Пальчиковая гимнастика

Виктория Орлова
Пальчиковая гимнастика

ПАЛЬЦЕВЫЕ ПРЯТКИ

Обе руки сжаты в кулак. Одновременно происходят два движения: большой палец правой руки поднимается вверх, а мизинец левой руки вытягивается вниз.

Затем, опять же одновременно, большой палец правой руки прячется внутрь кулака, правый мизинец вытягивается вниз, а левая рука прячет мизинец и поднимает большой палец вверх.

ПОКЛОНЫ

Руки согнуты в локтях, пальцы направлены вверх, ладони развернуты друг к другу. Суть этой игры-забавы в том, что разные пальцы правой и левой рук попарно кланяются друг другу, трижды сгибаясь и выпрямляясь, затем те же движения повторяются зеркально.

ВИЛКА И РОЗЕТКА

Современная игра-забава, по типу движений очень похожая на предыдущую. Одна рука представляет собой электрическую розетку (указательный палец и мизинец вытянуты, средний и безымянный прижаты к ладони, придерживаются большим). Другая рука — вилка (поджаты к ладони указательный и мизинец, вытянуты средний и безымянный). Руки сближаются, вилка «втыкается в розетку».

Затем одновременно руки меняются ролями, превращая вилку в розетку, а розетку — в вилку. Превращения повторяются многократно, пока играющий не собьется.

МОСТИКИ

Двигательная головоломка: нужно поочередно поднять пять спичек, зажимая их концы кончиками пальцев разных рук (соответственно большим и большим, указательным и указательным и т. д.). Получается пять мостиков. Чьи мостики дольше не сломаются?

ЧЕРЕПАХА

Шла по полю черепаха (идем пальчиками)

И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)

Говорит она: «Кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)

Никого я не боюсь!» (отрицание –указательным пальцем)

ЗАМОК

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог? (Руки в замке)

Потянули, (Пальцы тянем, не разжимая)

Покрутили, (Вращаем руки, пальцы не разжимая)

Постучали (Стучим основанием ладоней)

И – открыли! (Руки разжимаются)

АПЕЛЬСИН

Мы делили апельсин (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы на левой

Эта долька – для чижа руке, начиная с мизинчика)

Эта долька – для котят

Эта долька - для утят

Эта долька - для бобра

А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти)

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик – бабушка (Разжимаем поочередно пальцы из кулачка,

Этот пальчик – дедушка начиная с большого)

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья! (Вращаем разжатой ладошкой)

СЧЕТ

Один, два, три, четыре, пять- (Разжимаем поочередно пальчики из кулачка)

Вышли пальчики гулять.

Один, два,три, четыре, пять- (Зажимаем пальчики в кулачок)

В домик спрятались опять!

СОРОКОНОЖКИ

Две сороконожки (Средний и указательный пальчики перемещаются)

Бежали по дорожке.

Встретились, (Ладошки друг напротив друга)

Обнялись, (Ладошки переплелись)

Насилу расстались - (Ладошки разжались)

И – попрощались! (Ладошки машут, прощаясь)

ЛАДОШКИ

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

КОТИК

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо.

ТЕСТО

Тесто мы месили (Сжимаем кисти рук)

Мы пирог лепили (Ладошки «лепят»)

Шлеп, шлеп,

Шлеп, шлеп

Слепим мы большой пирог! (разводим руки)

РЫБКА

Рыбка в озере живет (Ладошки соединены и делают плавные движения)

Рыбка в озере плывет

Хвостиком ударит вдруг (Ладошки разъединить и ударить по коленкам)

И услышим мы – плюх, плюх! (Ладошки соединить у основания и так похлопать)

КАПУСТА

Мы капусту рубим, рубим (Ладошки движутся параллельно друг другу)

Мы морковку трем, трем (Кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим («солим» щепоткой)

Мы капусту жмем, жмем (Пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладем и пробуем

Пальчик сильный и большой

В сад за сливами пошел,

Указательный с порога –

Указал ему дорогу,

Средний пальчик самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки,

Безымянный – поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

Строим стенку выше-выше (ставим ладонь на ладонь ребром, мизинцы опущены вниз, чередуем ладони)

Добрались уже до крыши. (сложить ладони домиком над головой)

Чья крыша выше? (потянуться вверх)

Выше-выше-выше-выше… (тянемся).

Прорубили мы окошки (сложить «окошки» из указательного и большого пальцев на каждой руке)

И дверочку для кошки, (одно окошко двумя руками)

И дырочку для мышки (сложить вместе две щепоти)

Пи-пи-пи-пи-пи….

Дарики-дарики,

(хлопаем в ладоши)

Летели комарики,

З-з-з!

(Сложили пальцы рук в щепоть)

Вились, вились,

(Обе руки совершают круговые движения)

Вились, вились,

В НОСИК вцепились!

(«комарики» вцепляются в носик)

(Если ребенку игра нравится, то можно точно так же знакомить его с другими частями тела, изображая, как комарики вцепились в ручку, в ножку, в ушко, в пятку, в коленку и т. д.)

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой;

Этот пальчик для того, чтоб показывать его;

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине;

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый;

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Рыбка в озере живет

(Ладошки соединены и делают плавные движения)

Рыбка в озере плывет

Хвостиком ударит вдруг

(Ладошки разъединить и ударить по коленкам)

И услышим мы – плюх, плюх

(Ладошки соединить у основания и так похлопать)

(Левая рука в кулачке, правая растопырена.)

Мы делили апельсин,

Много нас, а он – один,

(Переводим взгляд с растопыренных пальцев на кулачок.

Правой рукой поочередно разжимаем пальцы на левой руке, начиная с мизинчика)

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для чижа,

Эта долька – для котят,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для бобра,

А для волка – кожура!

(Встряхиваем обе кисти)

Разозлился волк - беда,

Разбегайтесь кто-куда!

«Замок»

Скрепляем кисти рук - пальчик через пальчик, и получается замок. - На двери весит замок,

- Кто его открыть бы мог?

- Потянули, (тянем руки в разные стороны не разжимая пальцы)

- Покрутили, (крутим то вверх, то вниз, поочередно то одной, то другой рукой не разжимая пальцы)

- Постучали, (стучим основаниями ладошек друг об друга не разжимая пальцы)

- И открыли! (разъединяем ладони и разводим руки в разные стороны).

«Скворечник»

Делаем руками над головой домик – соединив кончики пальцев и разведя локти рук в разные стороны.

- Из скворечника торчат

клювы (показываем клювы соединив большие пальцы с остальными) маленьких скворчат (соединив ладошки так, как будто собираемся набрать в них воду)

- Клювик раз (показываем клюв одной рукой,

клювик два (показываем клюв другой рукой)

- Лапка, лапка (кладем поочередно руку на стол растопырив пальчики,

голова (делаем «замок»).

- Кук и спрятались (показываем домик над головой или прячем руки за спиной).

«Цветы»

Держать руки перед собой, сложив локоток к локотку, пальцы к пальцам (бутончиком).

- Раскрываются цветы необычной красоты, (пальчики развести в стороны не отрывая друг от друга основания ладони)

- Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (пальчики зашевелись как будто на ветру)

- Так колышет, так колышет. («цветочек» наклоняется то в одну, то в другую сторону)

- Закрываются цветы необычной красоты, (снова прижать пальчики друг к другу)

- Засыпают тихо, тихо (можно сложить ладошки, поднести к уху и наклонить голову)

«Мишка»

- Как на горке (показать руками жест – горку) снег, снег (постукивающие движения пальчиками в воздухе, в то время как кисти рук разводятся в стороны «рисуя» горку)

- И под горкой снег, снег (те же движения пальцами, кисти рук разводятся по прямой)

- А под горкой спит медведь (приложить кулачки к макушке, как будто это ушки у медведя)

- Тихо-тихо, не шуметь! Тссс (погрозить указательным пальцем и приложить палец ко рту)

«Еж»

- Под березой, (тянемся вверх, вытянув руки вверх, «раскрыв» как листья ладони и растопырив пальчики)

на пригорке (показать руками жест – горку)

- Старый еж (сложить руками замок, но растопырить пальчики – иголки)

устроил норку (сложить кулачки, руки в локтях, покрутить каждым кулачком вокруг другой руки)

- А под листьями шуршат

пять (показать пять пальчиков) малюсеньких (сложить ладошки лодочкой) ежат (сложить руками замок, растопырив пальчики)

Этот пальчик - в лес пошел

Этот пальчик - гриб нашел

Этот пальчик - леденец

Этот пальчик - огурец

Этот пальчик - много ест, оттого и молодец.

Маша во дворе гуляла

Маша пальчик потеряла

Где там пальчики мои?

Все на месте? Где они?

Вот мизинчик, здесь со мной,

Рядом пальчик небольшой

А за ним идет побольше

Указательный потом

А большой - покинул дом!

Нет его, ну где же он?

Маша варежку сняла -

Вот он пальчик, здесь, нашла!

Комар.

"Летит муха вокруг уха, жжж" - водим пальцем вокруг уха.

"Летят осы вокруг носа, сссс" - водим пальцем вокруг носа.

"Летит комар, на лоб - оп" - пальцем дотрагиваемся до лба.

"А мы его - хлоп" - ладошкой до лба.

"И к уху, зззз" - зажимаем кулачок, подносим его к уху.

"Отпустим комара? отпустим!" - подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку.

Курочка. Поём песенку:

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем ручками по коленкам)

А за ней ребятки - желтые цыплятки (идём пальчиками, как ножками)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)

Лапками гребите (загребаем ручками, зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)

Съели толстого жука, дождевого червяка (показываем ручками, какой толстый жук)

Выпили водицы полное корытце (показываем как черпаем воду и пьём).

"Червячки".

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять (Ручки лежат на столе, ладошками вниз. Сгибаем и разгибаем пальчики.)

Вдруг, ворона выбегает, (2 пальчика "бегут" по столу.)

Каркает: "Вот и обед" (Указательный и большой пальчики "каркают".)

Глядь (Разводим ручками.,

а червячков уж нет. (Сжимаем пальчики в кулачки).

Шел один я по дорожке, (показывает один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показывает три пальчика)

Ой, мы видили котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (показывает четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (царапает ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счет показывает соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегает по поверхности)

Играем сначала левой рукой, затем правой, затем двумя руками.

К Жене гости прибежали, (бежим пальчиками по столу или по полу)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательные пальцы)

Здравствуй Жанна, (большой и средний)

Рад Сережа, (большой и безымянный)

Рад Снежана. (большой и мизинец)

Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)

Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)

Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)

Вот драже вам на дорожку (пальцем тычем в открытую ладошку)

Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки!

Публикации по теме:

Пальчиковая игра «Белочка» Игра «Белочка» Рекомендации к работе: 1. Взрослый рассказывает стихотворение «Белочка», сопровождая движениями. Ребёнок повторяет движения.

Упражнения для развития мелкой моторики у дошкольников Уважаемые коллеги и гости моей странички! Предлагаю вам упражнения для развития мелкой моторики у дошкольников. С детьми я работа уже много.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
  • Овощи
Автор публикации:
Пальчиковая гимнастика
Опубликовано: 13 марта 2015 в 16:31
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

Фото отчёт о проведении проекта «Птички — невелички» с детьми старшей группы
Цель: ознакомление детей с миром птиц. Задачи: - расширять словарный запас на тему «Птицы»; - формировать представления о птицах; - развивать речь,...
Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени»
Цель прогулки: Уточнить представление детей об осени по существенным признакам ( желтые листья на деревьях, опавшие листья, голые деревья и кусты,...
НОД по рисованию в средней группе на тему «Осень»
Задачи. Организовать работу детей в уголке творчества , учить выбирать материалы, цвета, техники, средства выразительности в соответствии с замыслом. Учить...