба при закате и восходе, замысловатой формой снежинок, красотой ярко-желтых, красных осенних листьев и т. д., у ребенка развивается художественный вкус, он глубже может познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Организация занятий по народно-декоративному искусству может быть самая разнообразная: экскурсия на выставку, организованную в группу, методическом кабинете, зале или музее дошкольного учреждения; приглашение народных мастеров, художников. Дети попадают в необычный мир искусства, приобщаются к художественной культуре.

В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождается художественным словом, потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен.

В течение обучения детей родителям необходимо демонстрировать выставки детских работ с целью показать родителям успехи их детей в освоении городецкой росписи.

На родительском собрании можно провести беседу с родителями на тему «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье», в которой показать значение воспитания эстетического вкуса в развитии личности ребенка. И поэтому первая задача семьи - развить у ребенка эстетическое восприятие всего окружающего мира.

На следующем родительском собрании рассказать об истории городецкого промысла, ее мастерах, чтобы родители смогли понять и оценить всю красоту этих изделий, расписанных яркими красками. Такая предварительная работа с родителями поможет сильнее заинтересовать детей, так как родители, поняв важность этой работы, в свою очередь, дома могут рассматривать вместе с детьми иллюстрации, книги, рекомендованные им педагогом.

Эффективной формой работы с родителями станут домашние задания, в которых родители окажут неоценимую помощь, рисуя дома с детьми городецкие узоры и играя в дидактические игры.

Городецкая роспись традиционно выполняется темперой – красками. Ребят необходимо научить приему разбавления краски, так как для создания узоров городецкой росписи для работы необходимо приготовить по два оттенка каждого основного цвета – насыщенный и разбавленный. Высыхая, гуашь приобретает белесовый оттенок, дошкольники должны знать, что приступать к следующему этапу росписи можно, только когда полностью высох ранее нанесенный слой краски.

Первоочередная задача в обучении городецкой росписи – научить детей правильно держать кисточку. Локоть должен быть зафиксирован на рабочей поверхности, кисть руки свободна, для удобства можно слегка упираться о стол мизинцем. Рисовать нужно, держа кисть под прямым углом к украшаемой поверхности.

Н. П. Сакулина и Т. С. Комарова отмечает, что из разнообразных мотивов городецкой росписи нужно взять для показа дошкольникам только узоры из цветов бутонов и листьев. Наиболее сложный элемент этих росписей – цветок. Поэтому для начала выбирают узор на полосе из чередующихся бутонов и листьев. Можно подобрать разные варианты бутонов и листьев, но в рисовании их кистью имеется определенная последовательность: прежде всего рисуется круглое пятно, затем, когда пятно подсохнет, на нем наносится дугообразный мазок и маленький кружочек-более темным цветом того же тона (на розовом - темно-красным, на голубом--темно-синим). Дуга рисуется или белой краской, или тоже темной, того же цвета, что и кружочек. В одном бутоне не используются разные цвета, например, голубой и темно - красный или желтый. Листья попарно располагаются между бутонами. Их рисуют зеленым цветом, а жилки в них-тонкими черными линиями. Подавляющее большинство детей сразу усваивают эту особенность расцветки. Овладев приемами рисования бутонов и листьев, дети знакомятся с возможными вариантами их расположения и окраски. Они вносят изменения в их исполнение, не нарушая основных условий в подборе цветов, расположении и обогащении деталями. На последующих НОД делается общий узор на полосе.

Затем детям показывают узоры, в которые входят изображения цветка, бутонов и листьев более сложных по разработке и в ином расположении. Обращается внимание на то что, крупный цветок находится в середине, от него вправо и влево располагаются листья и бутоны. Цветок рисуется также в определенной последовательности, начиная с круглого пятна. Затем на него наносятся дуги, рисуется кружочек серединки (сбоку) полукруглые лепестки, и вокруг и т. д. Дети рассматривают несколько вариантов построения цветка, различные украшающие его детали. После этого они рисуют узор с крупным цветком посередине, в указанной последовательности, часть за частью. В деталях, украшающих цветок, они проявляют свой вкус и свою изобретательность. Краски подбираются с соблюдением тех же условий, что и при рисовании бутонов: весь цветок выполняется в красных, синих или в оранжевых, в фиолетовых тонах; мелкие детали рисуются белым или черным цветом.

На последующих НОД дети знакомятся с более сложным построением узора и более разнообразной разработкой цветка, листа и бутона. Они получают все более богатый материал для самостоятельных поисков вариантов исполнения.

