Елена Шумайлова
Ознакомление дошкольников со слоговой структурой слова
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня серьёзной проблемой для детей с ЗПР стал неуклонный рост количества детей с различными нарушениями речи, а также утяжеление речевых нарушений и уровня речевого недоразвития. В последние годы у большинства детей в той или иной степени выражены нарушения слоговой структуры слова. Данные нарушения мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте. В связи необходимо самое серьёзное внимание уделять проблеме формирования слоговой структуры слова.
Публикация «Ознакомление дошкольников со слоговой структурой слова» размещена в разделах
- Слог. Слоговая структура речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Чтобы ребенок правильно передавал на письме звуковую сторону слова, не пропуская и не переставляя в нем буквы, надо научить его делить слово на слоги, устанавливать место и последовательность в нем звуков. Вот почему знакомство со слоговым анализом является важным этапом при обучении дошкольников грамоте и на начальных этапах и для дальнейшего усвоения грамматики родного языка. Очень важно, чтобы дети еще до обучения чтению научились делить слова на слоги.
Для решения этой проблемы мной были подобраны и используются в работе следующие дидактические игры и упражнения.
Цель
всех игр и упражнений: упражнять детей в делении слов на слоги; развивать мышление, речь.
Длинные и короткие слова.
У ребёнка картинки, перед ним на столе –рисунки: червяк, змея. Ребёнку предлагается назвать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребёнок кладёт картинку соответственно под змею или червяка.
Игра сделана по принципу фланелеграфа. Тучка и зонтик вырезаны из бархатной бумаги. На тучку ставится картинка. На зонтик должно упасть столько капель, сколько слогов в слове.
В работе стараюсь использовать подручный материал, который есть в каждой группе и не требует больших материальных затрат. Например, конструктор «Лего».
Этажи
1 вариант: разложи картинки в домики, количество этажей в домике соответствует количеству слогов в слове.
2 вариант : построй дом.
Пирамида
1. На доске схематический рисунок пирамиды, в основании которой 4 квадрата, выше — 3 квадрата, ещё выше — 2, затем — 1; картинки с предметами на разное количество слогов.
Детям раздаются картинки, разложи картинки по квадратам пирамиды так, чтобы количество слогов в слове совпадало с количеством квадратов в рядах пирамиды.
2. Нанизывание (либо снимание) колец на стержни с одновременным произнесением слогов (на каждое кольцо – один слог).
Слоговая линейка
Ребёнок проговаривает слово по слогам одновременно нажимает на кнопки
Игра «Телеграф»
Цель: составление слов с определенным количеством слогов
Описание игры: дети сидят за столом. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем угадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог называет одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей
В работе также использую печатный материал.
Закрась столько кружков (звёздочек, сколько слогов в слове.
Соедини картинку со схемой слова.