Инна Абдалова
Пальчиковые игры для развития речи детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – это особая деятельность ребёнка, посредством которой он органично развивается, познаёт огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания дошкольников проходят в форме игры.
Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребёнка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми. Формируется понятие гендерной принадлежности, происходит приобщение к истокам народной культуры. В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире.
Публикация «Пальчиковые игры для развития речи детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Пальчиковые игры помогают детям освоить счёт, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность в восприятии художественного слова, развивать память, воображение, речь. Гармонизация движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения; помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп; учит соблюдению речевых пауз.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магнетическим, утешающем и успокаивающим.
Все пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцев индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулируют развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышать речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
1. Игровые задания постепенно усложняются.
2. Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.
3. Если в новой игре имеются незнакомые детям персонажи или понятия, сначала нужно рассказать о них, используя картинки или игрушки.
4. Если сюжет игры позволяет, можно «побегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, пощекотать, погладить и др.
5. Не допускать переутомления детей в игре.
6. Продолжительность игры около 10 минут.
С чего начинать обучение пальчиковой игре?
1. Сначала взрослый сам показывает игру.
2. Затем показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый с ребёнком выполняют движения одновременно, или с необходимой помощью, текст произносит взрослый.
4. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Далее предлагаем Вашему вниманию варианты различных видов игр и упражнений для детей 3 – 4 лет, в которых используются пальчиковые игры.
1) Игры-манипуляции
• «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
• «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик — дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик.
Эти упражнения ребёнок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
2) Сюжетные пальчиковые упражнения
• «Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
• "Распускается цветок" — из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
• «Грабли» — ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
• «Елка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу) -пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.
3) Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
4) Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном.
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. для детей с 3 лет.
«Кулак - ребро - ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе) для детей с 4 лет.
5) Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
• «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.
• «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
• «Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
• «Согреем руки» - движения, как при растирании рук,
• «Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
• «Гуси щиплют траву» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
6) Пальчиковый театр
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
• «Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
• «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец - какой-либо персонаж.
• «Рыбки» - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее».
• «Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
Литература
1. 100 лучших пальчиковых игр / сост. В. Г. Дмитриева. – Москва: АСТ, 2018. – 46, [2] с. : ил. – (Карманная книжка малыша).
2. Железнова Е. Пальчиковые игры для развития речи и мышления ребенка. – М., 2008.
3. Развиваем мелкую моторику и речь. 150 игровых упражнений / Т. А. Ткаченко; [ил. Елена Мельниковой и Евгении Нитылкиной]. – Москва: Эксмо, 2018.-122 с. : ил.