После четырех НОД, когда детям показывались народные орнаменты в качестве образцов, им предлагается нарисовать узор для прямоугольной доски (для резки хлеба на обратной стороне). На шестом НОД выполняют части коллективной композиции в духе городецкой росписи. Весь цикл НОД занимает половину учебного года, с января по май.

Таким образом: при использовании на занятиях по декоративному рисованию различных методов, таких как: рассматривания иллюстраций, изделий городецких мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов об этом промысле, наблюдений в природе, работы с родителями у детей может появиться устойчивый интерес к городецкой росписи, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, станут лучше владеть кистью, рука будет более «твердой», они смогут назвать все элементы городецкой росписи. Всё это будет способствовать развитию их художественных и интеллектуальных способностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. – М. : Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

2. Бойчук, И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Средняя группа / И. А. Бойчук. -

3. Городецкая роспись. Художественный альбом для занятий с детьми 7-9 лет

4. Васильева К. В. Народное декоративно-прикладное искусство как средство приобщения дошкольников к культуре родного края [Электронный ресурс] / К. В. Васильева Д. А. Гусев // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10-3. – С. 562-565. – Режим доступа: URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7543 (дата обращения: 14.12.2017).

5. Жданова Л. У. Методика обучения младших школьников городецкой росписи / Л. У. Жданова, А. А. Абрарова, Л. Р. Кульгарина // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 165-167. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6249/

6. Ильченко, М. С. Методическое пособие по городецкой росписи / М. С. Мишин. М., 2002. – 44 с.

7. Корчинова, О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. – Ростов-на-Дону, 2002. – 320 с.

8. Народное искусство в воспитании детей / под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Российское педагогическое агентство, 1997. – 208 с.

9. Народное искусство в воспитании дошкольников (для педагогов дошкольных учреждений, руководителей изостудий) / под ред. Т. С. Комаровой. – М. : ПОР, 2006. – 256 с.

10. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. – М. : Просвещение, 1982. – 208с.

Публикации по теме:

«Знакомство детей 6–7 лет с народными промыслами Нижегородского края» ЦЕЛЬ:Познакомить детей с народными промыслами Нижегородского края (Городецкой, Хохломской, Полхово –Майданской росписью). ЗАДАЧИ:Создать.

Отчет по проекту «Знакомство с народными промыслами» в средней группеОтчет по проекту «Знакомство с народными промыслами» в средней группе Фотоотчет по проекту «Знакомство с народными промыслами»в средней группе Добрый день, уважаемые гости странички! Приглашаю Вас на виртуальную.

Интегрированное занятие по знакомству с народными промыслами «Золотые руки мастеров» в подготовительной группе Интегрированное занятие по знакомству с народными промыслами «Золотые руки мастеров» в подготовительной группе. Цель: Создание условий.

Конспект НОД Украшение разделочной доски по мотивам городецкой росписиКонспект НОД Украшение разделочной доски по мотивам городецкой росписи Конспект НОД по рисованию «Украшение разделочной доски по мотивам городецкой росписи». Образовательная область: «Художественно-эстетическое.

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию. Рисование гуашью: «Цветы городецкой росписи» для детей 5–6 лет Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) образовательная область: художественно-эстетическое развитие направление: Рисование.

Литературная викторина «В гости к Сказушке-рассказушке» (ознакомление детей с русскими народными сказками в старшей группе) Цель:закрепить знания детей о русских народных сказках. Задачи:формировать умение детей узнавать сказку по иллюстрациям,загадкам,эпизодам.

НОД по изобразительной деятельности для подготовительной группы. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи МКДОУ "Детский сад №15" села Верхняя Санарка Конспект НОД по изобразительной деятельности для подготовительной к школе группы. Тема: Декоративное.

Проект для средней группы «Знакомство с народными промыслами моего края» Участники проекта: дети средней группы, воспитатели. Срок реализации: 17 мая – 24 мая 2016г. Тип проекта: информационно – творческий.

Самообразование «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами России» Елена Виноградова План самообразования «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами.

Взаимодействие с родителями в рамках проекта по духовно-нравственному воспитанию «Знакомство с народными промыслами»Взаимодействие с родителями в рамках проекта по духовно-нравственному воспитанию «Знакомство с народными промыслами» На первоначальном этапе проекта в раздевалке группы и в нашей группе в соц. сетях родителям для ознакомления были предложены консультации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей старшей группы с народными промыслами на примере городецкой росписи
Опубликовано: 11 августа 2019 в 14:16
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД