Получи документы

Опыт работы «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Джамиля Алибекова
Опыт работы «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

В. А. Сухомлинский

1. Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Так же ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

Публикация «Опыт работы „Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников“» размещена в разделах

Работая в разновозрастной группе, я часто наблюдаю, как дети неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается слабое развитие мелкой моторики рук, что ведет к проблемам с речевым развитием. Поэтому так важно заботиться о развитии мелкой моторики рук и кистей, необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию специальных игр и упражнений, самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности.

Проблема развития мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, уверенным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, памяти, творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Эти упражнения способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

Если мы хотим, чтобы ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу - с раннего возраста необходимо развивать его руки : пальцы и кисти.

Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных считалок, потешек, упражнений, сказок при помощи пальцев.

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно. Только при этом условии будет наибольший эффект от упражнений. Задания должны быть несложными, понятными, доступными, приносить ребенку радость, нельзя допускать скуку и переутомления. Эти упражнения я применяю в своей работе ежедневно, и не только на занятиях.

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой игрой, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но и мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают детей.

Я использую следующие формы работы с детьми :

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы :

1. Массаж кистей рук.

2. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

3. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие, собирает внимание детей.

Нетрадиционное использование предметов (карандаши, орех,крышки, узелок) стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою детей, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движение пальцев рук.

Как играть в пальчиковые игры

Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать детей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

В идеале: каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется.

Группы пальчиковых игр

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому их можно разделить на определенные группы :

Игры – манипуляции.

Эти упражнения дети может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Для детей использую следующие игры : «Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…», а для старших детей игры : «Семья», «Дом», «Лес»; «Пальчик-мальчик, где ты был?.», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?.», «Пальчики пошли гулять…» и т. д.

Сюжетные пальчиковые упражнения.

К этой группе относятся такие упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев:

«Пальчики здороваются», «Мышка» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

В этих упражнениях ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кистей рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Практическая часть.

- А теперь я хочу показать и провести с вами пальчиковые игры и упражнения, которые можно использовать в разных видах деятельности, в том числе и на познавательных занятиях:

Кинезиологические упражнения:

А сейчас мы проведем с вами кинезиологические физминутки :

1 Упражнение «Колечко».

(Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу, произнося слоги: рэ-ры…

простейшее упражнение «Фонарик» (соединять в щепоть и раскрывать все пальцы правой и левой рук поочерёдно).

Фонарик погас! – Фонарик зажёгся!

Когдва упражнение уже знакомо, усложнить с сочетанием и произношением слогов: ша-шо…

2. Упражнение с усложнением задания - «Зайчик, Колечко, Цепочка»

Участники выходят в круг

3 Очень нравится детям пальчиковые игры с мелкими предметами : с карандашами, крышками, орехами, массажными мячами, узелками:

Я покажу вам упражнение «Орех»(движения соответствуют тексту)

«Я катаю свой орех

По ладоням снизу вверх.

А потом обратно,

Чтоб стало мне приятно.

Я катаю свой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Покажу вам пальчиковые игры с массажным мячом :

«Веселый счет»

«Ежик» в руки нужно взять,

(берем массажный мячик)

Чтоб иголки посчитать.

(катаем между ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять!

(пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

Начинаем счет опять.

(перекладываем мячик в другую руку)

Раз, два, три, четыре, пять!

(пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

Вывод: Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, дети лучше усваивают такие понятия, как «выше», «ниже», «лево», «право», закрепляют и разучивают счет, да и просто улучшается настроение.

Общий вывод: Таким образом, включение игровых приёмов по применению пальчиковых игр на всех занятиях помогает детям развивать речь, память, ритмику, моторику, фантазию. Создаёт предпосылки для развития умственного развития и учебной деятельности. Использование пальчиковых игр и игровых приёмов в моей работе позволяет снизить утомляемость у детей и повысить эмоциональную заинтересованность.

Презентация прилагается.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Пальчиковые дорожки — тренажер для для развития мелкой моторики рук ребенка к Дню пуговиц на МAAMПальчиковые дорожки — тренажер для для развития мелкой моторики рук ребенка к Дню пуговиц на МAAM "Пальчиковые дорожки" - тренажер для для развития мелкой моторики рук ребенка к Дню пуговиц на МAAM Ребенок постоянно изучает, постигает.

Опыт работы по созданию предметно-пространственной среды для развития мелкой моторикиОпыт работы по созданию предметно-пространственной среды для развития мелкой моторики Сегодня я хочу представить вашему вниманию конкурсную работу, которую я назвала- «Большие возможности мелкой моторики». И начать свой.

Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы»Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы» Давным-давно известно, что "Ум находится на кончиках пальцев" (В. А. Сухомлинский). Также много сказано, о зависимости уровня развития речи.

Групповой конкурс «Игры для развития мелкой моторики дошкольников…» (фотоотчёт-часть 1)Групповой конкурс «Игры для развития мелкой моторики дошкольников…» (фотоотчёт-часть 1) Со 25 января по 19 февраля 2016 года в нашей младшей группе «Медвежата» для родителей и дошкольников был организован групповой конкурс «Игры.

Фотоотчёт «Групповой конкурс «Игры для развития мелкой моторики дошкольников» (часть 2)Фотоотчёт «Групповой конкурс «Игры для развития мелкой моторики дошкольников» (часть 2) Уважаемые коллеги, сегодня хочется продолжить знакомство с результатами группового конкурса «Игры для развития мелкой моторики дошкольников…»,.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников«Люблю я макароны» или применение нетрадиционных методов развития мелкой моторики — развивающие игры дошкольников О том, что мне нравиться использовать в работе что-то необычное, я писала в предыдущих публикациях. Сегодня хочу остановиться на применении.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования»Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования» Актуальность. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует.

Пособие «Пальчиковые дорожки» из фетра для развития мелкой моторики рукПособие «Пальчиковые дорожки» из фетра для развития мелкой моторики рук по методике Е. И. Черновой Е. Ю. Тимофеевой «Пальчиковые шаги» Пособие "Пальчиковые дорожки" из фетра направлено на развитие мелкой моторики.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»
Опубликовано: 6 апреля 2021 в 20:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД