Получи документы

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у дошкольников (1 фото)

Пятимат Костоева
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у дошкольников

В последнее время педагоги и родители часто слышали о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Мелкая моторика – это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием усвоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности.

Кроме того, многие ученые считают, что «на кончиках детских пальчиков находятся мышление и речь ребенка».

Публикация «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у дошкольников» размещена в разделах

От развития мелкой моторике на прямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга.

Важной частью работы по развитию мелкой моторике- являются пальчиковые игры.

Пальчиковые игры очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

В ходе «пальчиковых игр», дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

Очень важным фактором для мелкой моторики и развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим

Этапы разучивания игр:

1. Воспитатель сначала показывает игру детям сам.

2. Воспитатель показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.

3. Воспитатель и ребёнок выполняют движения одновременно,

воспитатель проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью

воспитателя, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а воспитатель подсказывает и помогает.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук, традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

- самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

- игры с пальчиками с речевым сопровождением;

- пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

- графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

- предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

- игры : мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

- кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

- игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

самомассаж кистей и пальцев рук с

грецкими орехами, карандашами,

массажными щётками;

игры с пальчиками, с использованием

разнообразного материала: бросовый,

природный, хозяйственно-бытовой.

Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:

• Упражнения для массажа (или самомассажа) рук:

«Массаж подушечек пальцев рук»

«Массаж фаланг пальцев»

«Массаж прижимающий»

«Упражнение с мячом-ёжиком»

«Упражнение с прищепками»

«Самомассаж горохом»

«Горох и фасоль»

«Колечки»

«Гладь мои ладошки, ёж»

• Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук :

«Цепочки»

«Поочерёдное соединение всех пальцев»

«Ножки»

«Соединение одноимённых пальцев»

«Пианист»

«Пальчики кивают»

«Горошки»

«Упражнение с пробками»

«Упражнение со счётными палочками»

• Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:

«Ладонь – кулак»

«Поочерёдное соединение всех пальцев»

«Ножки»

• Упражнения с различными предметами (требуют каких-то предметов, которые почти всегда есть в обиходе) :

«Упражнение с мячом-ёжиком»

«Упражнение с прищепками»

«Упражнение с эспандерами»

«Упражнение со стопором»

«Упражнение с пробками»

«Узловка»

«Упражнение с чётками»

«Упражнение с бусами»

«Упражнение со счётными палочками»

• Гимнастика для пальцев :

«Щелчки»

«Потягивание за кончики пальцев»

Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением. Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, где нечем занять ребёнка). Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Рекомендации:

Чтобы пальчиковые игры для развития речи приносили пользу и были детям в радость, следует придерживаться следующих рекомендаций:

если в задуманной вами игре присутствуют незнакомые ребенку персонажи или понятия, следует предварительно его ознакомить с ними с помощью игрушек или картинок;

для успеха мероприятия следует проводить игру с крайне выразительной мимикой;

чтобы детям было легче воспринимать информацию, следует делать паузы в подходящих местах, а также комментировать движения с правильной интонацией;

для начала лучше остановиться на двух-трех играх, а когда они будут освоены, можно переходить к новым;

чтобы пальчиковые игры для развития речи дарили позитив, не акцентируйте внимание на промахах ребенка, а хвалите его за любой успех.

В заключение хотелось бы отметить, что степень увлечения детей пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения  должны отличаться осторожностью,   для малышей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого, поэтому, работая с этой возрастной категорией, стихи лучше заучивать наизусть.

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у дошкольников
Публикации по теме:

Пальчиковые игры-лучший способ развития мелкой моторики рук дошкольника Родительское собрание в младшей группе «Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики рук дошкольника» МБОУ РСШ Филиал.

Игры для развития мелкой моторики Роль мелкой моторики в развитии речи детей. Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский.

Игры для развития мелкой моторики рукИгры для развития мелкой моторики рук Предлагаю познакомиться с комплексом игр—упражнений для развития мелкой моторики рук. Цель: тренировка движений пальцев и кисти рук, подготовка.

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики Игра "Мы сажаем огород" Цель: Развивать тактильную чувствительность рук. Стимулировать зрительное и слуховое восприятие. Тренировать тонкие.

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики Особое место в моей работе занимает развитие мелкой моторики, так как она непосредственно влияет на формирование речи ребенка. В работе.

«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников О том, что мне нравиться использовать в работе что-то необычное, я писала в предыдущих публикациях. Сегодня хочу остановиться на применении.

Мастер-класс «Нестандартные дидактические игры для развития мелкой моторики дошкольников»Мастер-класс «Нестандартные дидактические игры для развития мелкой моторики дошкольников» В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и.

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук Гвозди. Одна рука – «молоток» (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь.

Пальчиковые игры — лучший способ развития мелкой моторики у дошкольников. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому, развитие речи.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» Журнал для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» В этом выпуске:Значение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у дошкольников
Опубликовано: 22 октября 2015 в 22:53
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД