Ознакомление с предметным миром детей раннего возраста в период адаптации

Елена Корсакова
Ознакомление с предметным миром детей раннего возраста в период адаптации

Доклад из опыта работы по теме

«Ознакомление с предметным миром детей раннего возраста

в период адаптациик детскому саду».

воспитателя МБДОУ

детского сада №29 г. Павлово

Корсаковой Е. Н.

Адаптация – это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходиться и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть все сделать по режиму, хотя бы на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новеньких. Период привыкания детей – неизменно сложная проблема.

Как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла легко и безболезненно? Этот вопрос волнует всех, кто работает с малышами.

В нашем детском саду разработан адаптационный режим для детей раннего возраста.

Адаптационный режим используется в период комплектования групп раннего возраста.

Процесс привыкания детей в нашем детском саду начинается задолго до начала посещения ребёнком детского сада.

В 1-2 день – неформальное посещение детского сада.

Родители приходят с ребёнком в детский сад, гуляют по участку группы, по территории детского сада. Родители при этом рассказывают ребёнку о детском саде, о том, как хорошо и весело другим детям в детском саду.

Роль воспитателя на этом этапе - помочь родителям составить красочный и позитивный рассказ о детском саде, чтобы ребёнок захотел пойти в детский сад.

Следует отметить, что такие посещения детского сада ребёнка с мамой должны быть регулярными, но не длительными.

На этом этапе происходит первое знакомство с предметным окружением детского сада.

Гуляя по участку группы, мама показывает ребёнку оборудование участка: качели, песочницу, горку и т. д. Знакомит с действиями, которые можно производить на данном оборудовании: на качелях можно покачаться, в песочнице полепить куличики, с горки скатиться и т. д.

С 3 по 5 день у нас проходят первые посещения ребёнком детского сада в часы утренних прогулок, игр. Происходит первое знакомство ребёнка с воспитателем в присутствии мамы. Через игровое общение устанавливается контакт с ребёнком.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, интонацией, проявлением заботы к малышу.

К моменту прихода в детский сад ребёнок, как правило, уже хорошо выполняет предметные действия в соответствии с назначением предмета (собирает пирамидку,гремит погремушкой, открывает коробочки, тянет машину за верёвку и т. д., поэтому задача воспитателя на данном этапе - это увлечь ребёнка, познакомить его с разнообразными предметами и их свойствами.

Также начинается работа по формированию у ребёнка орудийных действий. Орудийные действия отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи - ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий.

Поэтому проводятся такие игры как:

«Игра с куклой»:

Воспитатель предлагает ребёнку куклу или другую игрушку. Просит показать, где у куклы носик, глазки, ручки и т. д.

Так же куклу можно покормить, попоить из чашки, причесать и т. д.

Таким образом, используются не сами предметы, а их уменьшенные аналоги (игрушки)

От имени куклы можно попросит ребёнка пособирать пирамидку, покатать машину и т. д.

«Игра с собачкой»:

Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»

Здесь так же используются игрушки, заменители реальных предметов.

На этом же этапе происходит знакомство воспитателя с родителями, проводятся беседы о жизни ребёнка в семье, уточняется режим дня, навыки и привычки ребёнка, способы кормления, укладывания на сон, посещение туалета и т. д. Убеждаем родителей соблюдать режим дня, приближённый к режиму детского сада.

С 6 по 8 день проводятся экскурсии по группе, в которых участвуют воспитатель, родитель и ребёнок. Экскурсия проводится во второй половине дня в отсутствии других детей. Устанавливается контакт между ребёнком и воспитателем в новой обстановке.

На данном этапе самое главное для воспитателя – завоевать доверие малыша, его привязанность. Устанавливаем не только телесный, но и душевный контакт. Это как бы «присоединение» к душе ребёнка – психологическое поглаживание «Ты хороший»(с произношением имени, можно взять ребёнка на руки, прижать, приласкать.

У ребёнка формируется интерес к сотрудничеству со взрослым, что является залогом успешной работы в ознакомлении с окружающими предметами, игрушками,формировании интереса к действиям с ними.

Воспитатель знакомит ребёнка с предметным окружением группы, показывает ребёнку игрушки, оборудование в группе, предлагает поиграть.

Проводятся следующие игры с ребёнком:

Игры с сюрпризным моментом: приходом какого – либо персонажа. Используются игрушки би-ба-бо.

Взрослый надевает на руку куклу, а ребёнок здоровается с игрушкой, рассматривает её, персонаж гладит ребёнка по головке, говорит ласковые слова, называет ребёнка по имени.

От имени игрушки воспитатель знакомит с группой, предлагает всё рассмотреть, подействовать.

«Иди ко мне».

Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

«Прячем мишку»:

Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

В процессе этой игры ребёнок запоминает предметное окружение в группе.

«Солнечные зайчики»

Воспитатель зеркальцем пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

Ребёнок следит за солнечным зайчиком, пытается поймать его.

Воспитатель продолжает собирать сведения о ребёнке, его жизни в семье.

С 9 по 14 день ребёнок начинает посещать детский сад без мамы, в утренний период. Это самый сложный период как в жизни ребёнка и его мамы, так и воспитателя.

Продолжаем работу по установлению эмоционального контакта с малышом (он сам идет на руки, на колени, принимает ласку).

Для ощущения психологического комфорта, защищенности, просим родителей приносить любимую игрушку малышаиз дома.

