Ознакомления дошкольников с русской народной культурой и культурой других народов

Наталья Жирова
Ознакомления дошкольников с русской народной культурой и культурой других народов

В последнее время в нашей стране произошло много сложных событий в общественной жизни, в системе управления. Отошли в прошлое многие праздники, появились новые, наша жизнь движется вперёд. СМИ пропагандируют иностранный уклад жизни. Люди меняются, у молодого поколения наблюдается спад интереса и уважения к своей национальной культуре. Взрослые и дети не интересуются своей историей, не знают историю своей семьи и родного края. Между тем в любой стране гордятся и чтят историю своей страны, бережно относятся к традициям. Поэтому так актуальна проблема ознакомления дошкольников с русской народной культурой и культурой других народов. И мы решили принять участие в проекте «Мы входим в мир прекрасного».

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.

Приходя в музей за «красотой», дошкольник приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживания увиденного, что помогает в дошкольный период не только осваивать учебные дисциплины, но и налаживать качественную межличностную коммуникацию, ведущую к пониманию друг друга. Открывая глаза на роль творческого начала в жизни, содержанием своей деятельности художественный музей представляет культурное наследие, на основе которого личностью строиться широкая панорама картины мира. Смысловая и экологическая ценность такой картины особенна значима для ребенка потому, что художник в своем произведении не просто отражает картины реальности, но и открывает тайны человеческого духа. Тем самым искусство способствует гармонизации личности и формированию\восстановлению эмоционального равновесия, то есть оно становиться одним из главных факторов самочувствия детей. [1.3]

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея.

Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики. Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи:

• Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике,

• Гармонизация развития творческой личности,

• Формирование национальной идеологии,

• Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;

• Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.

Долгие годы наши музеи запрещали свои посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работают с детьми и не только разрешают, но и всячески рекомендуют юным посетителям действия с предметами. Музеи становятся интерактивными. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музеях не только можно, но и нужно!

Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Мини- музей в ДОУ проводит большую работу в этом направлении. Именно в музее «хранится память человечества». Мини –музей в ДОУ организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

Мини- музей в ДОУ способствует:

- воспитанию у обучающихся патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;

- приобщению обучающихся к историческому и духовному наследию родного края через практическое участие в сборе и хранении документов;

Задачами мини- музея в ДОУ являются:

- использование культурных ценностей для развития обучающихся;

- содействие в организации проведения учебно-воспитательного процесса;

- охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края;

- активная экскурсионно-массовая работа с обучающимися, населением, тесная связь с ветеранами и общественными объединениями;

В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини – музея обязательно должны отражать специфику возраста детей. Мини – музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.

Музей играет познавательную и воспитательную роль, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев в детском саду поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев.

В течение года проводятся занятия в музее имени Врубеля. Дети посещают музей после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда не устали и готовы к восприятию. Отбираем экспонаты для экскурсионного показа с учетом возрастных интересов ребёнка. Итогом посещения музея является самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).

Проводятся экскурсии в музеи имени Врубеля.

• Знакомство с фондом иконы. «Иконы светлый лик…». Что такое икона, язык иконописи, процесс создания, основные типы икон.

Увидев картины, где художники изображают разные исторические, в том числе библейские, сюжеты. Мы пробовали понять, в чём состоит разница между картиной и иконой. Картина или фотография ловит один момент из жизни человека. А икона раскрывает образ Божий в человеке, показывает его таким, какой он с Богом. Картина может изображать борьбу добра и зла в человеке. Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе. В России много особенно почитаемых икон, чудотворных- это иконы, с которыми связаны важные события в жизни многих людей и даже нашего государства. Икону называют окном в Небо, в Божий мир, а это значит, что не только мы смотрим на иконы, но и они смотрят на нас! [2.123 – 125]

«Пасха - праздник радости». Творческая мастерская «Сотвори чудо сам!».

• А самый главный праздник- «праздник праздников», который является центром церковного календаря и одновременно центром всей истории человечества, - это Светлое Христово Воскресение (Пасха Христова)[2.113].

«Рождественская сказка»

Рождество Христово — один из самых любимых, светлых, радостных дней в году. Христиане готовятся к нему в течение Рождественского поста. Особый день- сочельник, это день накануне Рождества. Дети и взрослые ждут появления первой звезды в воспоминание о той чудесной звезде, которая указала путь волхвам. На праздничный стол ставится сочиво- еда из варёных зёрен с мёдом. Потом начинается ночное богослужение, наступает Рождество Христово. На Руси раньше ставили ёлки в домах не на Новый год, а на Рождество. Пели песни, мастерили вертепы- ящички, изображающие рождественскую пещеру, и показывали кукольные представления на тему Рождества. Эти традиции живы и сегодня. В нашем детском саду мы стараемся привить детям культуру и традиции наших прадедов. Проводим рождественские праздники, конкурсы вертепов, изготовленных самими дошкольниками. Пытаемся удивить наших родных небольшим подарком, стихотворением, песней, рисунком [2. 60-61].

Давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Литература

1. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов / Автор. кол.: Б. А. Столяров., А. М. Вербенец., А. В. Зуева., и др. ; Министерство образование науки РФ, РАО, РГПУ им. А. И. Герцена, Министерство культуры РФ, ФГБУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. – CD-ROM. – 3-е изд., испр. – СПб.: ГРМ, 2013. – 212с.

2. Основы православной культуры. О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, Протоиерей Виктор Дорофеев, О. Н. Яшина; под ред. И. В Метлика, Е. Ф. Тепловой. - 2-е изд. -М.:ООО «Русское слово», 2014- 160с.

Публикации по теме:

Как мы знакомились с народной культурой и традициями (фотоочёт)Как мы знакомились с народной культурой и традициями (фотоочёт) Недавно мы с ребятами знакомились с народной культурой и традициями России. С детьми обсуждали понятие народная культура, традиции, рассматривали.

Календарно-тематический план по ознакомлению с культурой народов ХМАО в подготовительной группе Планирование работы по воспитанию любви к родному краю с детьми дошкольного возраста, в процессе ознакомления с культурой народов ХМАО.

Календарно-тематический план по ознакомлению с культурой народов Севера в старшей группе Планирование работы по воспитанию любви к родному краю с детьми дошкольного возраста, в процессе ознакомления с культурой народов ханты.

Календарное-тематическое планирование воспитательной-образовательной деятельности. Знакомство с народной культурой 21.03.16Понедельник Тема: «Знакомство с народной культурой и традициями» Совместная деятельность взрослого взрослого и детей с учетом интеграции.

Конспект итогового мероприятия во второй младшей группе «Знакомство с народной культурой через малые фольклорные формы» Конспект итогового мероприятия во 2 ой младшей группе «Знакомство с народной культурой через малые фольклорные формы».[/b] Цель: Развитие.

Педагогические условия ознакомления с историей и культурой г. Перми детей 6–7 лет Большое значение для детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом Пермь, его историей, достопримечательностями. Знание истории.

Педпроцесс в ДОУ в рамках проектной деятельности по ознакомлению дошкольников с культурой и традициями народов Поволжья В наши дни этнокультурное воспитание переживает непростой период. Постепенно оно перерастает в общественно значимую область знаний о человеке.

«Русская изба». Знакомство детей раннего возраста с русской народной культурой«Русская изба». Знакомство детей раннего возраста с русской народной культурой "Русская изба" макет для использования в игровой деятельности (индивидуально, подгруппами). Цель:познакомить детей с русской народной культурой.

Знакомство детей с русской народной культурой. Конспект занятия «Что за чай без самовара?»Знакомство детей с русской народной культурой. Конспект занятия «Что за чай без самовара?» Цель: Приобщать детей к русской культуре, объяснять ее ценность. Сохранять и приумножать духовные достижения русского народа. Научить с.

Знакомство с народной культурой и традициями. Конспект занятия «Матрёшки с сюрпризами» для детей 3–4 лет Тема: "Матрёшки с сюрпризами". Цели: Познакомить детей с русской деревянной игрушкой - матрешка. Познакомить детей с малыми фольклорными.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ознакомления дошкольников с русской народной культурой и культурой других народов
Опубликовано: 20 октября 2016 в 15:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о развлечении Пришла Коляда — отворяй ворота!
На Руси торжественно и радостно встречали праздник Рождества Христова, который отмечается 7 января. С 8 по 19 января начинались Святые дни или Святки. Одной...
Конспект ОД по познавательному развитию «Знакомство с творчеством кубанского поэта В....
Тема организованной образовательной деятельности: «Знакомство с творчеством кубанского поэта В. Нестеренко». Группа ( возраст детей) : старшая группа ( 5-6...
Фотоотчёт «Встречайте: мы на арене цирка!»
Доброго времени суток, дорогие коллеги! Кажется, несколько дней назад мы так активно готовились к новогодним утренникам! А уже прошло три недели. В этот раз...
Фотоотчёт о мероприятиях в средней группе ДОУ, посвященных Дню матери
В рамках празднования международного Дня Матери в нашей группе «Затейники» в ноябре 2018 г. был реализован проект «Милая мама». Тип проекта :...
Викторина «Донской край» в подготовительной группе
Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края. Задачи: - закреплять знания детей о Донском крае; - развивать память,...