Пальчики учат говорить

Светлана Красильникова
Пальчики учат говорить

Пальчики учат говорить.

                                                 С. М. Красильникова

                                          МБДОУ ДС № 84, Челябинск.

В настоящее время педагоги дошкольных учреждений сталкиваются с проблемой развития речи детей раннего возраста. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия.

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать мелкую моторику рук, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу.

Во время совместной деятельности нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, – это будет подкреплять его интерес к играм и упражнениям. Главное, чтобы данная деятельность приносила детям только положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Работая в  дошкольном учреждении компенсирующего вида № 84, мы обнаружили следующую закономерность: если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, а если же развитие движения пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому при планировании совместной деятельности мы используем игры с пальчиками ; Детям очень нравятся массаж пальчиков:

- поглаживание кисти рук;

- растирание пальчиков от кончиков к основанию с применением небольшой силы для увеличения чувствительности;

- легкое надавливание на верхнюю фалангу пальчика;

- растирание по кругу от кончика к ладошке;

- взять пальчик за верхушку и тихонько вращать по часовой стрелке.

Под каждую пальчиковую гимнастику мы подбираем отдельную потешку.

Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как рисование и раскрашивание карандашами (фломастеры не требуют никаких усилий и недостаточно развивают мышцы пальцев,  составление аппликаций, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей. Многие мамы не доверяют ребенку ножницы, но если в кольца ножниц просунуть свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигуры, получится хорошая тренировка для руки. Очень полезно детям лепить из пластилина.

В своих играх используем вещи, игрушки с различными застёжками, кнопками, молниями, пуговицами, липучками, которые пришиты к мягким игрушкам. Дети любят заниматься в зоне «Сухих бассейнов», рисуя пальчиками по манке и песку, они не только разрабатывают моторику, но и развивают фантазию, воображение, ориентировку в пространстве.

Для  достижения целей своей работы мы активно привлекаем родителей детей. Именно сотрудничество воспитателя  и родителей непременно приведет к успеху.   Семья была и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

Публикации по теме:

Песня — переделка ко Дню воспитателя.Песня — переделка ко Дню воспитателя. Обожаю эту мелодию! Раздаю слова - поем все вместе! Итак. "Московские окна" 1. Только утро в город наш придёт, В детский сад уже идёт.

Пуговки, застежки, стежки и пристежки.Пуговки, застежки, стежки и пристежки. Много можно говорить о пользе развития мелкой моторики рук. Но об этом знает каждый. Я хочу поделиться некоторыми идеями, которые использую.

Библиотека изображений:
  • Мебель, интерьер
  • Этикет
  • Овощи
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Пальчики учат говорить
Опубликовано: 8 февраля 2012 в 15:41
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

23 октября. Выставка самодельной посуды на МААМ

Посуда как часть нашей повседневной жизни сопровождает нас тысячелетиями. От первого глиняного кувшина и котелка до современных высокотехнологичных кастрюль – такова история развития посудной цивилизации....

Мастер-класс в старшей группе на тему: «Веточка облепихи»
Мастер-класс в старшей группе на тему: «Веточка облепихи» Образовательная область: «художественно - эстетическое развитие» Интеграция с другими...
Фотоотчет праздника для пожилых людей «Нам года — не года»
Стало доброй традицией отмечать День пожилых людей. Этот день – день благодарения за тепло сердец, отданные работе силы, опыт, которым старшее поколение...
Конкурс чтецов «Дагестанские поэты — детям»
УЧАСТНИКИ КОНКУРСА СРЕДНЯЯ ГРУППА 1. Инанмасова Лейла «Лето» Фазу Алиева 2. Ибрагимова Тамам «Стану белее» Фазу Алиева 3. Мурачуев Рамазан «Кошка и...