Чтобы успокоить малыша в эти трудные дни мы ласково и терпеливо уговариваем его или стараемся рассмешить. Для этого читаем «потешки», «журилки» «Если в доме кто-то плачет», «Нет у нас капризных деток», «Воробышек, хворобушек»и т. д.

Продолжаем привлекать ребенка к действиям с игрушками и предметами.

Мы учим детей собирать башенки, пирамидки, матрёшки, вкладывать стаканчики один в другой.

Используем игрушки для развития мелкой моторики:бусы, шнуровки и т. д.

Проводим игры с предметами – орудиями:лопаткой, совочком можно копать, машинку можно тянуть за верёвку, за верёвку можно притянуть к себе воздушный шарик и т. д.

Продолжаем формировать у ребёнка орудийные действия: учим пользоваться ложкой, чашкой, расчёской при помощи реальных предметов (во время режимных моментов) и предметов- аналогов (во время игры).

В данный период закладываются основы доброжелательного отношения к сверстникам, воспитатель способствует развитию игры «рядом».

Поэтому проводятся игры типа:

«Даша, лови!»

Дети садятся кругом на ковре, воспитатель по очереди катит мяч детям, при этом называя его имя. Дети узнают друг друга, запоминают имена.

Игра «Доброе животное»

Дети садятся в круг, воспитатель проходит по кругу с игровым персонажем (кошечка, собачка и т. д., предлагая следующие действия: кошечка мягкая, пушистая, добрая будет слушать, как мы дышим, прикладывая кошечку к грудке, ласкать, прикладывая к ручкам, ножкам.

Обращение к детям по имени, в ласковой форме.

Проводятся такие игры, как «Солнышко и дождик», «Зайка серенький», «Покружись», «Поезд» «Потанцуем с куклой»и другие.

Также мы побуждаем детей к самостоятельным действиям в группе, закрепляем умение ориентироваться в помещениях группы. Проводим совместные экскурсии по группе со всеми детьми. Также посещаем туалет, спальню, раздевалку.

Организуем с малышами интересные, успокаивающие занятия с водой, песком, сюжетные игры, рисование пальцами на больших листах бумаги, на манке, с помощью настольного, пальчикового театра показываем детям сценки из сказок и т. д.

К концу второй недели малыш по желанию остается на дневной сон. И только после этого дети посещают детский сад в течение всего дня.

Следует отметить, что адаптация у детей проходит по- разному, поэтому мы можем удлинить или наоборот сократить длительность каждого этапа адаптации. Учитываем индивидуальные особенности каждого ребёнка. Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с мамой, даём родителям совет, чтобы первые несколько недель в детсад его приводили папа, бабушка или дедушка, и не оставляли в дошкольном коллективе на целый день, забирали пораньше, чтобы дома создавали спокойный, бесконфликтный климат, щадили ослабленную нервную систему ребенка, в воскресные дни создавали для него режим такой же как и в детском саду.

Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

Публикации по теме:

Консультация «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду» Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ Уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Особенности работы воспитателя.

Ознакомление детей 3–5 лет с предметным миром с использованием электронных пособий Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Закономерности психического развития детей младшего и среднего дошкольного.

Взаимодействие с родителями в период адаптации детей раннего возраста Цель нашего взаимодействия создать в группе психологически-комфортную обстановку и условия для пребывания детей. Поступление ребенка в дошкольное.

Конспект интегрированного занятия по формированию положительных эмоций у детей раннего возраста в период адаптации Конспект интегрированного занятия по формированию положительных эмоций у детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ: «Прогулка.

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе ознакомления с предметным миром (2–3 года) Слайд №1 Я – Ерохина Е. В. – воспитатель (зачитать название полностью со слайда, мое педагогическое кредо: "С детьми всегда.

Особенности адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ Одним из важнейших условий эмоционального благополучия ребенка в детском саду является его успешная адаптация к детскому образовательному.

Консультация для родителей «Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации» Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации. Адаптация означает «приспособление». Это универсальное.

План адаптации детей раннего возраста СЕНТЯБРЬ - 1-я неделя «Здравствуй, малыш! Я хочу с тобой познакомиться!» ПОНЕДЕЛЬНИК Игры (совместная деятельность воспитателя с детьми).

Создание условий для адаптации детей в группе раннего возраста Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее, прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Ознакомление с предметным миром детей раннего возраста в период адаптации
Опубликовано: 1 апреля 2016 в 08:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект психологического занятия по работе с негативными чувствами на примере злости...
Конспект психологического занятие по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста. ( Автор: педагог-психолог...
Экскурсия в мини музей «Русская горница» в средней группе
Цель: познакомить детей с предметами старинного быта и их названием: печь, ухват, чугунок, прялка, самовар, рубель; обогащать словарь пословицами, загадками,...
Развлечение «Веселые летние старты».
Цель: Развивать дружеские отношения в совместной деятельности. Воспитывать любовь к природе. Ход: Ребята, вы любите лето? А летние старты? Тогда делимся на...
Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе Тема: «Березка».
Цель: Развитие творческих способностей. Задачи: Закрепить знания детей о березе, ее внешнем виде. Развивать словарь через литературное...
ОО «Познавательное развитие» Перспективный план по познавательному развитию в средней...
Сентябрь [/ i] 1. 09-8. 09. 2017 Тема недели: «День знаний» «Детский сад» Цель: Формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых...