Пальчиковая гимнастика по сюжетам сказок

Светлана Аничкина
Пальчиковая гимнастика по сюжетам сказок

В последние годы мы с тревогой отмечаем снижение уровня развития речи у детей потому, что родители мало говорят со своим ребенком. Живое общение вытесняют гаджеты. Кроме того, жизнь облегчена удобными в пользовании вещами: застежки-молнии на одежде, липучки вместо шнурков на обуви. Между тем, уже давно установлена взаимосвязь между мелкой моторикой рук и активизацией речевых центров головного мозга. Работая над координацией тела, ребенок учится говорить, речь становится плавной, выразительной, нормализуется темп.

Такому направлению в развитии детей помогут пальчиковые игры. Этот элемент народной педагогики помог в воспитании многих поколений. «Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» - первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из поколения в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком. Пальчиковые сказки-игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие речи, воображения, пространственного мышления, внимания,, воспитывает эмоциональную выразительность и быстроту реакции. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

«Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку — хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок — румяный бок.

Есть Снегурочка — краса,

Три медведя, Волк — Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Так как движения в ходе игр могут повторяться, для упрощения объяснения и запоминания этим движениям даны следующие названия:

«Коза» -соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими;

«Волны» -шевелить прямыми пальцами без напряжения ;

«Маятник» -прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак;

«Кнопочки» -кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками);

«Хлопки» - ритмично хлопать в ладоши;

«Цепочка» - соединить подушечки большого и указательного пальцев левой руки, просунуть указательный палец правой руки в образовавшееся колечко и соединить его с большим пальцем правой руки;

«Коготки» -прямые пальцы разведены, напряжены -ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;

«Молоточки» -ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой;

«Бутон» -соединить кончики пальцев одной руки и стучать ими по ладони другой;

«Здравствуй» -ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки;

«Колечки» - подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;

«Кулачки» - с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.

«Лучики» - при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы;

«Веер» - прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.

«Замок» - соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей;

«Гребешок» - положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;

«Бородка» -соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;

«Клювики» - большой и указательные пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу.

Про курочку Рябу

Курочка Ряба, бабе и деду

Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)

Били яичко и баба, и дед

Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)

Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)

Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)

Плакали горько баба и дед («Колечки»)

Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)

С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)

Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)

Теремок

В чистом поле теремок, был ни низок ни высок. («Веер»)

Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили. («Здравствуй»)

Там и муха, и лягушка, зайчик с лисонькой –подружкой,

Ёж колючий, серый волк – в дружбе знали они толк. («Колечки»)

Но набрел на теремок мишка косолапый («Замок», поворачивать его вправо-влево,

Раздавил он теремок, своей огромной лапой («Лучики»)

Звери очень испугались, поскорее разбежались («Волны)

А потом собрались снова, чтоб построить терем новый. («Здравствуй»)

В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни («Колечки»)

- Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок. («Веер»).

Репка

В огороде дедка, репку посадил

И водой из лейки, репку он полил («Колечки»)

Расти, расти репка, и сладка, и крепка.

Расти, расти репка, и сладка, и крепка(«Хлопки»)

Выросла репка всем на удивление («Колечки»)

Большая –пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)

Выросла репка и, и сладка, и крепка.

Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)

Рукавичкаа

На охоту вышел дед зимнею порою («Колечки»)

Рукавичку потерял под большой сосною. («Лучики»)

Дома стал её смотреть («Колечки», не нашел на месте («Веер»)

И отправился искать («Колечки», в лес с собачкой вместе («Кулачки»).

А в лесу в той рукавичке («Колечки»,звери стали дружно жить:

Мышь с лягушкой и лисичкой, заяц, волк, кабан, медведь. («Кнопочки»)

В лес собака прибежала («Колечки», всех зверей перепугала, («Лучики»)

Рукавичку подняла («Колечки», деду в руки отдала («Здравствуй»).

Зимовье зверей

Звери однажды избу срубили («Молоточки»)

Печь в ней сложили и счастливо были («Здравствуй»)

Узнали про это волк и медведь («Колечки»)

Им захотелось хозяев всех съесть («Кулачки»)

Тихонько к зимовью они подошли

Дверь приоткрыли и в сени вошли. («Колечки»)

Голосом страшным заблеял баран («Лучики»)

Петух кукарекал («Клювики», бык в бок забодал («Коза»)

Кот с печки зафыркал («Волны», ну а свинья

Хрюкала с визгом: -Здесь хата моя. («Лучики»)

Волк с перепугу выскочил прочь.

Медведь за ним следом бежали всю ночь. («Волны»)

С тех пор уж к зимовью они не ходили («Маятник»)

А звери в избушке счастливо жили. («Здравствуй»)

Кот, петух и лиса

Жили котик с петушком у лесной опушки.

НО однажды лисонька подкралась к избушке. («Колечки»)

Утащила петушка за высоки горы,

Утащила петушка в свою лисью нору. («Кулачки», «Лучики»)

Смелый котик в лес пошел и нору Лисы нашел. («Колечки», «Здравствуй»)

Умный котик спас дружка Петю-Петю-Петушка. («Гребешок»)

Живут котик с Петушком у лесной опушки («Колечки»

И теперь уже Лиса не ходит к их избушке. («Маятник»)

Дождь прошел

Дождь прошел, и солнце светит, согревая все кругом («Колечки»,

НА полянку вышли звери, что сидели под грибом. («Лучики»)

Сушат крылья, сушат шерстку, сушат перья и носы(«Колечки»)

Рады все, что зайчик спасся от прожорливой лисы. («Лучики»)

Солнце светит, солнце греет («Веер») гриб стоит как великан («Лучики»,

На поляне веселиться будут звери, трам-там-там… («Хлопки»).

Заюшкина избушка

В лубяной избушке, жил заяц на опушке («Колечки»).

А в ледяной избушке – лисица на горушке. («Лучики»)

Растаяла весной избушка на горушке («Волны» ,

Лисица побежала к зайцу на опушку («Колечки»)

Выгнала зайчишку из лубяной избушки («Лучики»,

Да сама жить стала в избушке на опушке. («Кулачки»)

И ни волк и ни медведь не смогли помочь. («Колечки»)

Петушок отважный прогнал лисицу прочь. («Гребешок»)

Так остался петушок у заюшки в избушке («Здравствуй») ,

В лубяной избушке, в избушке на опушке. («Колечки»).

Пальчиковая гимнастика в сказке не требует никаких дополнительных материальных затрат, лишь немного свободного времени и внимания, а также желание развить умного и гармоничного ребенка

Публикации по теме:

Картотека «Пальчиковая гимнастика» Картотека. П А Л Ь Ч И К О В А Я Г И М Н А С Т И К А. ПРОГУЛКА. Пошли пальчики гулять (Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены.

Консультация для воспитателей «Артикуляционная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика в речевом развитии дошкольников» «Артикуляционная гимнастика, логоритмика, пальчиковая гимнастика и другие технологии, способствующие речевому развитию детей дошкольного.

Пальчиковая гимнастика «Сорока» Пальчиковая гимнастика - это инценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Пальчиковая гимнастика по сюжетам сказок
Опубликовано: 12 июня 2019 в 14:23
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июня. Всемирный день детского футбола

В футбол можно играть где угодно, был бы мяч. Дети всех стран и народов с удовольствием гоняют футбольный мяч по спортплощадкам и стадионам, дворам и пустырям. Все знаменитые футболисты прошлого и...

19 июня. Юбилей книги А.М.Волкова "Волшебник Изумрудного города"

Замечательному произведению Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» в этом году исполняется 80 лет. Несмотря на свой возраст книга о волшебной стране, девочке Элли и ее сказочных друзьях не...

Дидактическая игра «Собери цветок» для детей раннего возраста
В рамках тематической недели «Лето пришло! Лето радость принесло! » для малышей мной была изготовлена дидактическая игра "Собери цветок". Игра...
Проект «Мини-огород на участке»
Проект: долгосрочный. Вид проекта: творческо-исследовательский. Продолжительность: 2 месяца. ( Май, июнь) Участники проекта: дети групп «Кораблики",...
Рождественский настольный театр, связаный крючком
Cтавить в доме под Рождество вертеп - прекрасная старинная традиция. Что же представляет собой вертеп? Вертеп переводится со старославянского — как пещера....