Консультация «Ознакомление с трудом взрослых в процессе игр»

Елена Колосовская
Консультация «Ознакомление с трудом взрослых в процессе игр»

Ознакомление с трудом взрослых в процессе игр. Колосовская Елена Александровна, воспитатель МБДОУ д/с №20, г. Чехов, Моск. обл.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. В. А. Сухомлинский

В теории и практике дошкольного воспитания задача по формированию у детей знаний о труде людей, доступного понимания его роли в жизни людей придаётся особое значение. Именно эта задача - формировать представления об общественной значимости труда людей- оказывается чрезвычайно важной.

В программе «От рождения до школы» ставится задача постепенного развития у детей (с учётом возрастных возможностей) интереса к труду, желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Решение этих задач предусмотрено двумя путями: через ознакомление детей с трудом взрослых в процессе игр и непосредственное участие в посильной трудовой деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребёнка начальных представлений о роли труда в жизни общества. Поэтому мы решаем задачу по ознакомлению с трудом взрослых в разных формах: как на занятиях, так и вне их (проводим наблюдения, экскурсии, рассматриваем иллюстрации, читаем художественную литературу, играем в игры).

Как известно, игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игры незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносят элемент творчества в действия детей. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых. Одним из основных видов игры,где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Игру создают сами дети. Она бывает длительной и кратковременной. Самостоятельность детей проявляется в активном и своеобразном воспроизведении окружающего мира. Это воспроизведение зависит от воображения, условий, знаний и от опыта жизненного и игрового. Самостоятельный характер игры даёт внутреннее ощущение свободы. Творчество проявляется в перевоплощении ребёнка в образ взрослого человека, роль которого он взял.

Существует и несколько этапов развития игры:

1. Подготовительный- заканчивается к двум годам и характеризуется одиночной игрой. Умения:действия однообразные,часто повторяющиеся,дети охотно игра-ют со взрослыми.

2. Кратковременное взаимодействие в игре. Объединяются несколько человек, появляется замысел,дети подчиняются требованиям окружающих, но сюжеты,в основном,бытовые и объединения носят кратковременный характер.

3. Длительное взаимодействие в игре. Дети объединяются на основе действий и содержания игры. Отношение ответственное, правильно оценивают свои и чужие действия. Роли чётко обозначены и распрелелены до игры.

4. Режиссёрская игра (старший дошкольный возраст). Объединяются дети по 5-6 человек. Интерес строится на основе личных симпатий, дети умеют договариваться, распределять роли, выполняют правила, действия согласованы. Игра не только повторяется, но и постоянно развивается.

Сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, дети, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, милиционера, не смогут разыграть роль милиционера.

Подготовка к играм в профессиии идёт везде,где только ребёнок может ознакомится с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объём информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре хоть отдалённое подобие данного вида человеческой жизнедеятельности. Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

-получение сведений о профессии от родителей;

-воспитателей;

-от сверстников и детей более старшего возраста;

-из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми.

Мы на каждом шагу сталкиваемся с необходимостью дать ребёнку сведения о той или иной профессии. Это прежде всего доступные беседы о себе, своей работе,поянение сказок, произведений детской художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, диафильмов,т. е. всего увиденного и услышанного.

Наиболее часто дети ведут игры коллективно,что даёт болшьшой эффект, т. к. сливаются в единое целое творческие усилия ребят, происходит обмен информацией друг с другом. Сюжетными играми интересуются и мальчики, и девочки. Во время игры происходит смена ролей, что способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идёт игра. В целом, игра оказывает своё познавательное и воспитательное влияние на ребёнка на всём своём протяжении: от возникновения желания поиграть и до послеигрового периода.

В играх дошкольники проводят почти всё своё время. Поэтому-то формиро-вание основных представлений детей об окружающем мире идёт в основном в игре. Понимание работы взрослых, формирование самых элементарных представлений об их профессиях,скорее даже зачатков их, возможно только в процессе игры.

Игры, проводимые в детском саду, запланированы «Программой обучения и воспитания в детском саду», указывающей возрастную динамику воспитания дошкольников. В младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в д/с, работу водителей, лётчиков. В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей, перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин, труд врачей, медсестёр, продавцов. В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин,аптека,поликлиника).

Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актёра, врача, милиционера, шофёра, моряка, лётчика). В играх на тему «транспорт» совершенствуются правила дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы,играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей. Наши дети с удовольствием играют в «Магазин», «Аптеку», «Поликлинику», «Парикмахерскую», в последнее время всё более популярными становятся такие игры, как «День рождения», «Гости», «Актёр», где дети устраивают настоящий концерт, придумывая различные номера,а затем с удовольствием исполняют их. Это может быть и танец, и песня, и рассказывание стихотворения. И, наконец дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляют представления о работе разных специальностей, т. е. в возрастном аспекте сюжетно- ролевая игра в различные профессии идёт с постепенным усложнением её содержания и характера. Воспитателю необходимо создать условия для игры так, чтобы она стала увлекательной деятельностью.

При ознакомлении детей с трудом, мы, как правило пользуемся наглядными способами, сочетая их со словесными (рассказы, беседы). Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С. Маршака - почтальона «Почта», С. Михалкова - дяди Стёпы-милиционера. Удивительно просто и глубоко говорит с детьми Маяковский о работе столяра, плотника, инженера, врача, подводя детей к мысли о том, что «работа всякого нужна одинаково» и что «чего один не сделает- сделаем вместе». Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им. Здесь то и возникает театрализованная игра.

Театрализованная игра- игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника. Своеобразие данного вида игр заключается в том, что дети берут и воспроизводят их в той последовательности, в которой они даны в произведении. Это творческая игра, т. к. в ней ребёнок передаёт образ по-своему. С целью знакомства детей с профессиями и деятельностью взрослых для драматизации подбираются небольшие произведения.

Дидактическая игра- игра обучающая. Её значение -способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребёнка. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе; систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребёнка, формирует правильное произношение, развивает связную речь. Содержанием дидактической игры является окружающая действительность, т. е. природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например: «Магазин», «Что кому нужно для работы». Дидактические игры можно поделить на три группы:

1. Игры с предметами.

2. Настольно-печатные игры.

3. Словесные игры.

1. Игры с предметами. Здесь используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать,устанавливать сходства и различия пред-метов. Для знакомства с профессиями мы используем такие игры с предметами:

«Собери набор парикмахера»(ножницы,расчёска,фен,лак,бигуди-дети выбирают из множества предметов, «Строитель»(выбирают,что можно увидеть на стройке (кран,кирпичик,трактор, «Учитель» (указка, книга, ручка, линейка, глобус)и многие другие. Также дети взаимодействуют с куклами,на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: «Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?»

2. Настольно-печатные игры.

Существует несколько видов:

-Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре-это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание ус-ложняется. Ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам,но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля,дети должны выбрать две другие картинки.

-Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, «Что нужно доктору?» (бинт,йод,вата,шприц,градусник, «Что нужно парикмахеру?», «Что есть в магазине?» и т. д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.

-Запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?»дети должны запомнить содержание картинок,а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.

-Составление разрезных картинок и кубиков. Для знакомства с профессиями взрослых мы берём картинки на темы разнообразных профессий. Это способствует развитию у детей логического мышления.

-Описание,рассказ по картине с показом действий,движений. Здесь мы развиваем речь детей, воображение, творчество. Например, игра «Отгадай, кто это?» Ребёнок изображает звук и движение задуманного.

3. Словесные игры. Построены на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся,опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т. к. в таких играх требуется использовать приобретённые ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы,отгадывают по описанию,находят признаки сходства и различия,группируют предметы по различным признакам. Например,мы используем такие игры «Назови профессию»(повар,портной); «Назови предметы-помощники» (повар-кастрюля, половник, сковорода, нож, разделочная доска; портной-ножницы, швейная машина, иголка, ткань, катушка с нитками); «Кто что делает?» (повар-режет, варит, жарит, печёт, готовит; портной-измеряет, режет, шьёт, пришивает, кроит); «Подбери слово»(выявить названия профессиональных качеств: повар-добрый, умный, умелый, талантливый, внимательный; портной-внимательный, трудолюбивый, отзывчивый, добрый, аккуратный) и т. д.

Таким образом, игра является важшейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. Также является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.

Итак, мир профессий в обществе- сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение к взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых, это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге. позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду челевеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых 1. Значение труда в развитии ребенка В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому.

Ознакомление дошкольников с трудом взрослых. Профессия повара Статья 1. В воспитательной работе используются разные методы знакомства детей с трудом взрослых. Наблюдения Очень важно отобрать для.

Формирование словаря детей младшего возраста в процессе ознакомления с трудом взрослых ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ Слайд 1 Уважаемые председатели и члены.

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Безопасность детей
  • Цветы
Автор публикации:
Консультация «Ознакомление с трудом взрослых в процессе игр»
Опубликовано: 14 мая 2019 в 23:07
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 мая. Конкурс «Весеннее настроение» на МААМ

Международный детский творческий конкурс «Весеннее настроение» проходит на портале МААМ. Приглашаем к участию...

27 мая. Общероссийский день библиотек

Кроме педагогов, в нашем МААМовском сообществе есть также немало библиотекарей. Сегодня их профессиональный праздник, и мы спешим поздравить с ним всех сотрудников российских библиотек! В эпоху...

Аппликация в технике оригами «Хохломская роспись» для детей старшего дошкольного...
Цель: приобщать к русской народной культуре, русскому народному творчеству и истории. Задачи: Образовательные - учить создавать образ хохломской росписи...
Наблюдение в природе «Все зеленеет и цветет»
Наблюдение в природе «Все зеленеет и цветет». Цель: Продолжать знакомить с явлениями природы с весной. Развивать любознательность и наблюдательность....
Физкультурные сказки
Прыжки На болоте жила была Лягушка. На этом болоте было много кочек , по которым каждый день Лягушка прыгала от одного берега к другому. Однажды на это...